О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. 2-219/2010 от 21.07.2010



Гражданское дело Номер обезличен 2Дата обезличена год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ...

... суд ... в составе:

председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,

при секретаре Дарьиной Н.В.,

с участием истца Румянцева Г.К.,

представителя истца адвоката FIO2,

представителя ответчика FIO3,

представителя третьего лица FIO4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Румянцева Г.К. к ... ... о признании незаконными и отмене решения жилищно - бытовой комиссии, постановления ... ... в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложения обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

Установил:

Румянцев Г.К. обратился в суд с иском к администрации МО ... и просил: признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий; обязать принять его на учет в качестве имеющего право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-1010 гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен; а также обязать администрацию принять его заявление об участии в указанной программе и направить в орган исполнительной власти, организующий работу по проверке органами местного самоуправления представленных документов и принимающий решение о признании гражданина участником подпрограммы.

В обоснование иска указал следующее. Он является собственником 1/ 3 доли в праве собственности на квартиру Номер обезличен в ...А по ... ... области. Он являлся сотрудником органов внутренних дел, был уволен со службы Дата обезличена года по ч.7 ст. 19 Закона «О милиции» ( по болезни). Его выслуга в календарном исчислении составляет 20 лет 10 месяцев 7 дней, содержался на службе за счет средств федерального бюджета. Его право на получение жилья за счет средств федерального бюджета подтверждается удостоверением на право пользования льготами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года, мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на первом этапе ( 2002-2005 года) ее реализации подпрограммой «Государственные жилищные сертификаты» на 2004- 2010 годы, осуществляются на втором этапе ( 2006-2010года) реализации указанной программы в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В рамках реализации указанной программы принято постановление Правительства РФ от Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно положениям которого формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем категорий граждан, имеющих право на участие в данной программе является предоставлением им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой подтверждается государственным жилищным сертификатом. Он может быть включен в состав участников данной программы при условии признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С этой целью, после принятия указанного Постановления, после увольнения со службы он обратился в Московское Управление внутренних дел на ВВТ, где проходил службу с рапортом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако ввиду введения в действие Жилищного кодекса РФ изменился порядок постановки военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем он неоднократно обращался в орган местного самоуправления по избранному месту жительства с заявлением о постановке на такой учет, но ему отказывали в постановке на учет.

Дата обезличена года он вновь обратился с заявлением в жилищно- бытовую комиссию администрации ... и представил документы в подтверждение обоснованности данного заявления, в частности, справку о зарегистрированных лицах по месту жительства. Так, в указанной квартире в настоящее время зарегистрированы и проживают он, его бывшая жена FIO6, дочь и ее муж. Квартира имеет две жилые комнаты, общая ее площадь 38, 6 кв.м. Следовательно, уровень обеспеченности его общей площадью жилого помещения ниже установленной учетной нормы, что свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий. В собственности иного жилья он не имеет. Решением жилищно- бытовой комиссии от Дата обезличена года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, со ссылкой на не предоставление им документов, подтверждающий его имущественное положение ( справку о доходах, об имуществе, автомобилях и их оценке). С данным решением он не согласен, поскольку полагает неправомерным требование жилищной комиссии о необходимости предоставления таких документов, поскольку их проверка и анализ имущественного положения гражданина необходим органу местного самоуправления с целью признания гражданина малоимущим. Он не относится к категории малоимущих и не имеет цели получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку статус уволенного в отставку сотрудника органов внутренних дел, содержащегося за счет средств федерального бюджета, позволяет ему реализовать в ином, установленном законом порядке, свое право на улучшение жилищных условий.

В дальнейшем Румянцев Г.К. отказался от иска в части возложения обязанности принять его на учет в качестве имеющего право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-1010 гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен; а также обязать администрацию принять его заявление об участии в указанной программе и направить в орган исполнительной власти, организующий работу по проверке органами местного самоуправления представленных документов и принимающий решение о признании гражданина участником подпрограммы.

Определение суда от Дата обезличена года производство по делу в указанной части исковых требований прекращено (л.д.98).

Впоследствии Румянцев Г.К., воспользовавшись правом, предоставленным истцу в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, уточнял заявленные требования, а далее изменил предмет иска, не изменяя его основания и окончательно просил суд : признать незаконными и отменить решение жилищно - бытовой комиссии, постановление ... ... в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложения обязанности по принятию его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве сотрудника органов внутренних дела, уволенного в отставку и имеющего право на получение жилья за счет средств федерального бюджета (л.д. 146).

Поскольку требования об оспаривании принятых органом местного самоуправления решений, которым, как полагает истец, нарушены его жилищные права, предъявлено в рамках гражданского дела, возбужденного по первоначально заявленным требованиям о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, в чем ему было отказано, суд полагал о принятии вновь заявленных требований и разрешения возникшего спора в рамках данного гражданского дела. Кроме того, разрешение спора о законности принятого в отношении Румянцева решения, напрямую связано с наличием или отсутствием оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и измененные исковые требования направлены на реализацию жилищных прав истца, в чем, по мнению истца, администрацией ... необоснованно созданы препятствия.

В судебном заседании Дата обезличена года истец Румянцев Г.К., его представитель адвокат FIO2 уточненные требования поддержали и просили их удовлетворить, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Румянцев Г.К. пояснил, что он был уволен в отставку из органов внутренних дел по состоянию здоровья, в мае 2005 года. С целью участия в подпрограмме по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, он обращался по месту прохождения службы о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а затем, как это установлено действующим законодательством, в орган местного самоуправления в избранном месте жительства. После неоднократных отказов в постановке на учет, решением жилищно - бытовой комиссии от Дата обезличена года им снова был получен отказ. Полагает, что представленными документами им было подтверждено, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Так, из справки, выданной администрацией ..., следует, что в квартире, сособственником которой он является, в настоящее время зарегистрированы четверо человек, в том числе и его бывшая жена, которая членом его семьи не является. Также в квартире проживает семья его дочери. Поэтому на четырех прореживающих в квартире жителей приходится менее учетной нормы жилой площади- то есть менее 10 кв.м. Кроме того, одна из имеющихся в квартире комнат неизолированная, о чем свидетельствуют данные технической документации. Иного жилого помещения он в собственности не имеет. Вместе с тем полагает необоснованным требование жилищно- бытовой комиссии о необходимости предоставления им таких документов, как справку о доходах, справку об ином имуществе и его оценке, поскольку он не является малоимущим и по данному основанию о постановке на учет, с целью получения жилья по договору социального найма не просил и не просит, тогда как данные документы необходимо представлять именно для подтверждения данного статуса. Имеющийся же у него статус позволяет ему получать жилье за счет средств федерального бюджета.

Представитель истца FIO2 полагала требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснив следующее. Считает, что жилищно- бытовой комиссией администрации ... было незаконно и необоснованно отказано Румянцеву Г.К. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, со ссылкой на положения п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Так, Румянцев Г.К. имеет право на постановку его на учет на основании п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, поскольку проживает в квартире общей площадью 38,6 кв.м., где также зарегистрированы и проживают его бывшая жена FIO6, дочь FIO9 и ее супруг FIO8 При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного проживающего в квартире составляет менее учетной нормы, установленной решением Меленковского Совета народных депутатов в 10 кв. м. и менее. В обоснование указанного обстоятельства истец при обращении с заявлением представил справку с места жительства. Однако в постановке на учет при наличии представленных документов Румянцеву было отказано ввиду не предоставления им справки о доходах, об имеющемся имуществе и его оценке, то есть ответчиком применялись положения жилищного законодательства о постановке на учет граждан, относящихся к категории малоимущих, а именно ч.1 и 2 ст. 49 ЖК Р. Вместе с тем при рассмотрении заявления истца жилищно -бытовая комиссия не учитывала положения ч. 3 и 4 указанной нормы закона, которыми предусмотрено предоставление жилых помещений иной категории граждан, определенной законодательством. Румянцев Г.К. относится к иной категории граждан, как уволенный в отставку сотрудник органов внутренних дел, и нормами действующего законодательства для указанной категории граждан предусмотрен иной порядок обеспечения жильем, не связанный с постановкой на учет с целью получения жилого помещения по договору социального найма. Ответчиком при разрешении спорного вопроса нормы действующего законодательства, предусматривающие основания для признания уволенного в отставку сотрудника органов внутренних дел ( как и иных указанных категорий граждан), учтены не были, тогда как п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен самостоятельным основанием к этому является проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи и при отсутствии родственных отношений.

Также указала, что ранее истцом было заявлено в обоснование иска, что постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходима для дальнейшего участия в федеральной программе и получения из средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой подтверждается государственным жилищным сертификатом. Однако, данный способ обеспечения жильем указанных граждан является не единственным, и такие граждане вправе получить в порядке общей очереди не только сертификаты, но и безвозмездную финансовую помощь ( социальную выплату) на строительство или покупку жилья что предусмотрено указанным выше Постановлением правительства РФ.

Представитель ответчика - администрации ... FIO3 ( по доверенности), полагала исковые требования, как первоначально заявленные так и уточненные, необоснованными и просила в иске Румянцеву Г.К. отказать. Пояснила суду, поддержав свои выступления в предыдущих судебных заседаниях, следующее. Румянцев Г.К., обратившийся в жилищно- бытовую комиссию администрации ... с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, каких- либо документов, подтверждающих его нуждаемость, не представил, ввиду чего комиссией по существу вопрос не разрешался и ему было отказано в постановке на учет ввиду не предоставления документов по п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Среди таких документов в уведомлении, направленному Румянцеву, правильно поименованы справка о доходах, сведения об имуществе и его оценка, наличии иной жилой площади. Только при наличии таких документов возможно определение нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий, справка о регистрации граждан по месту жительства Румянцева является недостаточным доказательством его нуждаемости, поэтому принятое жилищно- бытовой комиссией решение является законным и обоснованным, как и постановление ..., утвердившего данное решение.

Кроме того, полагает незаконными и необоснованными требования истца о возложении на администрацию ... обязанности по принятию его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку в соответствии с положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава ..., решения Совета народных депутатов ..., ведение учета таких граждан является обязанностью органа местного самоуправления по месту жительства гражданина, в данном случае- администрации МО ГП .... Поэтому полагает, что администрация ... в данном случае надлежащим ответчиком не является.

Представитель администрации муниципального образования ГП ..., привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, FIO10 ( по доверенности) полагал исковые требования Румянцева Г.К. удовлетворению не подлежащими, поскольку решение жилищно- бытовой комиссии администрации ... об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отношении Румянцева Г.К. вынесено на основании закона. В муниципальном образовании ... жилищно- бытовая комиссия отсутствует и ее функции выполняет жилищно- бытовая комиссии, сформированная при районной администрации, в соответствии с соглашением о передаче полномочий. К вопросам местного значения, как следует из действующего законодательства о местном самоуправлении, Устава городского поселения, отнесено обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в населенном пункте и являющихся малоимущими.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц, ФГУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» и департамента строительства и архитектуры администрации .... О рассмотрении дела извещались надлежащим образом, ранее просили о рассмотрении дела в отсутствии представителей.

Из представленного ФГУ «Объединенная дирекция по реализации Федеральных инвестиционных программ» отзыва на исковое заявление следует, что Румянцев Г.К. не имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, поскольку он не встал на учет в органе местного самоуправления до Дата обезличена года. Румянцев Г.К. имеет право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в случае признания его малоимущим гражданином, нуждающимся в жилых помещениях. Следовательно, полагают отказ администрации ... в постановке Румянцева Г.К. на учет на основании п. 1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ обоснованным.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище ( ч.1 ст. 40).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от Дата обезличена года Номер обезличенП указал, что « … Конституция Российской Федерации закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( ч. 2,3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем….

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату военнослужащих….законодатель исходил из того, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления для них… дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений…

К военнослужащим по степени значимости осуществляемых полномочий приравниваются и сотрудники органов внутренних дел. Согласно ст. 1, ст. 2 Закона РФ «О милиции» милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств …..

Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Установлено, что Румянцев Г.К. являлся сотрудником органов внутренних дел, уволен по болезни приказом от Дата обезличена года с Дата обезличена года, с выслугой лет в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев 7 дней (л.д.7). При прохождении службы он содержался за счет средств федерального бюджета (л.д.15). Согласно выданного удостоверения Румянцев Г.К. имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих», и Законом РФ «О ветеранах» (л.д. 12).

Румянцев Г.К. имеет на праве общей долевой собственности совместно с FIO6 и FIO9 квартиру, расположенную по адресу: ... ..., ... ... а,кв. 10 (л.д.48,49,50). Иного жилого помещения в праве собственности не имеет, о чем свидетельствует выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.37).

Согласно данным технической инвентаризации общая площадь квартиры составляет 38,6 кв. м. (л.д.16,18).

В указанной квартире, согласно справке администрации ..., выданной по состоянию на Дата обезличена года, зарегистрированы и проживают Румянцев Г.К., FIO6, их дочь FIO9 и ее супруг FIO8 (л.д.17). Брак между Румянцевыми Г.К. и И.А. был прекращен Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д.51), поэтому указание FIO6 в данной справке в качестве жены Румянцева Г.К. свидетельствует о допущенной при выдаче справке ошибкой.

В рамках реализации федеральной целевой программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан «Жилище» на 2002-2010 годы было принято Постановление Правительства РФ от Дата обезличена года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище», которым установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения жильем категорий граждан, имеющих право на участие в данной программе, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Данным Постановлением утверждены Правила выпуска ГЖС. Пунктом «г» части 5 указанных Правил предусмотрено, что право на участие подпрограмме имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел …., содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более…

Согласно указанным Правилам для участия в подпрограмме гражданин обязан представить выписку из решения органа по учету и распределения жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ( получении жилых помещений).

В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.

Ввиду отсутствия при администрации городского поселения ... жилищной комиссии, заключения соглашения о передаче администрации ... полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по пользованию и распоряжению имуществом, находящегося в муниципальной собственности поселения, при администрации ... сформирована жилищная комиссия, в целях ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставления жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также оказания содействия в улучшении жилищных условий граждан, и Постановлением Главы Меленковского района от Дата обезличена года Номер обезличен утверждено «Положение о жилищной комиссии ...» (л.д.57, 29-30). Согласно п. 2.2 Положения к полномочиям комиссии относится рассмотрение заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принятие решений о возможности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказа в принятии на учет.

Полагая о наличии такого права, с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище», Дата обезличена года Румянцев Г.К. обратился с заявлением в жилищно- бытовую комиссию при администрации Муниципального образования ..., представив документы, подтверждающие его статус, как уволенного сотрудника органов внутренних дел, а также указанные выше документы, подтверждающие обоснованность его заявления (л.д.9- 19).

Решением жилищно- бытовой комиссии администрации ... от Дата обезличена года Румянцеву Г.К. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, согласно п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ (л.д.20-21). Постановлением Главы Меленковского района от Дата обезличена года Номер обезличен утверждено принятое решение (л.д.22).

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Установлено, что отказ Румянцеву Г.К. в принятии на учет мотивирован со ссылкой на п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ ввиду не представления предусмотренных ч.4 ст. 52 ЖК РФ документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Суд, исследовав в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу, что отказ жилищной комиссии в постановке на учет является незаконным, создает препятствия Румянцеву Г.К. в дальнейшем осуществлении предоставленных законодательством прав на улучшение жилищных условий.

Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным законодательством.

Так, согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Статьей 49 ЖК РФ ( ч.2) закреплено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В свою очередь малоимущими гражданами являются граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Следовательно, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, как малоимущего, и необходимо представление документов, отсутствие которых может служить причиной для отказа в постановке на учет.

Однако, принимая решение об отказе Румянцеву Г.К. в постановке на учет ввиду не представления документов, подтверждающих его имущественное положение, жилищной комиссией не учтены положения ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются не только гражданам, признанным малоимущими, но и иным категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с ... Совета народных депутатов от Дата обезличена года установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади на каждого члена семьи (л.д. 28).

Наряду с этим, в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» государство гарантирует сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам.

Данное положение закона не исчерпывает всех гарантий обеспечения сотрудников милиции жильем. Они устанавливаются также рядом других нормативных актов.

Так, Указом Президента РФ от Дата обезличена года Номер обезличен «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов службы и учреждений» установлено, что увольняемые сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, уволенные со службы из указанных органов, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен утверждены «Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», который являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления ( пункт 2), определено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья таким гражданам рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решение которых является основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Согласно п. 7 указанных Правил основаниями признания указанных граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: п.Б- наличие общей площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов федерации; п.Д- проживание в смежных неизолированных комнатах по две или более семьи при отсутствии родственных отношений.

Более того, п. 13 указанных Правил обозначил для военнослужащих и приравненной к ним категории граждан определенный перечень документов, необходимых при подаче рапорта о постановке на учет на улучшение жилищных условий, и в данном перечне на указанных лиц не возложена обязанность подтверждения своего имущественного положения ( как это необходимо для признания гражданина малоимущим).

Изложенное указывает на то, что перечисленными выше правовыми нормами регулируется особый вид правоотношений между государством, военнослужащими и другими определенными категориями граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, и иной порядок предоставления данной категории граждан жилых помещений.

Поэтому при реализации жилищных прав сотрудника органов внутренних дел, в том числе уволенного в отставку, в частности разрешения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет, наряду с нормами жилищного законодательства РФ, органами местного самоуправления подлежит применению и учету положения вышеуказанных норм действующего законодательства, что в рассматриваемом случае выполнено не было, и привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов истца, создало препятствия в дальнейшей реализации жилищного права.

Наряду с этим отказ жилищной комиссии по основанию не представления документов, подтверждающих объективную нуждаемость истца в улучшении жилищных условий, является незаконным и не соответствующим действительности, поскольку представленные доказательства свидетельствуют об обратном.

Так, по данным учетного дела, представленного администрацией ..., наряду с документами, подтверждающими статус сотрудника органов внутренних дел, содержащегося за счет средств федерального бюджета и имеющего право на льготы, Румянцевым Г.К. были представлены документы о регистрации граждан по месту его жительства, а также об общей площади занимаемого ими жилого помещения. На момент рассмотрения спорного вопроса, как и в настоящее время, обеспеченность Румянцева Г.К. общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы ( менее 10 кв. м.). При этом довод истца о необходимости включения в указанный расчет FIO8 является правомерным, поскольку FIO8 является членом семьи собственника - FIO9, вселен в квартиру на законных основаниях, имеет право пользования данным жилым помещением, и так же как остальные правообладатели несет бремя содержания жилья, иного жилья не имеет.

Указанное основание для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении ( улучшении жилищных условий) предусмотрено как нормами жилищного законодательства, так и вышеуказанными Правилами учета военнослужащих и иных, приравненных к ним, категорий граждан.

С учетом этого следует, что Румянцев Г.К. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, не как малоимущий, но как относящийся к иной категории граждан ( уволенный в отставку сотрудник органов внутренних дел), имеющий право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, на момент обращения Румянцева Г.К. с заявлением о постановке на учет существовало и иное основание для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусмотренное Правилами учета военнослужащих и иных, приравненных к ним, категорий граждан- проживание в смежных неизолированных комнатах по две или более семьи при отсутствии родственных отношений. По данным технического паспорта одна из имеющихся в квартире комнат не изолирована, и в квартире, с учетом расторгнутого с FIO6 брака, проживает две семьи, не связанных родственными отношениями. Данное обстоятельство подтверждено и в ходе рассмотрения дела.

Довод представителя администрации ... о том, что жилищной комиссии данное обстоятельство известно не было ввиду не предоставления Румянцевым Г.К. документов в подтверждение данного обстоятельства, суд полагает несостоятельным.

Так, вступившим в законную силу решением ... суда от Дата обезличена года по иску Румянцева Г.К. к администрации ... о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий ( то есть по иску между теми же сторонами), это обстоятельство было установлено, стороной ответчика не оспаривалось. Следовательно, при рассмотрении заявления Румянцева Г.К. жилищной комиссии администрации ... указанное обстоятельство было известно, но снова не было учтено при принятии решения.

Довод представителя ответчика о незаконности требования истца о возложении обязанности принять Румянцева Г.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на администрацию ..., суд полагает несостоятельным, поскольку он опровергается указанным выше Положением о жилищной комиссии, сформированной именно при данном органе местного самоуправления, и наделенном полномочиями по принятию граждан на учет. Как следует из пояснений представителя третьего лица- администрации ..., данный орган местного самоуправления самостоятельно принять решение о постановке ( принятию) гражданина на учет на улучшение жилищных условий, полномочий не имеет, и только принятое жилищной комиссией района решение является основанием для постановки гражданина на учет.

С учетом изложенного, а также ввиду отсутствия в возникших спорных правоотношениях нарушений прав истца со стороны администрации ..., доводы представителя ответчика о необходимости привлечения администрации города в качестве соответчика, являются несостоятельными, поэтому суд не находит законных оснований для возложения такой обязанности на администрацию города.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить решение жилищно- бытовой комиссии администрации ... от Дата обезличена года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и постановление ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении решения жилищно- бытовой комиссии администрации ... от Дата обезличена года» в части, касающейся отказа принятия Румянцева Г.К. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Обязать администрацию муниципального образования ... ... принять Румянцева Г.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как уволенного сотрудника органов внутренних дел, имеющего право на получение жилья за счет средств Федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во ... суд.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: М.Ю.Агашина

Секретарь: Н.В.Дарьина

Решение вступило в законную силу «_____»_______________2010 г

Председатель суда: Е.Е.Бодрова