Дело № 2-1223/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Мелеуз 14 декабря 2011 года Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Лялиной В.Н., с участием прокурора Касаткиной Л.Р., истицы Филипповой О.В., представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Дмитриевой Т.Д., при секретаре Кармаковой Т.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Филипповой ... к администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, Правительству РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории г.Мелеуз общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, УСТАНОВИЛ: Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал следующее. Филиппова О.В., <дата обезличена> года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Родители ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав. С <дата обезличена> по <дата обезличена> Филиппова О.В. обучалась на ... ... г.Мелеуза. Филиппова О.В., имеющая право на внеочередное предоставление жилья, жилой площадью не обеспечена. Просит обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ и Правительство РБ обеспечить Филиппову О.В. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории г.Мелеуз общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - не менее 14 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров. В судебном заседании пом.Мелеузовского межрайонного прокурора Касаткина Л.Р. исковые требования поддержала. Истица Филиппова О.В. исковые требования поддержала, пояснила, что у неё отсутствует жилье. Дом, в котором она жила сгорел. После окончания ... она живет на съемной квартире. Представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Дмитриева Т.Д. исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии со ст.34 ГК РФ, Федеральным Законом от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. В силу ст. 15, ст. 15.1 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение жилой площадью не входит в круг вопросов местного значения муниципального района. Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П установлено, что абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов ставят на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения; представляют в Министерство образования РБ списки детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений; представляет заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет. Указанные функции администрация муниципального района Мелеузовский район РБ выполняет. Органам местного самоуправления функция обеспечения лиц жилой площадью не возложена. В связи с этим администрация муниципального района Мелеузовский район РБ является ненадлежащим ответчиком. Представитель ответчика - Правительства РБ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без их участия (л.д. 78-80). Из отзыва Правительства РБ на исковое заявление следует, что исковые требования Правительство РБ не признает по следующим основаниям. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На момент предъявления иска ребенок не пребывает в образовательном учреждении (в том числе высшем профессиональном) и у него отсутствует закрепленное жилье и он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. В рамках реализации обеспечения дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение в Республике Башкортостан приняты Закон РБ от 27 октября 1998 года 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с данным постановлением обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложена на администрации муниципальных районов и городских округов. Правительством Республики Башкортостан осуществляется лишь финансирование расходов администраций муниципальных районов и городских округов на приобретение жилья. Согласно распоряжениям Правительства РБ от 31 декабря 2009 года № 1515-р, от 3 июня 2010 г. № 579-р из бюджета Республики Башкортостан на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в 2010 году было выделено ... рублей. Согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года № 151 б-р в 2011 году на финансирование расходов на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделено ... рублей. Обязательство по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть возложено на органы местного самоуправления. Представители третьих лиц - Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ, Министерства финансов РБ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Имеются заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 55, 76, 77). В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Третье лицо - Министерство образования РБ просит в иске отказать. Из отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона РБ от 27 октября 1998 года № 188-8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением Правительства РБ № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Постановление) определен порядок предоставления жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Постановлением установлен ежегодный срок (к 1 апреля) формирования списка (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений с целью определения лимита капитальных вложений за счет средств бюджета Республики Башкортостан. В соответствии с этим Постановлением, Министерством образования РБ сформирован сводный список (банк данных) детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, где Филиппова О.В. состоит на учете для получения жилого помещения. 31 марта 2011 года Министерством была подана ежегодная заявка <№> на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот в Министерство экономического развития РБ, в которую включена и Филиппова О.В. Распоряжением Правительства РБ № 285-р от 31.03.2011 года выделен лимит капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений по состоянию на 1 апреля 2011 года, всего в сумме ... рублей, в том числе и Мелеузовскому району и городу Мелеуз в сумме ... рублей. Учитывая вышеизложенное, ответчиками не допущено нарушения прав Филипповой О.В. по обеспечению жилым помещением. Министерство просит отказать в удовлетворении исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора (л.д. 63). Из отзыва третьего лица - Министерства экономического развитияРБ следует, что в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 года №151 б-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме 100 млн.рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Истица Филиппова О.В., <дата обезличена> г.р., является дочерью ФИО2 и ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении ... <№> (л.д. 7). Решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Филипповой О.В. (л.д. 65). Решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери Филипповой О.В. (л.д. 10). Филиппова О.В. обучалась в ... <№> г.Мелеуза с <дата обезличена> по <дата обезличена> в группе ... по специальности ..., ...л.д. 11). Из сообщения ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ от 03.10.2011 года следует, что регистрация права за Филипповой О.В., до создания Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РБ, не проводилась (л.д.5). Из уведомления Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РБ от 07.10.2011 года следует, что в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Филипповой О.В. на объекты недвижимого имущества (л.д. 14). По данным отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовского района РБ, Филиппова О.В. не имеет закрепленного жилого помещения на территории Мелеузовского района и г.Мелеуза (л.д. 9). В соответствии с сообщением УФМС России по РБ в г.Мелеуз, Филиппова О.В. с рождения зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, также этом в доме зарегистрирован сын истицы ФИО3, <дата обезличена> года рождения, (л.д. 6). Из письма администрации сельского поселения следует, что данный дом сгорел в сентябре 2005 года, в последствии, дом отремонтирован, в нем проживает дядя ФИО2 с сожительницей ФИО4 Наследство не оформлено. Жилье за Филипповой О.В. не закреплено (л.д. 67). Филиппова О.В. трудоустроена ..., в данный момент находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (л.д. 43). В соответствии со ст. 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз.2 п.1 ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзаца 4 ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 года № 188-3 (ред. от 30.12.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ). Согласно Постановлению Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 (в ред. от 21 января 2011 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривают, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Согласно ч. 6 ст. 19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ. Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому на органы местного самоуправления РБ не может быть возложена обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения вне очереди. В силу приведенных норм закона, поскольку предоставление жилых помещений является обязательством субъекта Российской Федерации, то обязанность по предоставлению Филипповой О.В. жилого помещения во внеочередном порядке должна быть возложена на Правительство Республики Башкортостан. При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора к администрации муниципального района Мелеузовский район РБ удовлетворению не подлежат. Доводы ответчика - Правительства Республики Башкортостан и третьих лиц о том, что не допущено нарушение прав Филипповой О.В. на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, являются необоснованными. На основании изложенного исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора к Правительству РБ подлежат удовлетворению, поскольку Филиппова О.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им. Обязанность по предоставлению жилья Филипповой О.В. должна быть возложена на Правительство РБ в силу ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Мелеузовскому межрайонному прокурору отказать в иске к администрации Мелеузовского района и г.Мелеуз РБ об обеспечении вне очереди жилым помещением Филиппову .... Исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора к Правительству Республики Башкортостан в интересах Филипповой ... удовлетворить. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Филипповой ... благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма вне очереди на территории г.Мелеуза РБ общей площадью не менее 14 квадратных метров и не более 33 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий В.Н. Лялина