решение 2-552/12 по иску прокурора в интересах Гришаева О.А.



Дело № 2-552/12

РЕШЕНИЕ

              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз 06 июля 2012 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Лялиной В.Н.,

с участием прокурора Ягудиной Л.Р.,

представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан Дмитриевой Т.Д.,

при секретаре Губачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Гришаева ... к администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, Правительству РБ о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал следующее. Гришаев О.А., <дата обезличена> года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Гришаева О.А. - ФИО7 умерла, ФИО2 признан безвестно отсутствующим. Гришаев О.А. обучался на дневном отделении ... и живет у бабушки с дедушкой по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>. Проведенной проверкой установлено, что Гришаев О.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Из информации отдела опеки и попечительства следует, что Гришаев О.А. не имеет закрепленного жилья. Из информации ГУП БТИ РБ регистрация права на недвижимость за Гришаевым О.А. до создания Управления федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии не проводилась. Гришаев О.А., имеющий право на внеочередное предоставление жилья, жилой площадью не обеспечен. Просит обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ и Правительство РБ обеспечить Гришаева О.А. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на территории г.Мелеуза общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № 200 от 20.07.2007 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» - не менее 14 квадратных метров, но не более 33 квадратных метров.

Впоследствии Мелеузовский межрайонный прокурор исковые требования изменил. Просил обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить жилое помещение общей площадью не менее 14 квадратных метров, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» на территории г.Мелеуз РБ за счет и в пределах субвенцией, специально предоставленных из бюджета РБ (л.д. 72-74).

В судебном заседании пом.Мелеузовского межрайонного прокурора Ягудина Л.Р. исковые требования поддержала. Просит обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить жилое помещение общей площадью не менее 14 квадратных метров, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» на территории г.Мелеуз РБ за счет и в пределах субвенцией, специально предоставленных из бюджета РБ.

Истец Гришаев О.А. поддержал исковые требования. Пояснил, что не имеет своего жилья. Проживал с родителями в <адрес обезличен> на съемной квартире. Отца не видел с трех лет. Мать умерла. Опекуном была бабушка. Просит предоставить ему жилье. В настоящее время зарегистрирован в общежитии в <адрес обезличен> РБ.

Представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовскийрайон РБ Дмитриева Т.Д. исковые требования признала частично, пояснила, что истец стоит в списках на получение жилья под номером 14, у него имеется право на получение жилья. При финансировании со стороны Правительства РБ они обеспечат его жильем. Денежных средств, выделяемых им Правительством РБ, недостаточно для обеспечения жильем всех детей.

Из отзыва администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на исковое заявление следует, что администрация муниципального района Мелеузовский район РБ считает исковые требования необоснованными по следующим основаниям. Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года №250-О-П «По жалобе муниципального образования-городского округа «Горд Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Порядок передачи полномочий предусмотрен Законом РБ от 21.06.2005 № 190-3, где указано, что закон о передаче полномочий должен содержать      порядок передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств (ст. 2, 5). Согласно ст. 4 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной гарантии детей -сирот обеспечиваютсягосударством. Прокурор не представил доказательств того, что Правительство РБ выделило финансовые средства, которых хватило для приобретения жилья Гришаеву и доказательств того, что администрация не использовала данные средства назначению - не приобрела и не выделила жилое помещение Гришаеву. На 2011 год администрация направляла заявку в Министерство образования РБ выделение в 2011 году ... рублей для приобретения жилья и распределения ... ребенку-сироте и детям, оставшимся без попечения родителей. В этой заявке имеется Гришаев под номером <№>. Согласно распоряжениям Правительства РБ в 2011 году было выделено ... тысяч рублей. На 2012 год была отправлена заявка на ... рублей, в которой Гришаев под номером <№>. 05.12.2011 года принят бюджет Республики Башкортостан на 2012 год, в котором предусмотрено выделение субвенций администрации муниципального района Мелеузовский район РБ на приобретение жилых по детям-сиротам в сумме ... рублей. Этих средств недостаточно для приобретения жилья всем детям, состоящим на учете на <дата обезличена>. Не обеспечение жильем детей-сирот связано с неисполнением Республикой Башкортостан обязательств по передаче необходимых финансовых средств администрации муниципального Мелеузовский район РБ, а не в связи с неисполнением администрацией своих полномочий. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик - Правительство РБ о дне рассмотрения дела извещен, имеется отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия (л.д. 102-104).

Из отзыва на исковое заявление следует, что исковые требования не признают. С 1 января 2012 года вступил в силу Закон РБ от 31 октября 2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, установленном законом Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

В соответствии с приложением №7 к Закону РБ от 5 декабря 2011 года № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, предусмотрено ... рублей.

Согласно приложению 11 Закону РБ «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» (таблица 6) распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год. Рацее, распоряжениями Правительства Республики Башкортостан от 31 марта 2011 года № 285-р, 19 мая 2011 № 521p, 29 сентября 2011 года № 1256-р, 14 ноября 2011 года № 1440-р муниципальным образованиям было выделено и направлено ... рублей. Согласно ч.5 ст.242 Бюджетного кодекса РФ выделенные органам местного самоуправления денежные средства, но не освоенные в 2011 году, не подлежат возврату в бюджет РБ в связи с наличием потребности в указанных средствах в 2012 году. На основании доведенных бюджетных ассигнований муниципальные образования имеют право объявлять начало конкурсных процедур па приобретение жилых помещений на вышеуказанные цели. В случае недостатка финансирования существующих видов расходов бюджетов их увеличение может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете, а в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным его видам (ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса РФ).

Субвенции, необходимые органам местного самоуправления для финансирования переданных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлены Законом Республики Башкортостан от 5 декабря 2011 года № 460-3«О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» каждому муниципальному образованию РБ и муниципальные образования самостоятельно осваивают выделенные средства в соответствии с имеющимися потребностями. В связи с этим требование прокурора обязать администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить Гришаеву О.А. жилое помещение общей площадью не менее 14 кв.м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан необоснованно, противоречит законодательству и не подлежит удовлетворению.

Представители третьих лиц - Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ, Министерства финансов РБ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. ОтМинистерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ имеются заявления о рассмотрении дела без их участия (л.д. 95-96, 101). В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Из отзыва третьего лица Министерства образования РБ на исковое заявление следует, что в соответствии ст.8 ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона РБ от 27 октября 1998 года № 188-3 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Законом РБ от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» с изменениями, внесенными Законом РБ № 451 от 31 октября 2011 года «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей.

Ст. 8 Закона РБ от 28 декабря 2005 № 260-3«О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусматривает, что финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Законом РБ от 5 декабря 2011 года № 460-3«О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в размере ... рублей, в том числе Мелеузовскому району в размере ... рублей.

Министерством не допущено нарушения прав Гришаева О.А.по обеспечению жилым помещением. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора (л.д. 61-62).

Из отзыва третьего лица Министерства экономического развития РБ следует, что в соответствии с республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20 декабря 2010 года №1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме ...рублей.

В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 июля 2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Министерство образования РБ определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений Администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Законом РБ от 31.10.2011 года № 451-з «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ» предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, в части обеспечения жилыми помещениями. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ.

Постановление Правительства РБ от 20.07.2007 года № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с этим Министерство экономического развития перестало принимать участие в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 95-96).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Гришаев О.А., <дата обезличена> г.р., является сыном ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 11).

Мать Гришаева О.А. - ФИО7 умерла <дата обезличена>, отец ФИО2 признан безвестно отсутствующим решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> (л.д. 12, 13-14, 28).

Над Гришаевым О.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО10 постановлением администрации <адрес обезличен> и <адрес обезличен> РБ от <дата обезличена> <№> (л.д. 15, 16).

Гришаев О.А. обучался в ГОУ НПО <№> <адрес обезличен> с <дата обезличена> по <дата обезличена> по дневной форме обучения, о чем имеется диплом <адрес обезличен>0 (л.д. 9).

Гришаев О.А. трудоустроен в ... (л.д. 33).

Гришаев О.А. живет в доме опекунов ФИО10 и ФИО11 по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 20).

Из справки ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ следует, что по материалам архива филиала по состоянию на <дата обезличена> право приватизации не использовал (л.д. 24). По картотеке домовладений не числится собственником недвижимости (л.д. 29).

Из уведомления от <дата обезличена> следует, что сведений о регистрации прав за Гришаевым О.А. в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует (л.д. 7, 21).

Регистрация права собственности за Гришаевым О.А. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в ГУБ «БТИ РБ» не проводилась (л.д. 47-48).

По данным отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовского района РБ, Гришаев О.А. не имеет закрепленного жилого помещения на территории Мелеузовского района и г.Мелеуза (л.д. 32).

Гришаев О.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по муниципальному району Мелеузовский район РБ в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д. 83-87). Его право на внеочередное получение жилья лицами участвующими в деле не оспаривается.

В соответствии со ст. 17 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз.2 п.1 ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", абзаца 4 ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 года № 188-3 (ред. от 30.12.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением администрации городского поселения г.Мелеуз муниципального районе Мелеузовский район РБ от 4.09.2008 года №16 «Об установлении норм» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривают, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Согласно ч.6 ст.19 указанного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди возложено на органы местного самоуправления РБ, так как они наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ.

Согласно закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в силу с 1 января 2012 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Государственные полномочия органов местного самоуправления по обеспечении жильем детей, оставшихся без родительского попечения, могут быть выполнены только за счет средств республиканского бюджета.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку Гришаев О.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья. В установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Гришаева ... удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Гришаеву ... жилое помещение общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» на территории г.Мелеуз РБ за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из средств бюджета РБ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в месячный срок через Мелеузовский районный суд РБ.

Председательствующий В.Н. Лялина

Решение изготовлено председательствующим в совещательной комнате на компьютере.