№ 12 - 47/12 РЕШЕНИЕ г. Мелеуз 15 мая 2012 г. Судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан Гизатуллина Д.У. с участием заместителя Мелеузовского межрайонного прокурора Мансурова А.А. заявителя Валеева М.Ш. и его представителя Кутлумухаметовой З.С. при секретаре Шульгиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Валеева М.Ш. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 6 апреля 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ, УСТАНОВИЛА: Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 06.04.2012 года Валеев М.Ш. привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Валеев М.Ш. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка отменить, указывая, что 26.03.2012 года в прокуратуру была предоставлена копия паспорта безопасности розничного рынка ООО «Мелеузовский центральный рынок» от 21.03.2012 года, однако, данное обстоятельство судом во внимание не принято. В судебном заседании обозревался подлинник данного паспорта, на котором имелся оттиск печати. В судебном заседании он признал вину в совершении административного правонарушения, устранил нарушения после проверки, проведенной 13 марта 2012 года Мелеузовской межрайонной прокуратурой, что судом не учтено смягчающим обстоятельством. Кроме того, в целях предотвращения угрозы антитеррористической и пожарной безопасности Управляющей компанией ООО «Мелеузовский центральный рынок» заключены договоры с МОВО Отдела МВД России по Мелеузовскому району на экстренный вызов нарядов реагирования вневедомственной охраны на тревожные сообщения и отделом г. Мелеуз филиала ФГУП «Охраны» МВД России по РБ на техническое обслуживание технических средств охраны. Принимая во внимание, что ООО «Мелеузовский центральный рынок» отнесен к категории объектов с массовым пребыванием людей, Отделом МВД по России по Мелеузовскому району, МОВО Отдела МВД по России по Мелеузовскому району совместно с сотрудниками службы безопасности рынка неоднократно проводятся учебные тренировки и учения на территории рынка. На информационных стендах рынка, в торговых комплексах размещены памятки по действиям сотрудников и посетителей рынка в случае наступления чрезвычайной ситуации или проявления террористической угрозы. В ходе судебного заседания не велся протокол судебного заседания, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено не уполномоченным лицом. В судебном заседании Валеев М.Ш. и его представитель поддержали жалобу в полном объеме, просили удовлетворить и ссылаясь на малозначительность правонарушения, постановление мирового судьи отменить. Заместить Мелеузовского межрайонного прокурора Мансуров А.А. в судебном заседании жалобу Валеева М.Ш. пояснил об обоснованности постановления мирового судьи. Судья, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности. В судебном заседании установлено, что по результатам проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму деятельности ООО «Мелеузовский центральный рынок», проведенной прокуратурой в период с 15.02.2012 г. по 13.03.012 г. постановлением заместителя Мелеузовского межрайонного прокурора Мансурова А.А. от 13.03.2012 года в отношении ... ООО «Мелеузовский центральный рынок» Валеева М.Ш. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ - организация деятельности по продаже товаров на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, а равно нарушение установленных требований к оформлению или утверждению паспорта безопасности розничного рынка. Согласно письму Роспотребнадзора от 21.08.2007 N 0100/8386-07-32 "О порядке реализации территориальными органами Роспотребнадзора Федерального закона от 19.07.2007 N 141-ФЗ"), состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.34 КоАП РФ (вступает в силу с 1 января 2008 года), определяет несоблюдение управляющей рынком компанией положений, закрепленных пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ, и Требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 255 (далее - Требования). При этом административным правонарушением будет считаться либо как таковое отсутствие паспорта безопасности, либо несоблюдение (нарушение) установленных требований к его оформлению или утверждению. Под нарушением установленных требований к утверждению паспорта безопасности розничного рынка следует понимать его утверждение управляющей рынком компанией без согласования с соответствующими органами внутренних дел и государственного пожарного надзора по месту расположения рынка (пункт 2 Требований). Под нарушением установленных требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка следует понимать несоблюдение в полном объеме как требований к его содержанию (пункты 6 - 11 Требований), так и непосредственно к самому оформлению (пункты 3 - 5, 13 Требований). Таким образом, объективная сторона правонарушений, административная ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 5 комментируемой статьи, состоит в организации деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, в нарушении установленных требований к оформлению или утверждению этого паспорта. Проверкой от 13.05.2012 года было установлено, что паспорт безопасности ООО «Мелеузовкий центральный рынок» не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем требований». Так, в нарушение требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 255 в паспорте отсутствует оттиск печати компании; не указаны сведения о месте хранения паспорта и прилагаемых к нему планов и схем, а также фамилия, имя, отчество должностного лица, ответственного за их сохранность; сведения о наличии разрешения на право организации рынка, выданного компании, с указанием даты, номера, срока действия и наименования органа, выдавшего указанное разрешение, а также сведения о расчетной максимальной посещаемости рынка, сведения о численности работников компании по штатному расписанию, численность продавцов с реестром продавцов; к паспорту не приложены схемы инженерных коммуникаций рынка, на которых указываются сети энерго-, водо-, газо- и теплоснабжения зданий и сооружений, расположенных на территории рынка. Субъектами административных правонарушений по 14.34 КоАП РФ являются юридические лица и должностные лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по соблюдению правил организации розничных рынков и осуществлению деятельности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках. Согласно протоколу общего собрания участников ООО «Мелеузовский центральный рынок» Валеев М.Ш. является ... ООО «Мелеузовский центральный рынок», что также подтверждается приказом № <дата обезличена> года. Вина Валеева М.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.34 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных и оцененных в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ доказательств: копией паспорта безопасности розничного рынка ООО «Мелеузовский центральный рынок», утвержденного 12.07.2007 г., письменными объяснениями Валеева М.Ш. о том, что выявленные нарушения допущены в то время, когда он директором не являлся, обязуется в течение двух недель устранить выявленные нарушения. В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Оценив имеющиеся в деле доказательства, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях Валеева М.Ш. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 14.34 КоАП РФ, указав, что выявленные в ходе прокурорской проверки факты нарушений действующего законодательства создают угрозу антитеррористической и пожарной безопасности розничного рынка, а отсутствие полноценной и достоверной информации в паспорте может повлиять на эффективность реагирование специальных служб, в случае наступления чрезвычайной ситуации или проявления террористической угрозы. Вместе с тем, при квалификации действий Валеева М.Ш., мировой судья излишне квалифицировал действия Валеева по ч.5 ст. 14.34 КоАП РФ как организацию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности, что подлежит исключению, поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение лишь нарушение установленных требований к оформлению и утверждению паспорта безопасности розничного рынка. Доводы жалобы о незаконности возбуждения дела об административном правонарушении прокурором по ст. 14.4 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, как необоснованные. В соответствии со ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Согласно ч. 2 ст. 22 названного Федерального закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Из положений ст. 28.4 КоАП РФ также следует, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, прокурор, возбудивший дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий. Доводы заявителя и его представителя о том, что содеянное им следует признать малозначительным административным правонарушением, поскольку не представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, на данный момент нарушения устранены, суд признает несостоятельными. Тот факт, что нарушением установленных требований к оформлению и утверждению паспорта безопасности розничного рынка правам потребителей и благополучию населения не причинен ущерб, о малозначительности совершенного правонарушения не свидетельствует. Указанное обстоятельство учтено при назначении Валееву М.Ш. административного наказания, в виде минимального наказания, предусмотренного санкцией ч.5 ст. 14.34 КоАП РФ. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. В соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность является добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Судом установлено, что при рассмотрении административного материала мировым судьей 06.04.2012 г., имеющиеся нарушения Валеевым М.Ш. были устранены 27 марта 2012 г., что подтверждается приложенной им копией паспорта безопасности ООО «Мелеузовский центральный рынок», копией приказа о применении дисциплинарного взыскания. В связи с чем, добровольное устранение последствий правонарушения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, суд признает смягчающим обстоятельством. Однако, учитывая, что административное наказание Валееву назначено минимальное в пределах санкции ч.5 ст. 14.34 КоАП РФ, оснований для дальнейшего смягчения наказания не имеется, поскольку КоАП РФ назначение наказания ниже низшего предела не предусматривает. Данный вывод содержится и в п.21. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ. Довод жалобы о том, что при рассмотрении дела мировым судьей не велся протокол судебного заседания, несостоятелен, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязательного ведения протокола при единоличном рассмотрении дела. На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы Валеева М.Ш. об отмене постановления не имеется. Вместе с тем, постановлению подлежит изменению по основаниям, указанным выше. Руководствуясь п.2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛА: Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Мелеузовскому району и г. Мелеуз РБ от 06.04.2012 года изменить: - исключить из квалификации действий Валеева М.Ш. по ч.5 ст. 14.34 КоАП РФ указание об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке при отсутствии паспорта безопасности; - признать смягчающим обстоятельством добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). В остальной части постановление оставить без изменения. Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Судья Д.У. Гизатуллина