2-14/12 по иску Старцевой А.Н. к Старцевой Е.Н. о понуждении к госудасртвенной регистрации права на недвижимость



Дело № 2-14/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз                                                                                                     21 марта 2012 года

         Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Т.Е.,

при секретаре Сычковой Н.Г.,

с участием истицы Старцевой А.Н. и ее представителя адвоката Козлова В.Д.,

ответчицы Воробьевой (Старцевой Е.Н.) и ее представителя Шанина В.Л.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старцевой ... к Старцевой ... о понуждении к государственной регистрации права на недвижимость,

УСТАНОВИЛ:

Старцева А.Н. обратилась в суд с иском к Старцевой Е.Н. о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности, при этом указала, что по договору купли-продажи от 25.08.2004 года Старцева Е.Н. продала, а Старцева А.Н. купила одноэтажное кирпичное встроенное помещение (здание магазина), незавершенное строительство, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Указанное помещение, принадлежало Старцевой Е.Н. на праве собственности. В соответствии с требованиями ст. 556 ГК РФ передача помещения Старцевой Е.Н. и принятие его Старцевой А.Н. осуществлено по передаточному Акту от 25.08.2004 года. Решением Арбитражного суда РБ от 12.05.2005 года признано за ПБОЮЛ Старцевой Е.Н. право собственности на встроенное помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>. Свидетельство о государственной регистрации права Старцевой Е.Н. на встроенное помещение магазина выдано <дата обезличена>. Договор купли-продажи недвижимости на встроено-пристроенное помещение магазина по адресу: <адрес обезличен> исполнен сторонами <дата обезличена>, однако до настоящего времени продавец указанного помещения магазина - Старцева Е.Н. уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на магазин Старцевой А.Н.

Истец Старцева А.Н. просит вынести решение о государственной регистрации договора купли-продажи на встроено-пристроенное помещение магазина, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, от 25.08.2004 года и о государственной регистрации перехода права собственности на данное нежилое помещение Старцевой А.Н..

В ходе судебного заседания истица поддержала свои исковые требования. Просила их удовлетворить.

Ответчица Старцева Е.Н.(согласно свидетельства о браке от <дата обезличена> - Воробьева Е.Н.) просила отказать в удовлетворении требований истицы. Завила о подложности представленного в качестве доказательства договора купли- продажи нежилого помещения. Так же в ходе судебного заседания ответчицей было заявлено о том, что истицей пропущен установленный законом срок исковой давности. Считает, что оснований для его восстановления не имеется.

Истица и ее представитель возражали против применения судом срока исковой давности в отношении их требований, считают, что срок не пропущен, так как фактически спорное помещение принадлежит истице, на ответчицу оно было просто оформлено. Истица после заключения договора в 2004 году неоднократно обращалась к ответчице с просьбой зарегистрировать договор в регистрационной палате, последняя обещала, но в 2010 году зарегистрировала право собственности на объект на себя. Считает, что срок давности необходимо исчислять с 26 марта 2010 года, с момента регистрации Старцевой Е.Н. права собственности.

Выслушав объяснения сторон, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (ст. 130).

Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон договора купли-продажи уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Исполнение договора купли-продажи недвижимости продавцом предполагает не только предоставление покупателю объекта недвижимого имущества в фактическое владение, но и участие его в государственной регистрации перехода к последнему права собственности на это имущество по этой сделке. Такая регистрация осуществляется уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании заявлений сторон договора.

При уклонении одной из сторон от обращения в регистрирующий орган государственная регистрации перехода права собственности по договору осуществляется в соответствии с решением суда, которое принимается судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 551 ГК РФ.

Как следует из объяснений истицы и представленных в качестве доказательств письменных документов, по договору купли-продажи от 25.08.2004 года ответчица продала ей одноэтажное кирпичное встроенное помещение (здание магазина), незавершенное строительство, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от <дата обезличена>, за Старцевой Е.Н. зарегистрировано право собственности на Встроенное помещение магазина - незавершенное, общей площадью ... кв. м, этаж 1, литера А. по адресу: <адрес обезличен>.(л.д. 8).

         Согласно представленного суду письменного договора купли-продажи от 25.08.2004 года, ответчик продает истице принадлежащее ей на основании указанного выше свидетельства незавершенное строительством нежилое помещение (л.д. 6).

        Согласно Акта приема-передачи от 25.08.2004 года, во исполнение договора истица приняла данное нежилое здание (л.д. 7).

Согласно Решения Арбитражного Суда РБ от 12.05.2005 года, за Старцевой Е.Н. было признано право собственности на завершенный объект: встроенное помещение, общей площадью ... кв.м, 1 этаж, литера А, расположенный по адресу: <адрес обезличен>(л.д. 9-10).

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права <№>, <дата обезличена> Старцева Е.Н. регистрирует свое право собственности на завершенный объект: встроенное помещение, уже общей площадью ... кв.м, 1 этаж, литера А, расположенный по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 11).

Как следует из письменного заявления стороны, представитель ответчицы Старцевой Е.Н. - Шанин В.Л., просит применить срок давности в отношении требований истца о вынесении решения о государственной регистрации договора купли-продажи от 25.08.2004 года.

Исходя из системного толкования положений ст.ст. 195,196 и 208 ГК РФ к указанному требованию применяется общий срок исковой давности, равный трем годам.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не устанавливают срока, в течение которого должна быть осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество, передаваемое на основании договора купли-продажи.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Как следует из объяснений самой истицы, акт приема передачи помещения был подписан 25.08.2004 года и в этот же день ею были переданы Старцевой Е.Н. денежные средства в сумме 92000 руб.

Как следует из текста договора, срок подачи документов для регистрации перехода права собственности сторонами не оговаривался.

Кроме того в ходе судебного заседания истица не раз заявляла, что изначально Старцева Е.Н. отказывалась под различными предлогами регистрировать заключенный договор в регистрирующем органе.

Таким образом, суд считает достоверно установленным, что уклонение ответчика от государственной регистрации договора фактически началось с момента его оформления, т.е. с 25.08.2004 года.

Именно с этого момента истец Старцева А.Н., заинтересованная в регистрации договора, имела основания требовать от Старцевой Е.Н. совершения необходимых для этого действий, а значит, и считать свое право нарушенным при отсутствии таких действий.

Согласно ст.203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Вместе с тем объяснения сторон и материалы дела не позволяют считать установленным, что Старцева Е.Н. после оформления договора когда-либо прямо признавала свое обязательство совершить действия, необходимые для его государственной регистрации. Представленное истицей Гарантийное обязательство от <дата обезличена> (л.д. 142), не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства, так как указанный документ представлен в копии. Кроме того указанная на документе дата так же находится за пределами срока исковой давности.

В соответствии со ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом или установленные судом.

Согласно ст. 109 ГПК РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока.

Статьей 112 ГПК РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок, этот срок может быть восстановлен по причинам, признанным судом уважительными: тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое.

В ходе судебного заседания истицей Старцевой А.Н. каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска установленного законом срока исковой давности, не было представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом пропущен установленный законом срок исковой давности, он не подлежит восстановлению, в связи с чем в соответствии со ст. 199 ГК РФ в удовлетворении исковых требований Старцевой А.Н. к Старцевой Е.Н. надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Старцевой ... к Старцевой ... о понуждении к государственной регистрации права на недвижимость, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы через Мелеузовский районный суд РБ, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                Т.Е. Фролова

...

...

...