решение № 2-1289/2011 по иску Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Шангареева И.Р. (не вступ. в закон. силу)



Дело 2-1289/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз                             30 ноября 2011 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Абдуллина Р.Р.,

при секретаре Мурдашевой Г.Р.,

с участием помощника прокурора Ягудиной Л.Р.,

представителя администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Паньковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Шангареева ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор РБ в интересах Шангареева И.Р. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуза РБ, мотивируя требования тем, что Шангареев И.Р. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Шангарееву И.Р. по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона рот 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено. В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд за защитой прав Шангареева И.Р.

       В ходе судебного заседания помощник Мелеузовского межрайонного прокурора РБ Яруллин А.Р. поддержал заявленные требования, просил обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район и г. Мелеуз РБ и Правительство Республики Башкортостан обеспечить Шангареева И.Р., <дата обезличена> года рождения, жилым помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуза РБ, общей площадью в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм..» - не менее 14 квадратных метра, но не более 33 квадратных метров.

           Истец Шангареев И.Р. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в апреле 2006 года обращался в администрацию Мелеузовского района и г. Мелеуза РБ с заявлением о включении его в льготный список на получение жилого помещения как лица оставшегося без попечения родителей, был включен в указанный список. Закрепленного за ним жилого помещения не имеет. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Панькова Л.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно действующему законодательству администрация муниципального района Мелеузовский район РБ как орган местного самоуправления не наделена полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный вопрос отнесен к ведению субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления осуществляют регистрацию, учет и составляют списки лиц указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, представляют заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные функции администрация муниципального района Мелеузовский район РБ выполняет. Шангареев И.Р. и его брат ФИО1 включены в указанные списки и заявку на 2011 год. Считает, что администрация муниципального района Мелеузовский район РБ является ненадлежащим ответчиком по делу.

         Из письма Министерства экономического развития РБ от 25 ноября 2011 г. № 14-5275 следует, что Республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 г. № 1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме 100 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещения администрациями муниципальных районов и городских округов РБ, является Министерство образования РБ. На основании изложенного, просило рассмотреть дело без участия его представителя.

           Представители ответчика Правительства РБ, третьих лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили.

           Из письма Министерства экономического развития РБ от 10 ноября 2011 г. № 14-4992 следует, что Республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 г. № 1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме 100 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещения администрациями муниципальных районов и городских округов РБ, является Министерство образования РБ. На основании изложенного, просило рассмотреть дело без участия его представителя.

Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав представленные суду документы, отзывы не явившихся сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из объяснений истца и представителя администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, а так же представленных суду в качестве доказательств документов, Шангареев И.Р., <дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: мать в 1995 году на основании решения Кугарчинского районного суда от <дата обезличена> лишена родительских прав, отец умер, что подтверждается соответствующим свидетельством о смерти от <дата обезличена>.

            Из справки <№> от 08.11.2010 года следует, что Шангареев И.Р., <дата обезличена> года рождения, с <дата обезличена> по <дата обезличена> года обучался на дневном отделении в ГОУ НПО ... г. Мелеуз РБ по профессии «...».

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Шангареев И.Р. правами отдельного лица на объекты имущества не обладает.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные законодательством дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Республики Башкортостан. Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, и относятся к ее расходным обязательствам.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в целях государственной поддержки указанной категории лиц, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановлено предоставлять детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми -сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Применительно к вышеизложенному, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления РБ не может быть возложена обязанность по предоставлению детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди.

Следовательно в этой части исковые требования истца несостоятельны и в их удовлетворении надлежит отказать.

Исковые требования истца в отношении Правительства Республики Башкортостан суд находит правомерными в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами и установленными по делу обстоятельствами, следовательно они подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Шангареева ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Шангарееву ..., <дата обезличена> года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуза РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв. м, но не более 33 кв. м.

В иске Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Шангареева И.Р. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Мелеузовский районный суд РБ в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                    Р.Р. Абдуллин