дело № 2-57/12 в отношении Лаптевой И.С.



Дело № 2-57/12

                РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз                16 марта 2012 г.

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гизатуллиной Д.У.,

с участием ст. помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Ягудиной Л.Р.,

с участием истицы Лаптевой (Локтионовой) И.С.,

с участием представителя Администрации МР Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

при секретаре Кувайцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Лаптевой (Локтионовой) ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор РБ обратился в суд в интересах Лаптевой (Локтионовой) И.С. с исковым заявлением к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуза РБ, обосновав его тем, что Лаптевой (Локтионовой) И.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Лаптевой (Локтионовой) И.С. по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставлено. В связи с чем, просят суд обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан обеспечить Лаптеву (Локтионову) И.С. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории г. Мелеуз РБ.

1 марта 2012 г. в судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора РБ Ягудина Л.Р. исковые требования изменила, просила обязать Правительство РБ предоставить администрации муниципального образования Мелеузовский район РБ субвенции для осуществления переданных государственных полномочий по приобретению жилого помещения Лаптевой (Локтионовой) И.С. общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 квадратных метров на территории города Мелеуза РБ. Просит обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить Лаптевой (Локтионовой) И.С. жилое помещение общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 квадратных метров на территории г.Мелеуз РБ в пределах выделенных на эти цели субвенцией

В судебном заседании помощник Мелеузовского межрайонного прокурора РБ Ягудина Л.Р. поддержала измененные заявленные исковые требования, пояснила, что Лаптева (Локтионова) И.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что у Лаптевой (Локтионовой) И.С. закрепленного жилого помещения не имеет и имеет право на получение жилья вне очереди. Их мать и отец лишены родительских прав. Государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления РБ. В соответствии с изменениями, внесенными Законом РБ № 451 от 31 октября 2011 года «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей. При этом предоставление жилья возможно при выделении необходимых средств из средств республиканского бюджета. Просит обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Лаптевой (Локтионовой) И.С. вне очереди жилое помещение в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 квадратных метров на территории г.Мелеуз РБ за счет средств республиканского бюджета.

В судебном заседании истица Лаптева (Локтионова) И.С. измененные исковые требования поддержала, пояснила, что в детстве они с сестрой остались без родительского попечения - их родители лишены родительских прав, жилье отсуствует.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д. исковые требования не признала. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с изменениями, внесенными 31.10.2011 года в Закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления РБ. Передача данных полномочий означает приобретение жилья администрацией муниципального района в случае выделения на это субвенций. Субвенции в количестве, необходимом для обеспечения всех детей-сирот по списку ни на 2011, ни на 2012 года не выделены. Заявка на выделение субвенций, куда включена и Лаптева (Локтионова) И.С. подана в установленном порядке. В 2011 году выделено на приобретение жилья 9 млн рублей вместо 11 млн рублей, в связи с этим всех детей обеспечить жильем не смогли. На 2012 год направлена заявка на 26 млн 600 тысяч рублей, но в бюджет заложено только 11 млн 793 тысяч рублей, поэтому переданные полномочия по обеспечению жильем невозможно исполнить в полном объеме без возложения обязанности на Правительство РБ по выделению средств из республиканского бюджета. Средства, заложенные в бюджете, на счет администрации не поступили до настоящего времени. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, не ниже нормы предоставления, и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в муниципальном районе, утверждаемой Госкомитетом РБ по строительству и архитектуре ежеквартально. До настоящего времени среднерыночная стоимость 1 квадратного метра жилья в первом квартале 2012 года не установлена. Объявить конкурс на приобретение жилых помещений детям сиротам не предоставляется возможным. Администрация муниципального районаМелеузовский район РБ сможет выполнить государственные полномочия по предоставлению жилья детям сиротам лишь при предоставлении необходимых финансовых средств и определении среднерыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, в противном случае решение суда будет неисполнимо.

Ответчик Правительство РБ, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, согласно письменному отзыву согласно письменному отзыву c 1 января 2012 г. вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2011 г. № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления РБ. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, установленном законом Республики Башкортостан на очередной финансовый год. В соответствии с приложением № 7 к Закону Республики Башкортостан от 5 декабря 2011 года № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено 400 000 000 рублей. Согласно приложению 11 Закону РБ «О бюджете РБ на 2012 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год. Ранее, распоряжениями Правительства РБ от 31 марта 2011 года № 285-р, 19 мая 2011 г. № 521-р, 29 сентября 2011 года № 1256-р, 14 ноября 2011 года. № 1440-р муниципальным образованиям было выделено и направлено 370300 000 рублей, которые остались в большей части неосвоенными. При этом, в соответствии с частью 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ выделенные органам местного самоуправления, но не освоенные в 2011 году, денежные средства не подлежат возврату в бюджет РБ в связи с наличием потребности в указанных средствах в 2012 году. На основании доведенных бюджетных ассигнований муниципальные образования имеют право объявлять начало конкурсных процедур на приобретение жилых помещений на вышеуказанные цели. В случае недостатка финансирования существующих видов расходов бюджетов их увеличение может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете. Поскольку физические лица в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются участниками бюджетного процесса, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы. Таким образом, субвенции, необходимые органам местного самоуправления для финансирования переданных полномочий по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлены Законом РБ от 5 декабря 2011 года № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» каждому муниципальному образованию РБ и муниципальное образование самостоятельно осваивает выделенные средства в соответствии с имеющимися потребностями, в связи с чем, требование прокурора обязать Правительство РБ предоставить администрации муниципального образования Мелеузовский район Республики Башкортостан субвенции необоснованно, противоречит законодательству и не подлежит удовлетворению. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Третье лицо Министерство образования РБ, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, согласно письменному отзыву на исковое заявление следует, что в соответствии ст. 8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона РБ от 27 октября 1998 года № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Законом РБ от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» с изменениями, внесенными Законом РБ № 451 от 31 октября 2011 года «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей. Ст. 8 Закона РБ от 28 декабря 2005 № 260-3«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусматривает, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Законом РБ от 5 декабря 2011 года № 460-3«О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в размере 400 000,0 тысяч рублей, в том числе Мелеузовскому району в размере 11 793,2 тысяч рублей. Считают, что Министерством не допущено нарушения прав Лаптевой (Локтионовой) И.С. по обеспечению жилым помещением. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Третье лицоМинистерство экономического развития РБ, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, согласно письменному отзыву в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 года №1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме 280 млн.рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Законом РБ от 31.10.2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, в части обеспечения жилыми помещениями. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Третье лицо Министерства финансов РБ, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, из письменного отзыва следует, что в соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимсябез попечения родителей, по окончанииих пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженныхсилах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди. Согласно Закону РБ № 188-з от 27.10.1998 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей», дополнительные гарантии права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Законом РБ от 31.10.2011 № 451«О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики. Башкортостан», органы местного самоуправления - муниципальные образования Республики Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Считают, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан. Относительно иска к Правительству РБ следует пояснить, что увеличение финансирования существующих видов расходов бюджета может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете, а в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным видам (часть 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Внесение изменений производится на основании закона Республики Башкортостан, которое рассматривается и утверждается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в порядке, установленном Законом РБ от 15.07.2005 № 205-з «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан». Бюджетным кодексом РФ регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношенийв процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (ч.1 ст.1 БК РФ). Нормы Бюджетного кодекса РФ к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы. В связи с чем требование Мелеузовского межрайонного прокурора обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить субвенции для осуществления переданных государственных полномочий по приобретению жилого помещения не основано на нормах права. Кроме того Законом РБ от 05.12.2011 № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан па 2012 год» предусмотрены субвенции на обеспечение в 2012 году жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в объеме 400 000 000 рублей. Согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилымипомещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на 2012 год (Приложение № 11 к Закону Республики Башкортостан от 05.12.2011 № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан па 2012 год») до Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан доведены бюджетные ассигнования за счет средств Республики Башкортостан в сумме 11 793 200 рублей. На основании доведенных бюджетных ассигнований, муниципальный район имеет право объявить начало конкурсных процедур на приобретение жилых помещений на вышеуказанные цели. В связи с чем, просят в иске к Правительству РБ отказать. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

В силу п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно паспорту серии <№>, выданному отделением УФМС России по РБ в <адрес обезличен> <дата обезличена>, Лаптева (Локтионова) И.С. родилась <дата обезличена> в <адрес обезличен> РБ.

Из свидетельства о рождении <№> <№> от <дата обезличена> следует, Локтионова И.С. родилась <дата обезличена> г.р., в графе «мать» записана ФИО9, в графе «отец» записан ФИО10

Решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> ФИО9 и ФИО10 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, Локтионовой И.С., <дата обезличена> г.р. и ФИО11, <дата обезличена> г.р.

Из свидетельства о заключении брака серии <№> <№> от <дата обезличена> следует, что между Локтионовой ... и ФИО3 <дата обезличена> был зарегистрирован брак.

<дата обезличена> Локтионова И.С. окончила ...» г. Мелеуз по специальности технология молока и молочных продуктов, что подтверждается дипломом серии <№> от <дата обезличена>

Согласно справке, выданной администрацией с/п Нордовский сельсовет МР Мелеузовский район, Локтионова И.С. с <дата обезличена> зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес обезличен>, Локтионова И.С. проживает совместно с отцом ФИО10, сестрой ФИО12

По данным справки <№> от <дата обезличена>, выданной начальником Отдела опеки и попечительства Администрации МР Мелеузовский район РБ, ФИО20 не имеют закрепленного жилого помещения на территории Мелеузовского района и г. Мелеуз.

Согласно сообщению <№> от <дата обезличена> директора ГУП «БТИ РБ» Локтионова И.С. регистрацию права собственности до создания УФСГРКиК по РБ на предприятии не проводилась.

Согласно протоколу от <дата обезличена> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского поселения <адрес обезличен> МР <адрес обезличен> РБ малоимущей и нуждающейся признана ФИО2.

По данным адресной справки <№> от <дата обезличена> ФИО2 зарегистрирована с <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>, д. Нордовка.

Из справки, выданной начальником ОГПН <адрес обезличен> и <адрес обезличен> ФИО15, следует, что <дата обезличена> в квартире отца Локтионовой И.С. - ФИО10, расположенной по адресу: РБ, <адрес обезличен> произошел пожар, в результате которого уничтожена кровля дома, потолочное перекрытие, дощатая веранда, имущество, мебель.

Распоряжением администрации муниципального района Мелеузовский район от 31 октября 2007 г. утвержден протокол общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района. Из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата обезличена> следует, что Локтионова И.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как сирота

Согласно заявлению Лаптевой И.С. от <дата обезличена> она обращается к Мелеузовскому межрайонному прокурору ФИО21 о предъявлении в ее интересах искового заявления.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от <дата обезличена> <№> следует, что сведения о правах Локтионовой И.С. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно постановлению администрации муниципального района <адрес обезличен> <№> от <дата обезличена>, утверждена заявка на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приложенной заявке значится Локтионова И.С.

В соответствии с приложением 11 к Закону РБ «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год», распределены субвенции бюджетам муниципальных районо и городских округов РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год, в том числе на <адрес обезличен> 11 793,2 тыс.руб.

Из справки финансового управления администрации муниципального района Мелеузовский район РБ за № 03-14/18 от 01.03.2012 г. следует, что денежные средства, предусмотренные в бюджете муниципального района Мелеузовский район на приобретение квартир детям-сиротам в соответствии с соглашением от 16 декабря 2011 г. между Министерством образования РБ и администрацией муниципального района в сумме 11793,2 тыс.рублей по состоянию на 1 марта 2012 г. в доход бюджета не поступили.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).

В силу абз.2 п.1 ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзаца 4 ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 года № 188-3 (ред. от 30.12.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением администрации городского поселения г.Мелеуз муниципального районе Мелеузовский район РБ от 4.09.2008 года №16 «Об установлении норм» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом установлено, что Лаптева (до брака Локтионова) И.С., является лицом, оставшимся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении 25.06.2007 г., проживает отдельной семьей, жилого помещения не имеет и в нарушение указанных требований закона жилой площадью не обеспечена.

Как из материалов дела, Лаптева (Локтионова) И.С., относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: мать и отец в 2001 г. лишены родительских прав, что подтверждается решением Мелеузовского районного суда от <дата обезличена>

По месту проживания, <дата обезличена> в квартире отца Локтионовой И.С. - ФИО10, расположенной по адресу: РБ, <адрес обезличен> произошел пожар, в результате которого уничтожена кровля дома, потолочное перекрытие, дощатая веранда, имущество, мебель.

В силу ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении.

Поставив Локтионову И.С. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку детей-сирот, администрация города фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

Ответчиками, третьими лицами не оспаривается право Лаптевой (Локтионовой) И.С. на внеочередное обеспечение социальным жильем.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривают, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Согласно ч.6 ст.19 данного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди возложено на органы местного самоуправления РБ, так как они наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ.

Согласно закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в силу с 1 января 2012 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Государственные полномочия органов местного самоуправления по обеспечении жильем детей, оставшихся без родительского попечения, могут быть выполнены только за счет средств республиканского бюджета.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что Лаптева (Локтионова) И.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получения жилья, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, исковые требования прокурора являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора РБ в интересах Лаптевой (Локтионовой) ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Лаптевой (Локтионовой) ... жилое помещение общей площадью не менее социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» на территории г. Мелеуз РБ за счет средств республиканского бюджета РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение        месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Мелеузовский районный суд РБ.

Председательствующий                                                               Д.У. Гизатуллина

Решение вступило в законную силу ______________ 2012г.

Копия верна:

Председательствующий                                                               Д.У. Гизатуллина

Секретарь суда: