Гражданское дело № 2-556 за 2009 год
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть
Именем Российской Федерации
28 мая 2010 года г. Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участием истца Б
представителя ответчика Б
представителя третьего лица М.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Б к ОВД по Меленковскому району о взыскании денежных средств для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Б отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с ОВД по Меленковскому району денежных средств для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления в сумме 9600 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд.
Судья:
Гражданское дело № 2-556 за 2009 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2010 года г. Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участием истца Б.,
представителя ответчика К.,
представителя третьего лица М.,
при секретаре Зайцевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Б к ОВД по Меленковскому району о взыскании денежных средств для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления,
Установил:
Б является сотрудником ОВД по Меленковскому району Владимирской области. Он имеет на иждивении дочь Б, ... г. рождения. Он обратился в суд с иском, в котором просит взыскать в его пользу денежные средства для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста для санаторно- курортного отдыха сумме 9600 руб. В обоснование иска указал следующее.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911, определяющим Правила оказания медицинской помощи, санаторно- курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащим, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста подлежат выплаты денежных средств один раз в год. Размер оплаты стоимости путевок определен суммой 9600 руб. на одного ребенка. В соответствии с требованиями указанных Правил он в декабре 2009 года обратился с рапортом на имя начальника ОВД по Меленковскому району по вопросу выплаты данных денежных средств и представил необходимые документы справку с места работы супруги о не предоставлении ей путевки из средств фонда социального страхования, копию свидетельства о рождении ребенка.
Исполняющим обязанности начальника милиции на рапорте была наложена резолюция о произведении ему данной выплаты, однако до настоящего времени денежные средства он не получил. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что он не обратился с рапортом в срок до 1 мая текущего года, как то предписано вышеуказанными Правилами, однако он сделать это возможности не имел, поскольку справку с места работы супруги- в Управлении образования администрации Меленковского района, о непредставлении ей путевки, отказывались выдавать до окончания 2009 года. Вместе с тем от него не принимали и рапорт при отсутствии данной правки. Полагает данный отказ нарушающим его права и предоставленные как сотруднику органов внутренних дел гарантии, поскольку с рапортом он обратился непосредственно после предоставления такой справки.
В судебном заседании истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить. Добавил, что в настоящее время он исполняет обязанности начальника отделения по работе с личным составом, им была сформирована комиссия по вопросам денежных выплат сотрудникам отдела, в том числе и спорных выплат, председателем которой он является. На момент обращения им с рапортом в декабре 2009 года такая комиссия отсутствовала и представленный в материалах дела протокол заседания комиссии считает нелегитимным. Его супруге по месту ее работы путевки для санаторно- курортного отдыха ее детей в организации отдыха, открытых в установленном порядке на территории РФ, из средств фонда социального страхования в 2009 году не предоставлялись, поэтому считает, что имеет право на получение данных выплат из средств федерального бюджета. Денежные средства, поступившие на счет ОВД при ОВД Меленковского района для данных целей, должны быть рассчитаны из числа детей школьного возраста всех сотрудников отдела, в том числе и его ребенка, однако им не получены.
Представитель ответчика, ОВД по Меленковскому району, К. ( по доверенности) требования истца не признала и пояснила следующее.
Б., являющийся сотрудником ОВД по Меленковскому району до 1 мая 2009 года рапорт о выплате денежных средств из федерального бюджета и необходимые документы не представил, тогда как с такими рапортами обратились многие сотрудник милиции, имеющие детей, в установленный срок. В целях решения вопроса о правомерности поданных рапортов, была создана рабочая группа при отделе, на заседании которой было принято решение и оформлен протокол по данному вопросу. На основании протокола начальником отдела был издан приказ о произведении выплат сотрудникам, право которых подтверждено соответствующими документами. При этом все указанные сотрудники предоставили справки с места работы супруга ( супруги) о неполучении путевок из фонда социального страхования. Поскольку указанные выплаты носят заявительный характер, денежные средства были рассчитаны исходя из общего количества детей сотрудников, обратившихся с рапортами. Данные сведения были предоставлены в УВД по Владимирской области и соответственно направлены главному распорядителю денежных средств -МВД России. В соответствии с заявкой денежные средства были перечислены на счет ОВД по Мелековскому району, открытый для данных целей, с которого были выплачены компенсации. Поскольку указанные денежные выплаты носят целевой характер, в настоящее время на счету ОВД по Меленковскому району средства на эти цели отсутствуют. Б., в нарушение установленного порядка, в срок до 1 мая 2009 года с соответствующим рапортом не обратился.
Данное обстоятельство послужило основание для отказа в осуществлении Б. выплат из средств федерального бюджета. Его довод о невозможности предоставления справки с места работы супруги до 1 мая не являлся основанием к тому, чтобы не подать данный рапорт о произведении ему выплат. Истец не представил надлежащих доказательств того, что рапорт у него принять отказались. В случае подачи рапорта, даже при отсутствии справки с места работы супруги, его ребенок был бы включен в число детей всех обратившихся сотрудников, то есть денежные средства были бы запланированы и на данного ребенка. При отсутствии справки рассмотрение вопроса о произведении спорной выплаты Б. могло быть отложено до предоставления справки.
Также пояснила, что в настоящее время Федеральным Законом от 17 декабря 2009 года № 313- ФЗ произведение указанных выплат приостановлено до 1 января 2011 года, то есть денежные средства из федерального бюджета выделены на эти цели быть не могут. Полагала о пропуске Б. срока исковой давности.
Представитель УВД по Владимирской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ( л.д.20), М ( по доверенности), полагала требования истца незаконными и необоснованными, просила в иске отказать, пояснив следующее.
Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911, установлено, что документы, необходимые для получения указанных выплат из средств федерального бюджета, предоставляются сотрудником до 1 мая текущего года. Данное положение является безусловным и обязательным для исполнения. Других правил выплаты указанной компенсации не установлено. Истец же обратился с рапортом 17 декабря 2009 года, тем самым нарушив указанные положения Правил. Однако, процедура финансирования расходов органов внутренних дел напрямую связана со сроком обращения сотрудников за получением компенсации. Денежные средства перечисляются главным распорядителем бюджетных средств (МВД России) распорядителю бюджетных средств (УВД по Владимирской области) в соответствии с заявкой, которая составляется на основании сведений органов внутренних дел о количестве сотрудников, обратившихся за получением компенсации и подается в МВД России до 1 июня текущего года. Указанную истцом причину, по которой он не обратился с рапортом в установленный срок, считает неуважительной и полагает, что он как сотрудник милиции, занимающий должность начальника ОРЛС должен не только сам знать порядок финансирования и осуществления данных выплат, но и доводить данные сведения до личного состава отдела, разъясняя им положения соответствующих нормативных актов.
Также указала, что в соответствии с должностной инструкцией начальника ОРЛС, какие обязанности возложены на Б основным направлением деятельности данного должностного лица являются, в частности, социальная и правовая защита личного состава, и членов их семей; государственно- правовое ориентирование личного состава; своевременное принятие мер по удовлетворению социальных гарантий и льгот сотрудников и членов их семей. Поэтому Б. обязан знать вышеуказанные нормы законодательства, предусматривающие порядок получения спорной компенсации.
Кроме того, просила отказать истцу в иске по причине пропуска срока исковой давности, ввиду истечения трехмесячного срока для разрешения индивидуального трудового спора, который полагает необходимым исчислять с 17 декабря 2009 года.
Выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 164 ТК РФ гарантии- средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально- трудовых отношений.
В силу положений ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом …, работникам предоставляются гарантии в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными Федеральными законами.
Судом установлено, что приказом от 21 ноября 2007 года майор милиции Б назначен старшим инспектором ОК ОВД по Меленковскому району Владимирской области ( л.д.4). Приказами от 20 августа 2009 года и от 5 ноября 2009 года на Б были возложены дополнительные обязанности начальника ОРЛС ( л.д.37,38).
Порядок прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел установлен Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года. Однако названными нормативно правовыми актами не предусмотрен срок для защиты прав материального характера по искам сотрудников органов внутренних дел.
Прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, гарантированного ст. 37 Конституции РФ, исходя из чего при рассмотрении вопроса о сроке исковой давности подлежит применению, согласно ст. 392 ТК РФ, трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
При рассмотрении ходатайства представителей ОВД и УВД о применении срока исковой давности суд исходит из того, что согласно ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном объеме. Данная норма не содержит ограничения по сроку, за который могут быть взысканы денежные требования работника. Единственным условием удовлетворения денежных средств работника является их обоснованность.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что истец был уведомлен об отказе в выплате оспариваемой компенсации. Из рапорта Б следует, что денежные средства ему должны были быть выплачены в связи с указанием начальника отдела. Письменного отказа в выплате Бабенкову С.А. не предоставлено до настоящего времени.
Таким образом, довод представителей ответчика и третьего лица о необходимости исчисления срока исковой давности с 17 декабря 2009 года суд полагает необоснованным, и ходатайство о применении срока исковой давности удовлетворению не подлежит, а требования истца надлежит рассматривать по существу.
В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ застрахованные лица- это граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам….у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В соответствии с п. 2 указанной нормы закона к страховому обеспечению по отдельным видам обязательного социального страхования относится оплата путевок на санаторно- курортное лечение работников и членов их семей.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о приобретении, распределении и выдаче путевок на санаторно- курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» от 21 апреля 2001 года № 309, утвердившим Положение о приобретении и выдаче путевок за счет средств обязательного социального страхования, установлено, что путевки на санаторно- курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателем ( страхователем) в соответствии с заявлениями работников.
Бабенков С.А. имеет дочь, Бабенкову И.С., родившуюся 5 мая 1994 года ( л.д.7).
Супруга истца, Б., работает в образовательном учреждении г. Меленки и в силу указанной нормы закона в 2009 году имела право на получение путевок на санаторно- курортное лечение детей, за счет средств фонда социального страхования, однако как установлено в судебном заседании она данным правом не воспользовалась.
Как следует из справки Управления образования администрации Меленковского района, Б Н.Ф., работающая в МОУ Меленковской СОШ № 1 с заявлением о предоставлении ей путевки из средств фонда социального страхования не обращалась, в связи с чем путевки ей не предоставлялись и предоставляться в 2009 году не будут. Справка выдана 15 декабря 2009 года ( л.д.6).
Допрошенная в качестве свидетеля - начальник Управления образования администрации Меленковского района, Ч пояснила суду, что Б., как и другим супругам сотрудников милиции, справка была выданы на конец текущего года, поскольку имелось соответствующее указание после проведенной проверки. До этого они выдавали такие справки, предварительно взяв с работников заявления о том, что заявку на путевку они до конца текущего года оформлять не будут, на что было обращено внимание и указано о недопущении выдачи справок указанным способом. Поэтому в 2009 году справки выдавали по состоянию на конец года. При этом добавила, что списки работников, подавших заявление о предоставлении путевок, формируются уже в начале текущего года, затем для каждой территории оформляется квота, количество заказанных путевок. По состоянию на май текущего года списки должны быть сданы.
Таким образом, ввиду того, что Б. с заявлением путевки в начале соответствующего года не обратилась, о чем было известно Б., списки работников Управления образования, подавших заявления, были сформированы уже до мая 2009 года, у Б. возникло право на обращение с рапортом о выплате компенсации из средств федерального бюджета.
Однако, Б. только после получения соответствующей справки его супругой, обратился на имя начальника ОВД по Меленковскому району с рапортом о разрешении произведения ему выплаты из средств федерального бюджета для оплаты компенсации стоимости путевки детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления 17 декабря 2009 года. К рапорту прилагались справка с места работа супруги о непредставлении путевок из средств Фонда социального страхования и копии свидетельств о рождении ребенка ( 5-7). На заявлении имеется виза руководителя, предписывающая сотрудникам бухгалтерии произвести выплату, датированная 29 декабря 2009 года.
Как следует из пояснений представителей ответчика, деятельность ОВД по данным выплатам финансируется из средств федерального бюджета. Выплата денежных средств для оплаты стоимости путевок детей сотрудников осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года за счет средств федерального бюджета, с лицевого счета, открытого ОВД по Меленковскому району в Меленковском отделении УФК по Владимирской области, с поступлением на него средств целевого назначения. Планирование денежных средств для оплаты стоимости путевок детей сотрудников школьного возраста ( до 15 лет включительно) производится исходя из общего числа детей школьного возраста сотрудников ОВД в соответствии с установленными нормами данных выплат, с учетом поданных сотрудниками рапортов.
Комиссией ОВД Меленковского района, сформированной для решения вопроса выплат денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления 15 мая 2009 года принято решение о произведении соответствующих выплат сотрудникам, подавшим в установленном порядке рапорта ( л.д.15-18), на основании протокола заседания данной комиссии начальником ОВД по Меленковскому району издан приказ, утвердивший указанное решение ( л.д.29-32).
Довод истца о невозможности подачи рапорта до 1 мая виде отсутствия соответствующей комиссии, является необоснованным. Наличие сформированной комиссии ( рабочей группы) по вопросам произведения выплат подтверждает наличие вышеуказанного протокола заседания комиссии, решение которой было утверждено приказом начальника ОВД по Меленковскому району. Более того, в любом случае рапорт Б должен быть подан на имя начальника ОВД по Меленковскому району, что он и сделал, но 17 декабря 2009 года.
Ввиду того, что соответствующий рапорт Б. в срок до 1 мая 2009 года подан не был, вопрос о произведении выплат данному сотруднику ОВД не решался.
Сведения о количестве детей сотрудников милиции, которым решено произвести соответствующие выплаты, направлены в УВД по Владимирской области ( л.д.35-36).
В соответствии с пунктом 13 статьи 54 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривающей социальные гарантии, сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста ( до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, производится выплата в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.
Указанные выплаты производятся исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, предусматриваемом нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно- исполнительной системы, таможенным органам, лицам начальствующего состава фельдъегерской связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911, для получения выплат до 1 мая соответствующего года сотруднику необходимо предоставить рапорт ( заявление) о получении выплат, справку с места работы ( службы) жены ( мужа) о не предоставлении путевки в порядке, установленном нормативно- правовыми актами РФ для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования РФ, а также копию свидетельства о рождении ребенка.
Пункт 5 Правил предусматривает, что расходные обязательства Российской Федерации по выплатам и компенсациям, предоставляемым в соответствии с настоящими Правилами, исполняются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министра Внутренних дел РФ от 27 октября 2008 года № 911 постановлено осуществлять в 2009 году сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, а также пенсионерам МВД России из числа военнослужащих, указанных в абзаце первом пункта 5 ст. 16 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76- ФЗ «О статусе военнослужащих», выплату денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста ( до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей ( продолжительностью 24 дня), открытые в установленном порядке на территории РФ, в размере 9600 руб. на одного ребенка.
Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет придти к следующему.
Получение оспариваемой выплаты является правом сотрудника. Порядок получения и размеры оспариваемой компенсации определяет Правительство РФ. Порядок выплаты указанной компенсации установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911. Законом или иными подзаконными актами иной порядок предоставления компенсационной выплаты не предусмотрен. Законодатель связывает возможность реализации данного права с обращением сотрудника за получением компенсации в срок до 1 мая соответствующего года. Правила также требуют предоставления определенного перечня необходимых документов, устанавливают место получения компенсации.
Следовательно, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911 утверждены Правила, выполнение которых для получения оспариваемой компенсации обязательно.
С учетом изложенного суд считает необоснованным довод истца о возможности выплаты компенсации при обращении за данной выплатой позднее указанной в Правилах даты, то есть позднее 1 мая.
Не подтвержденным соответствующими доказательствами является и то обстоятельство, что рапорт о получении оспариваемой компенсации у Б. без предоставления им справки с места работы супруги до 1 мая 2009 года не принимали. Представители ответчика данный факт отрицают, а Б С.А. не представлено письменного отказа в принятии рапорта.
Таким образом, невозможность предоставления справки с места работы супруги, не снимала с истца обязанность подачи соответствующего рапорта в срок до 1 мая, и только в данном случае его ребенок мог быть включен в список детей сотрудников, которые обратились с рапортами в установленный срок, что являлось бы основанием к начислению соответствующей денежной суммы для выплаты истцу главным распорядителем денежных средств. В таком случае решение о выплате компенсации могло быть принято после предоставления Б. данной справки.
Суд, учитывая, что возможность осуществления оспариваемой выплаты осуществляется только в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормативно- правовыми актами Российской Федерации, считает, что невыполнение истцом процедуры обращения за данной выплатой препятствует взысканию ее с ответчика. В настоящее время на специальном счете ОВД по Меленковсокму району денежные средства, перечисленные из федерального бюджета для данных целей, отсутствуют, поскольку были перечислены в конкретном размере, в соответствии с заявкой ОВД по Меленковскому району.
Кроме того, в связи с принятием Федерального Закона от 17 декабря 2009 года № 313 -ЗФ, в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 января 2011 года приостановлено действие части 13 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривающей социальные гарантии, сотрудникам органов внутренних дел для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста ( до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Следовательно, финансирование указанных выплат из федерального бюджета до указанной даты не производится, о чем также свидетельствует сообщение финансово- экономического отдела УВД по Владимирской области, в соответствии с которым, в связи с вступлением указанного Федерального Закона в силу денежные средства из федерального бюджета на указанные цели в 2010 году не выделялись
Ввиду отсутствия правовых оснований взыскания с ответчика в пользу ФИО39 спорной компенсации, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Б отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с ОВД по Меленковскому району денежных средств для оплаты стоимости путевок детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления в сумме 9600 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд.
Мотивированное решение изготовлено 2 июня 2010 года.
Судья: