2-484/12 по иску Ташбулатовых о признании незаконным решения об исключении из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-484/12 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Мелеуз                                                                                                           13 июня 2012 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Т.Е.,

при секретаре Сычковой Н.Г.,

с участием представителя истцов Ташбулатовой Ю.Р. и Ташбулатова М.М. - адвоката Осокиной Е.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

        рассмотрев в ходе судебного заседания гражданское дело по исковому заявлению Ташбулатовой ..., Ташбулатова ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании незаконными и необоснованными решения администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из числа участников Республиканской программы,

УСТАНОВИЛ

Истцы Ташбулатов М.М. и Ташбулатова Ю.Р. обратились в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ при этом указали, что <дата обезличена> они обратилась с письменным заявлением к главе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о приеме документов для рассмотрения вопроса о признании их семьи в составе трех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий. Так же <дата обезличена> года они обратились к ответчику с письменным заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей». <дата обезличена> года общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ было вынесено решение о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что при обновлении документов выяснились обстоятельства, что их семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. Истцы считают решение ответчика незаконным, так как они только зарегистрированы каждый у своих родителей, а фактически как семья с самого момента создания семьи вынуждены снимать квартиры, так как свое жилье у них отсутствует.

Просят признать необоснованным и незаконным решение администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от <дата обезличена> года о снятии семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и решение администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от <дата обезличена> об исключении семьи из числа участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы. Просят признать свою семью нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить семью в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы с даты подачи ими заявления и документов, то есть с <дата обезличена>

В ходе судебного заседания представитель истцов - адвокат Осокина Е.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования своих доверителей.

Истцы в судебное заседания не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Дмитриева Т.Д. иск не признала, указала на то, что истцы при постановке на учет не представили сведения о наличии у истицы собственности 20.1 кв.м. жилого помещения в <адрес обезличен> Кроме того семья до <дата обезличена> проживали по адресу: <адрес обезличен>. За 9 дней до подачи заявления истцы перерегистрировались по адресу: <адрес обезличен> т.е. умышленно ухудшили свои условия проживания. В связи с чем семья истцов необоснованно была признан нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО14, ФИО3, ФИО16, ФИО3, ФИО13, ФИО17, ФИО12, ФИО18, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Разрешая спор, согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд исходит из заявленных истцом требований и из следующих юридически значимых обстоятельств, объективно установленных и применимых к возникшим правоотношениям.

Судом установлено, что разрешение данного спора для истицы необходимо для получения социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Согласно Правил (п.6) предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв., Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285(в период времени, когда истцы обращались с заявлением о постановке на учет), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются по тем основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ.

Согласно п.1.1 Порядка отбора молодых семей для участия в реализации республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003 - 2010 года, утв. Постановлением Правительства РБ от 07.08.2003 года № 202, право стать участником Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы имеет молодая семья: признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий; все члены которой имеют гражданство Российской Федерации; постоянно проживающая в Республике Башкортостан; возраст супругов которой не превышает 35 лет.

В соответствии с Порядком предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011-2015 годы в РБ, участником Программы является молодая семья, соответствующая условиям по п.1.6, в том числе признанная нуждающейся в жилом помещении по основаниям, указанным в ст. 51 ЖК РФ.

В силу ст. 5 ЖК РФ указанные нормативные акты Правительства РФ и РБ относятся к жилищному законодательству и имеют обязательную силу для исполнения.

Из представленных суду истцом письменных доказательств следует, что стороны заключили брак <дата обезличена> в <адрес обезличен>, что объективно подтверждается актовой записью <№> от <дата обезличена>

<дата обезличена> у них родился совместный ребенок Динар, что подтверждается сделанной Загсом администрации Мелеузовского района г. Мелеуз РБ актовой записью <№> от <дата обезличена>

На момент регистрации брака стороны были зарегистрированы у своих родителей: ФИО2 по адресу: <адрес обезличен>, а ФИО2 по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно объяснений сторон, после заключения брака, они в дома родителей не вселялись, а снимали квартиру у ФИО18 по адресу: <адрес обезличен>, и постоянно там проживали. В целях получения медицинской помощи в городе Мелеузе, Ташбулатова Ю. в 2004 году была зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>. <дата обезличена> ФИО18 зарегистрировал семью истцов в своей квартире, кроме них там были зарегистрированы он сам и брат Ташбулатова М. - ФИО4 2009 году ФИО18 попросил освободить квартиру, так как он решил ее продать, и они вынуждены были выполнить требования. В настоящее время проживают в съемной квартире по адресу: <адрес обезличен>. Зарегистрироваться были вынуждены опять же каждый у своих родителей.

Объяснения истцов подтверждаются показаниями допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей.

Так мать истицы ФИО14 в ходе судебного заседания показала, что после регистрации брака ее дочь постоянно проживает в городе Мелеузе, ее семья снимает квартиру.

Соседка свидетельницы ФИО14 - ФИО13 подтвердила, что Ташбулатова Ю. после свадьбы в доме матери не проживала, семья приезжала только в гости.

Мать истца Ташбулатова М. - ФИО3 в ходе судебного заседания так же показала, что после регистрации брака истцы сразу же начали снимать квартиру у ее знакомого, а в последствии супруга ФИО18 по адресу: <адрес обезличен>. После того, как она узнала, что сноха беременна, в июле 2004 года зарегистрировала ее у себя в доме по адресу: <адрес обезличен>. В 2006 году они поженились с ФИО1. В 2007 году по ее просьбе он зарегистрировал истцов в своей квартире. В 2009 году он решил продать квартиру, поэтому попросил их выписаться, что они сделали. Сейчас снимают квартиру по <адрес обезличен>.

Показания ФИО3 согласуются с показаниями ФИО18, который так же подтвердил, что истцы проживали в его квартире после регистрации брака по просьбе ФИО3, по ее просьбе он их регистрировал в квартире. Затем в 2009 году попросил сняться с регистрации, так как решил продать квартиру.

Факт постоянного проживания истцов с 2004 года по 2009 год по адресу: <адрес обезличен>, подтвердила в ходе судебного заседания и свидетель ФИО16, соседка истцов по дому.

Так же свидетель ФИО17, знающая семью истцов с 2004 года, показала, что семья истцов постоянно после свадьбы проживали по адресу: <адрес обезличен>.

Свидетель ФИО15, проживающая по адресу: <адрес обезличен>, в судебном заседании показала, что истцы никогда не проживали у матери Ташбулатова М. - ФИО3 по адресу: <адрес обезличен>.

Свидетель ФИО12 в ходе судебного заседания показала, что истцы на сегодняшний день постоянно проживают по адресу: <адрес обезличен>.

Объяснения истцов объективно подтверждаются документами о регистрации истцов по указанным адресам: заявлением о регистрации по адресу: <адрес обезличен> от <дата обезличена>, сведениями в паспортах, справкой РКЦ <№> за <№> от <дата обезличена>, сведениями в Домовой книге по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно сообщений Федеральной регистрационной службы, за истцами и их несовершеннолетним сыном на праве собственности объекты недвижимости не зарегистрированы.

Представленные письменные доказательства, а также показания допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей, у суда сомнений не вызывают.

Как следует из текста заявления, <дата обезличена> истцы обратились к главе администрации муниципального района Мелеузовский район о приеме документов для рассмотрения вопроса о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В этот же день истцами было подано заявление главе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении семьи в список участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 г.

Согласно протокола <№> от <дата обезличена>, общественная комиссия по жилищным вопросам, утвержденная распоряжением главы администрации муниципального района <адрес обезличен> РБ от <дата обезличена>, вынесла решение о снятии семьи истцов с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч. 1 п. 2 и п. 6 ст. 56 ЖК РФ. В качестве оснований было указано на то, что при обновлении документов выяснилось, что Ташбулатов М. на сегодняшний день зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>, а Ташбулатова Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен> и что учетной нормой семья обеспечена.

Согласно письма <№> от <дата обезличена>, <дата обезличена> комиссия по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 г. приняла решение об исключении семьи истцов из Списка, в связи с тем, что семья не соответствует требованиям п. 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участников Республиканской программы.

          Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 258-О-О от 19 апреля 2007 года, в котором указано, что по смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Аналогичная позиция просматривается и в Определении Верховного Суда РФ N 6н-424/08 от 19 февраля 2009 года, в котором указано, что при таких обстоятельствах суду следует выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно.

Оценив все установленные по делу обстоятельства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено: истцы со своим несовершеннолетним сыном после регистрации брака в 2004 году фактически постоянно до 2009 года проживали по адресу: <адрес обезличен> В квартире кроме истцов были зарегистрированы собственник квартиры ФИО18 и брат истца ФИО5 Жилая площадь квартиры составляет 47.6 кв.м. В 2009 году истцы по просьбе собственника освободили квартиру, и проживали на съемных квартирах. С 2012 года проживают непосредственно по адресу: <адрес обезличен>.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований считать, что истцы совершали какие-либо действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий.

При этом суд исходит из того, что по адресу: <адрес обезличен> истец Ташбулатов М. с ребенком, а по адресу :<адрес обезличен> истица Ташбулатова Ю., только зарегистрированы, фактически там не проживают и после свадьбы никогда не проживали.

         Более того, сама по себя регистрация или отсутствие таковой согласно ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Такая правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 марта 2008 года № 5-В07-165.

На этом основании суд находит, что к данным правоотношениям применимы положения п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которого гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

По смыслу данной нормы нуждающимися в жилье могут быть признаны: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору "коммерческого" найма и другие граждане, которые не имеют своего жилья ни на праве собственности, ни на праве пользования по договору социального найма (и члены их семей). Причем ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.

Довод ответчика в части того, что истица имеет в собственности 1/3 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес обезличен>8 в размере 20.1 кв.м, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.

По мнению суда, в связи с тем, что размер указанной доли не обеспечивает семью истцов учетной нормой, данный довод не может служить основанием для отказа истцам в удовлетворении требований.

Таким образом, суд считает, что отказ Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Мелеузовского района от <дата обезличена> о снятии семьи истцов с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным.

Следовательно, и отказ Комиссии по реализации Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы и отбору молодых семей при Администрации муниципального района Мелеузовского района РБ от <дата обезличена> об исключении семьи истцов из числа участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, так же является незаконным.

При таких обстоятельствах, исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ташбулатовой ..., Ташбулатова ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о признании незаконными и необоснованными решения администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из числа участников Республиканской программы, удовлетворить в полном объеме.

Признать решение Общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Мелеузовского района РБ от <дата обезличена>, о снятии семьи Ташбулатовых ... и ... с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать Общественную комиссию по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Мелеузовского района РБ поставить семью Ташбулатовых ... и ... на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента подачи заявления, то есть с <дата обезличена>

Признать решение Комиссии по реализации Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 г. годы и отбору молодых семей при Администрации муниципального района Мелеузовского района РБ от <дата обезличена> об исключении семьи Ташбулатовых ... и ... из числа участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 г., незаконным.

Обязать Комиссию по реализации Республиканской программы Государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 г. годы и отбору молодых семей при Администрации муниципального района Мелеузовского района РБ поставить семью Ташбулатовых ... и ... на учет, как молодую семью, с момента подачи заявления, то есть с <дата обезличена>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы через Мелеузовский районный суд РБ, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                         Т.Е. Фролова

...

...

...