решение по делу №2-875/12 по иску Мелеузовского межрайпрокурора в интересах Рогановой



Дело 2-875/12 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз            17 сентября 2012 года

Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гаиткуловой Ф.С.,

при секретаре Шульгиной А.В.,

с участием помощника Мелеузовского межрайонного прокурора Ягудиной Л.Р., истицы Рогановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Рогановой Е.В. к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству РБ о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Мелеузовский межрайонный прокурор РБ в интересах Рогановой Е.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения. В обоснование своих требований указал,что в ходе проведенной Мелеузовской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что Роганова Е.В., <дата обезличена> года рождения, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого посещения не имеет. Родители ФИО1 и ФИО2 решением Мелеузовского районного суда РБ от <дата обезличена> лишены родительских прав. В <дата обезличена> Роганова Е.В. закончила обучение в ГОУ СПО Салаватский педагогический колледж РБ. Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам <№> от <дата обезличена> Роганова Е.В. поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилья. В связи с отсутствием жилого помещения в настоящее время Роганова Е.В. проживает у родственников по адресу: РБ<адрес обезличен>. Согласно информации начальника отдела опеки и попечительства администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Роганова Е.В. не имеет закрепленного жилого помещения на территории Мелеузовского района и г. Мелеуз РБ. В соответствии с данными Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ» регистрация права за Рогановой Е.В. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не проводилась. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Роганова Е.В. правом отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не обладает. Роганова Е.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Просит обязать администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Рогановой Е.В., жилое помещение, общей площадью не менее ... кв.м., предусмотренной постановлением администрации городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 04.09.2008 г. № 16 «Об установлении норм» на территории г.Мелеуз Республики Башкортостан, за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

В судебном заседании помощник прокурора доводы искового заявления поддержал, просил исковое заявление удовлетворить.

Роганова Е.В. исковые требования поддержала, просила исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора, поданное в ее интересах, удовлетворить, пояснив, что ее родители лишены родительских прав, она жилого помещения не имеет.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своем отзыве исковые требования не признал, просит в удовлетворении отказать, указывая, что на 2012г. администрация направляла заявку в Министерство образования РБ на выделение в 2012г. ... тыс. руб. для приобретения жилья и распределения сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В этой заявке указана Роганова Е.В. под <№>. Однако <дата обезличена> принят бюджет Республики Башкортостан на 2012г, в котором предусмотрено выделение субвенций администрации муниципального района <адрес обезличен> РБ на приобретение жилых помещений детям-сиротам в сумме ... тыс.руб. Данная сумма предусмотрена на весь 2012г. и ее явно недостаточно для приобретения жилого помещения детям сиротам, состоящим на учете на <дата обезличена> Соглашением на 2012г. между Министерством образования и Администрацией муниципального района от <дата обезличена>, п.2.2. предусмотрено, что Министерство вправе сокращать объем предоставляемых субвенций из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств РБ. Таким образом, наличие списка детей - сирот не обеспеченных жилыми помещениями связано с неисполнением Республикой Башкортостан обязательств по передаче необходимых финансовых средств администрации муниципального района Мелеузовский район РБ.

Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства образования Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своем отзыве исковые требования не признал, указывая, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе по предоставлению жилья детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей. Законом РБ от 05.12.2011 г. № 460-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов РБ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в размере ... млн. руб., в том числе Мелеузовскому району в размере ... тыс. руб. Учитывая вышеизложенное нарушение прав Рогановой Е.В. по обеспечению жилым помещением не допущено.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своем отзыве исковые требования не признал, указывая, что Республиканской адресной инвестиционной программой на 2011 год, утвержденной распоряжением Правительства РБ от 20.12.2010 г. № 1516-р, предусмотрено выделение бюджетных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в объеме ... млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства РБ от 20.07.2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования Республики Башкортостан определено ответственным за распределение бюджетных ассигнований на приобретение жилья по муниципальным районам и городским округам на основании списка детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных на учет для предоставления жилых помещения администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Законом РБ от 31.10.2011 г. № 451-з предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) в части обеспечения жилыми помещениями. Исполнение муниципальными образованиями передаваемых расходных обязательств осуществляется за счет субвенций из бюджета РБ. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Башкортостан» от 06.03.2012г. № 65 признано утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.07.200г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этой связи Министерство экономического развития Республики Башкортостан перестало принимать участие в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, отпала необходимость привлечения Министерства экономического развития Республики Башкортостан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делам о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

С учетом мнения участвующих в судебном заседании лиц и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, личное дело Рогановой Е.В., суд приходит к следующему.

Из свидетельства о рождении ... <№> от <дата обезличена> следует, что Роганова ... родилась <дата обезличена>, родителями указаны - ФИО2 и ФИО1.

Вступившим в законную силу решением Мелеузовского районного суда РБ от 21.11.1994г. ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении дочери Рогановой ..., родившейся <дата обезличена>, Роганова Е.В. передана на попечение органу опеки и попечительства.

Постановлением Администрации г.Мелеуза Республики Башкортостан <№> от <дата обезличена> ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетней Рогановой Е.В. <дата обезличена> года рождения.

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании с отличием ... регистрационный номер ... от <дата обезличена> Роганова Е.В. обучалась в ... ей присвоена квалификация - учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, по специальности коррекционная педагогика в начальном образовании.

Из личного дела Рогановой Е.В., состоящей на регистрационном учете для обеспечения жилым помещением следует, что <дата обезличена> Роганова Е.В. обратилась к главе администрации муниципального района Мелеузовский район РБ с заявлениями о постановке на очередь, в связи с тем, что является сиротой, ее родители лишены родительских прав в отношении нее, не имеет собственного жилья.

Судом установлено, что Роганова Е.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> обучалась в ..., что подтверждается справкой <№> от <дата обезличена>

Из справки МУП «УКЖХ» от <дата обезличена> следует, что ФИО2 проживающая по адресу: <адрес обезличен> имеет состав семьи ФИО3 (жена), Роганова Е.В. (опекаемая).

Согласно справке Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от <дата обезличена> <№> Роганова Е.В., проживающая по адресу: <адрес обезличен> не числятся собственником недвижимого имущества по г. Мелеузу и Мелеузовскому району РБ.

Согласно справке Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от <дата обезличена> <№> Роганова Е.В., проживает по адресу: <адрес обезличен>, не числятся собственником недвижимого имущества по г. Мелеузу и Мелеузовскому району РБ.

Роганова Е.В. с <дата обезличена> по <дата обезличена> была прописана и проживала в общежитии ... по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается справкой от <дата обезличена> <№>.

Из сообщения отдела опеки и попечительства, по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> следует, что Роганова Е.В., <дата обезличена> года рождения, на территории Мелеузовского района РБ и г.Мелеуз закрепленного жилья не имеет.

По сообщению ГУП «Бюро технической инвентаризации» Мелеузовский межрайонный филиал <№> от <дата обезличена> регистрация права собственности за Рогановой Е.В. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан на предприятии не проводилась.

Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от <дата обезличена> <№>, от <дата обезличена> <№>, от <дата обезличена> <№> следует, что сведения о правах Рогановой Е.В. на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от <дата обезличена>, утвержденному распоряжением Главы администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан <№> от <дата обезличена>, на основании ч. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, п.1 ст. 8 № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Роганова Е.В. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на получение жилого помещения.

Согласно приложению к постановлению Администрации МР Мелеузовский район от <дата обезличена> <№>, Роганова Е.В. включен в Список детей-сирот нуждающихся в жилых помещениях по МР Мелеузовский район РБ по состоянию на <дата обезличена> по<адрес обезличен>.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности детям - сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановлением администрации городского поселения г.Мелеуз муниципального районе Мелеузовский район РБ от 4.09.2008 года №16 «Об установлении норм» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как из материалов дела, следует Роганова Е.В., относится к категории лиц, оставшийся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО2 и мать ФИО1 лишены родительских прав, что подтверждается решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 21.11.1994 г.

Судом установлено, что Роганова Е.В. окончила обучение в ..., жилого помещения не имеет, но в нарушение указанных требований закона жилой площадью не обеспечена.

В силу ст. 15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении.

Частями 1-2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Поставив Роганову Е.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 30 декабря 2010 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривают, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ

Само себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором п.1 ст. 8 вышеуказанного закона согласуется с положениями Конституции РФ, ее статей 7,10,12,72 и 133, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

В соответствии с п.3, 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч.6 ст.19 данного закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Соответственно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди возложено на органы местного самоуправления РБ, так как они наделены соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ.

Согласно закону Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», который вступил в силу с 1 января 2012 года, органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по обеспечению жилой.

В развитии указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Государственные полномочия органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей, оставшихся без родительского попечения, могут быть выполнены только за счет средств республиканского бюджета.

Статья 63 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок предоставления субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных полномочий.

Роганова Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному району Мелеузовский район РБ, по состоянию на <дата обезличена> под <№>.

При указанных обстоятельствах, учитывая, чтоРоганова Е.В. является лицом из числа детей, оставшийся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получения жилья, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, исковые требования прокурора являются правомерными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ссылка представителя Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о том, что в бюджете недостаточно средств, для обеспечения жилыми помещениями всех детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, неправомерен, так как обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора республики Башкортостан в интересах Рогановой ... к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить Рогановой ... вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением администрации городского поселения Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ от <дата обезличена> <№> «Об установлении норм», на территории г. Мелеуз Республики Башкортостан за счет средств и в пределах субвенций, специально предоставленных, из бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                        Ф.С. Гаиткулова