Решение №2-58/2012 по иску Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Локтионовой В.С.



Дело № 2-58/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз           24 февраля 2012 г.

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Байрашева А.Р.

при секретаре Шульгиной А.В.

с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Ягудиной Л.Р.,

истицы Локтионовой В.С.,

представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Локтионовой ... к Правительству Республики Башкортостан, администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, обосновав его тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что Локтионова В.С., <дата обезличена> года рождения, относящаяся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, в нарушение действующего законодательства не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Просил обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и Правительство Республики Башкортостан обеспечить Локтионову В.С. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуз Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной постановлением Правительства РБ № 200 от 20 июля 2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 04 сентября 2008 г. № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров.

Впоследствии Мелеузовский межрайонный прокурор изменил и уточнил исковые требования, просил обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить администрации муниципального образования Мелеузовский район РБ субвенции для осуществления переданных государственных полномочий по приобретению жилого помещения Локтионовой В.С. общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной постановлением администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04 сентября 2008 г. № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 кв.м на территории Мелеузовского района РБ; обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить Локтионовой В.С. жилое помещение общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной постановлением администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04 сентября 2008 г. № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 кв.м на территории Мелеузовского района РБ в пределах выделенных на эти цели субвенций.

В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора уточнил исковые требования, просил обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Локтионовой В.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории Мелеузовского района РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв. м. за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Истица Локтионова В.С. поддержала исковые требования прокурора, суду пояснила, что ее родители были лишены родительских прав в 2001 году. С 01 сентября 2007 г. по 25 июня 2010 г. обучалась на дневном отделении в .... Дом родителей в <адрес обезличен> сгорел в январе 2004 года, непригоден для проживания. Закрепленного за ней жилого помещения не имеет. В связи с отсутствием жилья проживает у тети ФИО4

Представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в 2011 году администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ в Министерство образования РБ направлена заявка на выделение 17286 тыс. рублей для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в количестве 41 человек. Однако согласно распоряжениям Правительства РБ в 2011 году для этих целей было выделено всего 9812,1 тыс. рублей. Указанных средств не могло хватить для приобретения жилого помещения Локтионовой В.С., значившейся в заявке под № 20. В 2012 году сформирована заявка, в которую вошли и те дети-сироты, которые не были обеспечены жильем в 2011 году из-за отсутствия бюджетных средств, в том числе и Локтионова В.С. В заявке на 2012 год Локтионова В.С. указана под № 10. Согласно данной заявке в 2012 году необходимо 26611,2 тыс. рублей. 05 декабря 2011 г. был принят бюджет Республики Башкортостан на 2012 год, в котором предусмотрено выделение субвенций администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 11793,2 тыс. рублей. Указанной суммы явно недостаточно для приобретения жилых помещений всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете по состоянию на 01 января 2012 г. Средства, заложенные в бюджете, на счет администрации муниципального района Мелеузовский район РБ не поступали. В настоящее время также не установлена рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на первый квартал 2012 года. Таким образом, объявить конкурс на приобретение жилых помещений с учетом заложенных бюджетных средств пока не представляется возможным.

Представители ответчика Правительства РБ, третьих лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Министерство образования РБ представило суду отзыв на исковое заявление от 09 февраля 2012 г. № 01-13/100, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование своих возражений указало, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе по предоставлению жилья. Законом РБ от 05 декабря 2011 г. № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в размере 400 млн. рублей, в том числе Мелеузовскому району в размере 11793,2 тыс. рублей. Учитывая вышеизложенное нарушение прав Локтионовой В.С. по обеспечению жилым помещением не допущено. Просило рассмотреть дело без участия его представителя.

Из письма Министерства экономического развития РБ от 27 января 2012 г. № 17-367 следует, что Республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 г. № 1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме 280 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещения администрациями муниципальных районов и городских округов РБ, является Министерство образования РБ. Законом РБ от 31 октября 2011 г. № 451-з предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ. На основании изложенного просило рассмотреть дело без участия его представителя.

С учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Судом исследованы представленные документы.

Согласно паспорту <№>, выданному отделением УФМС России по РБ в г. Мелеуз 09 ноября 2011 г., Локтионова В.С. родилась <дата обезличена> в <адрес обезличен>.

Из свидетельства о рождении IХ-АР № 267738 от <дата обезличена> следует, что родителями Локтионовой В.С. являются ФИО6 и ФИО7

Решением Мелеузовского районного суда РБ от 18 декабря 2001 г. ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Локтионовой В.С., <дата обезличена> г.р.

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании <адрес обезличен> регистрационный номер <№> от 25 июня 2010 г. Локтионова В.С. обучалась в ... ей присвоена квалификация - ...

Из справки администрации сельского поселения Нордовский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ от 14 ноября 2011 г. № 1404 следует, что Локтионова В.С. зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен> с 03 октября 1991 г. Квартира сгорела.

Согласно адресной справке от 14 ноября 2011 г. Локтионова В.С. по сведениям адресного бюро ОУФМС России по РБ в г. Мелеуз прописана в <адрес обезличен>.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 30 ноября 2011 г. № 12/017/2011-292 следует, что сведения о правах Локтионовой В.С. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно справке Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от 12 декабря 2011 г. № 691 регистрация права собственности за Локтионовой В.С. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не проводилась.

Из справки Отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 14 февраля 2012 г. № 230 следует, что в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены лимиты капитальных вложений на сумму 9812,1 тыс. рублей.

В заявке администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на выделение лимита капитальных вложений с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 год, утвержденной постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 15 июля 2011 г. № 1419, Локтионова В.С. указана под № 20 (общее число в списке 41 человек).

В заявке администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на выделение лимита капитальных вложений с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2012 год, утвержденной постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 31 января 2012 г. № 161, Локтионова В.С. указана под № 10 (общее число в списке 36 человек).

Соглашением между Министерством образования РБ и администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ от 16 декабря 2011 г. предусмотрено предоставление министерством в 2012 году субвенций из бюджета РБ бюджету муниципального образования, в том числе на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 11793,2 тыс. рублей.

Из справки Финансового управления муниципального района Мелеузовский район РБ от 24 февраля 2012 г. № 03-14/13 следует, что денежные средства, предусмотренные в бюджете муниципального района Мелеузовский район РБ, на приобретение квартир детям-сиротам в соответствии с соглашением от 16 декабря 2011 г. в размере 11793,2 тыс. рублей по состоянию на 24 февраля 2012 г. в бюджет не поступили.

Выслушав прокурора, истицу Локтионову В.С., представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриеву Т.Д., исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище.

Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные требования закреплены в ст. 5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 (в редакции от 02 декабря 2011 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки указанной категории лиц, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04 сентября 2008 г. № 16 установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что Локтионова В.С., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, окончив обучение в образовательном учреждении 25 июня 2010 г., закрепленного за ней жилого помещения не имеет и в нарушение указанных требований закона жилой площадью не обеспечена. Квартира, в которой зарегистрирована Локтионова В.С., уничтожена пожаром. Указанные обстоятельства подтверждается исследованными материалами дела.

Ответчиками, третьими лицами не оспаривается право Локтионовой В.С. на внеочередное обеспечение социальным жильем.

Частью 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 г. № 260-з (в редакции от 31 октября 2011 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного Кодекса РФ.

Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Согласно ст. 8 Закона РБ от 28 декабря 2005 г. № 260-з (в редакции от 31 октября 2011 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РБ от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемых за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения.

Согласно п. 3 названного постановления финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

- распоряжения Правительства РБ о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- заявки Министерства образования РБ, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость предоставляемого жилья.

Оплата жилья осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов РБ.

Из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что на органы местного самоуправления Республики Башкортостан возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений вне очереди за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

В соответствии с Законом РБ «О бюджете РБ на 2012 год» муниципальному району Мелеузовский район РБ распределены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в размере 11793,2 тыс. рублей.

Локтионова В.С. включена в заявку администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на выделение лимита капитальных вложений с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на 2012 год.

Доводы представителя ответчика администрации о том, что выделенные в 2012 году средства в размере 11793,2 тыс. рублей на счет администрации муниципального района Мелеузовский район РБ не поступали, а также, что до настоящего времени не установлена рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения на первый квартал 2012 года, не являются основаниями для отказа в предоставлении Локтионовой В.С. жилого помещения согласно указанной заявке.

В силу вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд находит исковые требования прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Локтионовой ... к Правительству Республики Башкортостан, администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Локтионовой ... вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории Мелеузовского района Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 14 кв. м. за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Мелеузовский районный суд РБ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                     А.Р. Байрашев