решение № 2-1249/2011 по иску Айтуганова Р.Б. к ГУ УПФ РФ в Мелеузовском районе (не вступ. в закон. силу)



Дело № 2-1249/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз           19 декабря 2011 г.

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Абубакировой Р.Р.

при секретаре Сусловой Л.В.

с участием истца Айтуганова Р.Б.,

представителя ответчика Ахметдиновой З.А.,

рассмотрев исковое заявление Айтуганова ... к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в стаж периода службы в армии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Айтуганов Р.Б. обратился в суд с указанным иском, обосновав его тем, что 31 августа 2011 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от 09 сентября 2011 г. <№> в назначении указанной пенсии ему было отказано. При этом не были засчитаны в педагогический стаж периоды работы в качестве ... с <дата обезличена> по <дата обезличена> (1 месяц), службы в Вооруженных силах СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена> (2 года 5 дней), нахождения в учебных отпусках во время заочного обучения в ... (3 месяца 15 дней), всего 2 года 4 месяца 20 дней. С данным решением не согласен. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.Просил отменить решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от 09 сентября 2011 г., включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в качестве руководителя физвоспитания с <дата обезличена> по <дата обезличена>, службы в Вооруженных силах СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена>, нахождения в учебных отпусках во время заочного обучения в ... 3 месяца 15 дней, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 31 августа 2011 г.

В судебном заседании Айтуганов Р.Б. исковые требования поддержал частично, просил отменить решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от 09 сентября 2011 г., включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период службы в Вооруженных силах СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена> в двойном исчислении, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 31 августа 2011 г. В части включения периодов работы в качестве ... с <дата обезличена> по <дата обезличена>, нахождения в учебных отпусках во время заочного обучения в ... 3 месяца 15 дней исковые требования не поддержал.

Представитель ответчика Ахметдинова З.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, действовавшие на 31 декабря 2001 г., то есть на момент вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» на 31 декабря 2001 г. не применялось на территории РФ. Данный нормативно-правовой акт отменен и не действует с 1993 года. Следовательно, применение указанного постановления противоречит как действующему пенсионному законодательству, так и правовой позиции Конституционного суда РБ, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П. В период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» п. 2 применялся только во взаимосвязи с п. 4, согласно которому истец должен был отработать на 22 сентября 1993 г. (дата отмены нормативно-правового акта) 16 лет 8 месяцев, что составляет 2/3 от стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением. Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу. Истец на настоящее время продолжает работать. Кроме того, истец не учел, что спорные периоды работы могут быть включены в специальный стаж только при условии, если этим периодам непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, что подтверждается Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1995 г. № 94. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ от 09 сентября 2011 г. № 29 Айтуганову Р.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с тем, что им не выработан стаж педагогической деятельности, требуемый для определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (25 лет). Не засчитан в стаж педагогической деятельности период службы в Вооруженных силах с <дата обезличена> по <дата обезличена> (2 года 5 дней), периоды учебных отпусков (3 месяца 15 дней). Периоды работы, засчитанные в стаж педагогической деятельности, составляют 22 года 8 месяцев 14 дней.

Вопрос об оценке пенсионных прав застрахованных лиц урегулирован постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ. Указанным постановлением признана не противоречащей Конституции РФ норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 г. прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Данная правовая позиция подтверждена определением Конституционного суда РФ от 05 ноября 2002 г. № 320-О.

В связи с этим при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в некоторых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», то есть правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, вне зависимости от того, выбран ли указанный стаж полностью либо частично.

Как следует из Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с данным законом, но не позднее 01 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (в необходимы случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления названного Федерального закона.

Из разъяснения Минтруда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4 также следует, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.) в указанный стаж включаются все периоды работ и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсий по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности) с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге лет не менее 25 лет.

Согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначении указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

На момент обращения истца за назначением пенсии, т.е. на 31 августа 2011 г., вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируются несколькими нормативно-правовыми актами, утвержденными Правительством РФ. Эти нормы изложены в виде Перечня учреждений, работа в которых на должностях, указанных в этих списках, засчитывается в выслугу, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. за № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (Список 1991 года)

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года), а также были утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года).

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации № 1067 от 22 сентября 1999 г. до 01 ноября 1999 г. выслуга, дающая право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, подлежит определению по списку 1991 года, а с 01 ноября 1999 года - по списку 1999 года. Согласно абзацу 2 п. 3 названного постановления Правила исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по желанию гражданина могут также применяться при исчислении выслуги за периоды до 1 ноября 1999 года.

В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Из исследованной судом трудовой книжки Айтуганова Р.Б. следует, что истец <дата обезличена> г. был принят на работу ..., <дата обезличена> переведен на должность ... <дата обезличена> уволен в порядке перевода и <дата обезличена> принят на должность ..., по настоящее время работает ...

Служба в армии в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> подтверждается записями в военном билете Айтуганова Р.Б. ... <№>.

Суд считает, что указанный период подлежит зачету в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Период службы истца в Вооруженных силах ССССР относится к периодам деятельности до 01 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, действовавшего в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Требование о том, чтобы службе в составе Вооруженных Сил СССР непосредственно предшествовала и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность, указанная правовая норма не содержит.

Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) - один день военной службы за два дня работы.

На основании изложенного, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы в Вооруженных силах СССР с 23 мая 1982 г. по 28 мая 1984 г. подлежит включению в специальный педагогический стаж работы Айтуганова Р.Б. в двойном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости.

Стаж бесспорной педагогической деятельности Айтуганова Р.Б. составляет 22 года 8 месяцев 14 дней. Служба в Вооруженных силах СССР в двойном исчислении составляет 4 года 10 дней. С учетом этого специальный стаж педагогической деятельности истца составляет более 25 лет.

Исковые требования в части включения в педагогический стаж периодов работы в качестве руководителя физвоспитания, нахождения в учебных отпусках Айтуганов Р.Б. не поддержал.

При таких обстоятельствах исковые требования Айтуганова Р.Б. подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о дате, с которой истец имеет право на вышеуказанную пенсию, суд исходит из следующего.

В силу ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом достоверно установлено, что на момент обращения за трудовой пенсией в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ, то есть на 31 августа 2011 г., Айтуганов Р.Б. имел право на указанную пенсию, им были предоставлены все документы, но ему было отказано в назначении пенсии.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о назначении ему пенсии по старости следует удовлетворить с момента его обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости с заявлением от 31 августа 2011 г.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Айтуганова ... к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе РБ об отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в стаж периода службы в армии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ от 09 сентября 2011 г. <№> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с невключением в специальный стаж педагогической деятельности Айтуганову ... периода службы в Вооруженных силах СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена> признать незаконным.

Включить в специальный стаж педагогической деятельности Айтуганова ... период службы в Вооруженных силах СССР с <дата обезличена> по <дата обезличена> в двойном исчислении.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе по РБ назначить и выплачивать Айтуганову ... досрочную трудовую пенсию по старости с 31 августа 2011 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья:       Р.Р. Абубакирова.

Решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате.

Председательствующий судья:       Р.Р. Абубакирова.