Дело № 2-743/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Мелеуз 03 октября 2012 г. Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Байрашева А.Р. при секретаре Сусловой Л.В. с участием истицы Зверевой А.М., представителя ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Зверевой ... к администрации муниципального района Мелеузовский район РБ о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», УСТАНОВИЛ: Зверева А.М. обратилась в суд с иском, обосновав его тем, что с 2003 года является сиротой, до 2005 года воспитывалась в школе-интернате. За время ее учебы жилое помещение, в котором она зарегистрирована, по адресу: <адрес обезличен> пришло в негодность, так как там никто не проживал. Она обратилась в отдел опеки и попечительства, где ей обещали помочь. Шло время, но помощи не было. На основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она обратилась в администрацию г. Мелеуз с просьбой помочь с жильем. Ей обещали выполнить ремонт квартиры, но не выполнили. Прошло время, она вновь обратилась в администрацию г. Мелеуз. 20 февраля 2012 г. был составлен акт, из которого следует, что жилье непригодно к проживанию. Но в помощи как сироте ей было отказано в связи с тем, что ей исполнилось 23 года. Просила обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ поставить ее в очередь на получение жилья как сироту, поскольку на момент ее обращения в отдел опеки и попечительства ей еще не было 23 лет. В судебном заседании истица Зверева А.М. уточнила исковые требования. Просила включить ее список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Суду пояснила, что в то время, когда она проживала у опекуна, а затем в общежитии учебного заведения, квартира по адресу: <адрес обезличен> пустовала, в ней никто не жил. Когда она окончила обучение, в квартире уже невозможно было проживать, вследствие ее ветхости, непригодности к проживанию. В квартире не было окон и дверей, системы отопления, отсутствовали полы, в стенах имелись трещины, крыша прогнила. Она не имела возможности содержать указанное жилое помещение в надлежащем состоянии, так как являлась несовершеннолетней, затем училась, доходов не имела, в закрепленной за ней квартире не проживала. В настоящее время с учетом своего материального положения также не может произвести ремонт или приобрести другое жилье. Одна воспитывает малолетнюю дочь. Имеет небольшую заработную плату. Кроме того, указанная квартира не принадлежит ей на праве собственности. Какого-либо жилья в собственности, а также предоставленному по договору социального найма, не имеет. Проживает на съемных квартирах. Начала обращаться по вопросу ремонта квартиры или предоставления иного жилья еще до того как ей исполнилось 23 года. В г. Салавате проживает временно. Зарегистрирована с дочерью в Мелеузовском районе. Представитель ответчика администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д. не возражала принятию решения на усмотрение суда. Суду пояснила, что Зверева А.М. с 2005 года по настоящее время проживает в г. Салавате. В 2006 году истице исполнилось 18 лет. Следовательно, орган опеки и попечительства г. Салават должен был заключить договор доверительного управления имуществом несовершеннолетней Зверевой А.М., проверять его сохранность. Лица, указанные в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечиваются жильем по месту жительства. На момент обращения в администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ в апреле 2011 года истица проживала в г. Салавате. Заключение межведомственной комиссии о признании закрепленного за Зверевой А.М. жилого помещения пригодным не было утверждено и не имеет юридической силы. Действующим является заключение о непригодности указанного жилого помещения. В квартире по адресу: <адрес обезличен> отсутствуют окна, двери, полы, коммуникации. Там обитают бомжи, собаки. Проживание в квартире невозможно. Специалист ФИО4 показал суду, что состоит в межведомственной комиссии при администрации муниципального района Мелеузовский район РБ. Составлял заключение от 20 февраля 2012 г. о непригодности к проживанию квартиры по адресу: <адрес обезличен>. Подтверждает, что квартира по адресу: по адресу: <адрес обезличен> непригодна для проживания. Имеющиеся в деле акт обследования жилого помещения и заключение, в которых указано, что квартира соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, пригодно к проживанию, не имеют юридической силы, так как не были утверждены. Судом исследованы представленные документы. Согласно паспорту <№>, выданному отделением УФМС России по РБ в г. Мелеуз 11 декабря 2008 г., Зверева А.М. родилась <дата обезличена> Из свидетельства о рождении VIII-АР № 336595 от 31 октября 1988 г. следует, что родителями Зверевой А.М. являются ФИО5 и ФИО6 Согласно свидетельству о смерти I-АР № 369268 от 05 января 1997 г. ФИО5 умер 05 января 1997 г. Согласно свидетельству о смерти I-АР № 689375 от 19 мая 2003 г. ФИО6 умерла 08 мая 2003 г. Согласно материалам дела № 245, предоставленного отделом опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовский район РБ, 12 августа 2003 г. попечителем Зверевой А.М. была назначена ФИО7 Зверева А.М. в 2003-2004 г.г. проживала у попечителя ФИО7 по адресу: <адрес обезличен>. С 20 июля 2004 г. по 05 ноября 2004 г. попечителем Зверевой А.М. являлась ФИО8 В 2005 году Зверева А.М. проживала в общежитии ПУ-109 по адресу: <адрес обезличен>. Из аттестата об основном общем образовании № 1514618 от 17 июня 2005 г. следует, что Зверева А.М. в 2005 году закончила обучение в ГОУ «Школа-интернат основного общего образования г. Мелеуз РБ». Согласно свидетельству АГ № 506244 от 29 июня 2007 г. Зверева А.М. с 01 сентября 2005 г. по 31 мая 2006 г. обучалась в ГОУ НПО Профессиональное училище № 32 г. Салават, а с 01 июня 2006 г. по 29 июня 2007 г. в ГОУ НПО Профессиональный лицей № 20 г. Салават РБ. Согласно выписке из протокола совместного заседания руководства и комитета профсоюза Стерлитамакской дистанции пути за Зверевой А.М. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. Постановлением администрации г. Мелеуз и Мелеузовского района РБ от 05 июня 2003 г. № 685 за несовершеннолетней Зверевой А.М. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес обезличен>. Из поквартирной карточки, карточки прописки следует, что квартира по адресу: <адрес обезличен> была предоставлена по ордеру (дубликат ордера № 131 АВ от 27 ноября 2003 г.) нанимателю ФИО5 В настоящее время в квартире зарегистрирована Зверева А.М. с дочерью ФИО9, <дата обезличена> г.р. Согласно техническому паспорту от 15 ноября 2005 г. квартира по адресу: <адрес обезличен> имеет общую площадь 63,7 кв.м, общую площадь жилых помещений 59,9 кв.м., жилую площадь 38,3 кв.м. Квартира расположена в одноэтажном доме 1982 года постройки. По состоянию на 15 ноября 2005 г. в фундаменте имелись трещины между блоками, высолы, следы увлажнения; в стенах - глубокие трещины, отпадение штукатурки; в перекрытии - отдельные трещины в растянутой зоне, незначительные увлажнения местами, поверхностные отколы, прогибы, в крыше - протечки и просветы, отставания и трещины; в полах - мелкие сколы, щели, провисание досок, в проемах - оконные переплеты рассохлись, покоробились, дверные полотна имеют неплотный затвор, в отделке - трещины и сколы. Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 08 августа 2012 г. № 12/012/2012-399 следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - квартиру по адресу: <адрес обезличен> в ЕГРП отсутствуют. Согласно справке Комитета по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Мелеузовскому району и г. Мелеуз от 26 марта 2012 г. № 213 жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> в Реестре муниципального имущества муниципального района Мелеузовский район РБ не значится. Из справки Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от 06 августа 2012 г. № 344 следует, что регистрация права собственности за Зверевой А.М. на предприятии не проводилась. Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 08 августа 2012 г. № 12/012/2012-400 следует, что сведения о правах Зверевой А.М. на объекты недвижимого имущества в ЕГРП отсутствуют. Из справки отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 20 июля 2012 г. следует, что Зверева А.М. действительно обращалась по вопросу о постановке на учет для получения жилья в качестве лица, оставшегося сиротой. Время обращения 28 апреля 2011 г., 23 января 2012 г. Обращение Зверевой А.М. зарегистрировано в журнале регистрации приема граждан 28 апреля 2011 г. за № 260, 23 января 2012 г. за № 736. В письме администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 14 мая 2012 г. № 1217 от 29 декабря 2011 г. Зверевой А.М. даны разъяснения о предоставлении необходимых документов для оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Из заявления Зверевой А.М. от 01 марта 2012 г. следует, что она обратилась в администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ с просьбой помочь в ремонте квартиры по адресу: <адрес обезличен> Указала, что в 2007 году, закончив обучение, вернулась домой, но проживать в квартире не смогла, так как квартира находилась в ужасном состоянии, нет окон, дверей, нужен ремонт стен, кровельного покрытия, электропроводки, замена полов, установка АГВ и ремонт системы отопления. Ремонт собственными силами произвести не может с учетом материального положения. Письмом от 29 марта 2012 г. № 815 администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ дан ответ Зверевой А.М. на заявление от 01 марта 2010 г. о том, что в соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать свое жилье в надлежащем состоянии, за счет собственных средств. В бюджете муниципального района Мелеузовский район РБ не предусмотрены средства на финансирование ремонта жилых помещений физическим лицам. В заявлении от 10 мая 2012 г. Зверева А.М. просила поставить ее на учет с целью обеспечения жилым помещением как сироту, так как закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> признано межведомственной комиссией непригодным для проживания. В письме администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 14 мая 2012 г. № 1217 Зверевой А.М. дан ответ о том, что согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» постановка на регистрационный учет по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в отношении лиц до 23 лет. В связи с достижением возраста 23 лет ей отказано в постановке на учет. Согласно акту обследования жилого помещения от 20 февраля 2012 г. № 27 и заключению о признании жилого помещения непригодным для проживания следует, что в фундаменте жилого помещения имеются трещины и просадки, стены местами имеют трещины, перекрытия подвержены гниению, возможно обрушение, в кровле имеются протечки, система отопления отсутствует, окна и двери отсутствуют, частично отсутствует напольное покрытие, несущие и ограждающие конструкции, основные узлы жилого помещения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Жилая квартира не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, и является непригодным для проживания. В судебном заседании представитель ответчика Дмитриева Т.Д. и специалист ФИО4 пояснили, что акт обследования жилого помещения и заключение от 20 февраля 2012 г. № 27, в которых квартира по адресу: <адрес обезличен> признана пригодной для проживания, являются недействительными, не имеют юридической силы, поскольку не были утверждены. Справкой администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 23 июля 2012 г. № 147 подтверждается, что согласно акту обследования № 27 от 20 февраля 2012 г. межведомственной комиссией муниципального района Мелеузовский район РБ принято заключение № 27 от 20 февраля 2012 г. о том, что жилая квартира по адресу: <адрес обезличен> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и является непригодной для проживания. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на жилище. В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются также гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1 этого закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Аналогичные требования закреплены в ст. 5 Закона РБ от 27 октября 1998 г. № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 г. № 260-з (в редакции от 31 октября 2011 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях государственной поддержки указанной категории лиц, в соответствии со ст. 8 Закона РБ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: - распоряжения Правительства РБ о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; - заявки Министерства образования РБ, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - получателей государственной поддержки; - документов, подтверждающих стоимость предоставляемого жилья. Из вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что на органы местного самоуправления Республики Башкортостан возложена обязанность по формированию заявки с указанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - получателей государственной поддержки, и предоставлению указанной категории лиц жилых помещений по договору социального найма вне очереди за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Судом установлено, что Зверева А.М., являясь лицом, из числа детей-сирот, окончила в 2007 году обучение в образовательном учреждении. До 2007 года истица сначала проживала у опекуна, а затем в образовательном учреждении. На момент окончания обучения Зверевой А.М. в 2007 году квартира по адресу: <адрес обезличен>, в которой в 2003 году было закреплено ее право проживания, пришла в негодность, поскольку в ней никто не проживал. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Указанная квартира находится в одноэтажном жилом доме. Из технического паспорта следует, что по состоянию на 15 ноября 2005 г. в фундаменте имелись трещины между блоками, высолы, следы увлажнения; в стенах - глубокие трещины, отпадение штукатурки; в перекрытии - отдельные трещины в растянутой зоне, незначительные увлажнения местами, поверхностные отколы, прогибы, в крыше - протечки и просветы, отставания и трещины; в полах - мелкие сколы, щели, провисание досок, в проемах - оконные переплеты рассохлись, покоробились, дверные полотна имеют неплотный затвор, в отделке - трещины и сколы. В настоящее время в фундаменте жилого помещения имеются трещины и просадки, стены местами имеют трещины, перекрытия подвержены гниению, возможно обрушение, в кровле имеются протечки, система отопления отсутствует, окна и двери отсутствуют, частично отсутствует напольное покрытие, несущие и ограждающие конструкции, основные узлы жилого помещения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Жилая квартира не соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению, и является непригодным для проживания, что подтверждается актом обследования жилого помещения и заключением межведомственной комиссии при администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от 20 февраля 2012 г. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Следовательно, фактически Зверева А.М. не имеет закрепленного жилья, отвечающего требованиям ст. 15 ЖК РФ. Факт признания жилого помещения непригодным к проживанию только 20 февраля 2012 г., то есть после достижения истицей 23-летнего возраста, не должен нарушать ее жилищные права и не является основанием для лишения ее гарантированного государством права на социальную поддержку. Как следует из материалов дела, Зверева А.М. неоднократно обращалась по вопросу о постановке на учет для получения жилья согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также оказания помощи в ремонте квартиры. Впервые ее обращение зафиксировано 28 апреля 2011 г., то есть до достижения 23-летнего возраста. Однако, до 20 февраля 2012 г. ответчик не принял какие-либо меры реагирования по обращениям Зверевой А.М. и не проверил состояние закрепленного за ней жилого помещения. Доводы ответчика о том, что обязанность проверять сохранность закрепленного за истицей жилого помещения лежала на органе опеки и попечительства г. Салават, суд находит необоснованными, в связи с тем, что учетное дело несовершеннолетней Зверевой А.М. находилось в отделе опеки и попечительства муниципального района Мелеузовский район РБ. Истица Зверева А.М. также не должна была в силу ст. 30 ЖК РФ нести бремя содержания закрепленного за ней жилого помещения. Зверева А.М. не является собственником либо нанимателем квартиры по адресу: <адрес обезличен>. Из сведений Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ следует, что регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества за Зверевой А.М. не производилась. Указанная квартира также не является муниципальной собственностью, что подтверждается справкой Комитета по управлению муниципальной собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Мелеузовскому району и г. Мелеуз от 26 марта 2012 г. № 213. На момент закрепления за ней жилого помещения истица являлась несовершеннолетней, в силу возраста не могла исполнять обязанности по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, материальных средств для этого не имела, квартирой не пользовалась. Опекунство над Зверевой А.М. было прекращено в 2004 году. Положения гражданского, семейного законодательства не предусматривают обязанности опекуна по содержанию жилого помещения, закрепленного за опекаемым. Зверева А.М. пояснила в судебном заседании пояснила, что в г. Салават проживает временно, на съемных квартирах. Местом ее прописки является Мелеузовский район РБ. При установленных обстоятельствах и в силу вышеуказанных правовых норм суд находит исковые требования Зверевой А.М. правомерными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ включить Звереву ... в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Мелеузовский районный суд РБ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий судья: А.Р. Байрашев ... ... ... ...