Дело № 2- 735/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ.
Меленковский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.
при секретаре Михееве А.А.
с участием заявителя Каткова С.С.
представителя заинтересованного лица ФИО2
в открытом судебном заседании в городе Меленки
рассмотрел заявление Каткова С.С. о признании решения администрации муниципального образования <адрес> об отказе в регистрации по месту жительства незаконным и обязанности установить адрес и регистрации по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л:
Катков С.С. обратился в суд с заявлением и, с учетом уточнений, просит:
В обосновании заявленных требований указал в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования <адрес> вынесла решение об отказе в регистрации по месту жительства в жилом доме, собственником которого он является. Жилой дом расположен на земельном участке, который выделен ему в 1993 году для строительства жилого дома и принадлежит на праве собственности. Жилой дом находится на территории урочища <адрес> в 2-2,5 км. восточнее <адрес>, на которой ранее располагалась деревня <адрес>. Для регистрации по месту жительства он представил паспорт, заявление формы № и свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом. Основанием для отказа в регистрации по месту жительства явилось то обстоятельство, что урочищу <адрес> не присвоен статус населенного пункта и отсутствует адресное хозяйство. Указал, что оспариваемое решение нарушает его право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. ( л.д.2,36)
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал по изложенным основаниям, пояснив суду, что является уроженцем <адрес>, которая решением Совета народных депутатов <адрес> 319 п/6 от ДД.ММ.ГГГГ исключена из учетных данных населенных пунктов <адрес> как неперспективная. Вместе с тем, в 1993 году ему был выделен земельный участок на территории <адрес> под строительство жилого дома. В настоящее время жилой дом и земельный участок находятся в его собственности, в этом доме он преимущественно проживает. Регистрация по месту жительства в указанном доме ему необходима для дальнейшего участия в местных референдумах, муниципальных выборов <адрес>, в связи с чем оспариваемое решение нарушает его общественно-политические права.
Представитель заинтересованного лица Глава муниципального образования <адрес> поселение ФИО2 ( л.д.96) против удовлетворения требований заявителя возражала, указав, что <адрес> исключена из реестра населенных пунктов <адрес> в 1986 году и в настоящее время такого населенного пункта на территории <адрес> не имеется. В 1986 году жители <адрес> были переселены в <адрес>, а дома снесены. Затем в период 1992-1993 г.г. гражданам, в том числе Каткову С.С., на данной территории были выделены земельные участки, на которых они возвели жилые дома. Считает, что земельные участки были предоставлены незаконно, поскольку данная территория относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет статус урочища. Пояснила, что при регистрации граждан по месту жительства применяется административный регламент, согласно которому гражданин регистрируется по новому адресу с указанием населенного пункта. Вместе с тем, присвоить адрес жилому дому Каткова С.С. невозможно, так как отсутствует данный населенный пункт, а урочище <адрес> статусом населенного пункта не обладает. По этим основаниям она приняла решение об отказе Каткову С.С. в регистрации. Как Глава муниципального образования обращалась к Совету народных депутатов Денятинского сельского поселения по вопросу возрождения деревни <адрес>, но в удовлетворении обращения ей отказано из-за отсутствия необходимых денежных средств в бюджете поселения. В настоящее время на данной территории находятся около 6 жилых домов. Оспаривает то обстоятельство, что заявитель проживает в <адрес> постоянно или преимущественно.
Выслушав пояснение заявителя и представителя заинтересованного лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд нашел заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст.2 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № место жительства- жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
В соответствии со ст.6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Судом установлено, что Каткову С.С. на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выделен земельный участок и разрешено строительство жилого дома в <адрес> <адрес>. Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено Меленковскому БТИ произвести регистрацию жилого дома в д<адрес> за Катковым С.С., постановлением Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № данный жилой дом принят в эксплуатацию. ( л.д.7-8,9-10)
Заявителем произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок в <адрес> с кадастровым номером 33:16:000000:219 с разрешенным использованием под строительство жилого дома, а также на жилой дом с кадастровым номером 33:16:000000:219:6731:07, расположенный на территории урочище <адрес> на расстоянии 2,0-2,5 км. от <адрес> на восток.( л.д.12,14)
Из справки администрации муниципального образования <адрес> поселение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данные земельный участок и жилой дом расположены на территории урочища <адрес> на расстоянии 2,0-2,5 км. от <адрес> на восток. ( л.д.13)
Катков С.С. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, в <адрес>, которая принадлежит на праве собственности его супруге ФИО3(л.д.15-16, 88-89)
Свидетель ФИО3 пояснила суду, что она и ее супруг проживают в жилом доме д.Бельково, а также проживают в указанной квартире в <адрес>. В <адрес> занимаются подсобным хозяйством, более часто там проживают в летний период, в зимний период времени реже бывают в <адрес>
Свидетель ФИО4 пояснила суду, что имеет на территории бывшей <адрес> жилой дом, расположенный рядом с домом заявителя. Она приезжает в <адрес> 1-2 раза в недели и в выходные дни, при этом Катков С.С. всегда находится в своем доме.
Проанализировав данные показания свидетелей и представленные документы, суд пришел к выводу, что бесспорных доказательств своего постоянного или преимущественного проживания в указанном жилом доме заявитель не представил, поскольку его супруга указала два места жительства заявителя - квартира в <адрес> и указанный жилой дом, а показания свидетеля ФИО4 в этой части носят предположительный характер.
ДД.ММ.ГГГГ Катков С.С. обратился к Главе муниципального образования <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом доме в урочище <адрес> представив свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный дом и паспорт гражданина РФ. В это же день в удовлетворении заявления отказано, так как не присвоен статус населенного пункта на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.5)
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Каткову С.С. выдан письменный ответ о том, что удовлетворить заявление о регистрации невозможно в связи с тем, что урочищу <адрес> не присвоен статус населенного пункта и поэтому отсутствует адресное хозяйство. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Совета народных депутатов муниципального образования <адрес> поселение отказано в удовлетворении заявления Главы муниципального образования <адрес> поселения о присвоении урочищу <адрес> статуса деревни. ( л.д.4)
Согласно ст.3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Нормами п. 4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденному Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений.
В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.
В силу п.п.56,57 Регламента должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту), адресные листки прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (приложение N 12 к Регламенту) - на лицо, подлежащее статистическому наблюдению.
Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту), документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
Форма данных документов указана в приложениях к Регламенту, из содержания которых следует, что регистрация гражданина по месту жительства возможна при наличии адреса в населенном пункте, тогда как регистрация гражданина по месту жительства вне населенного пункта без адреса не предусмотрена.
Так, в заявлении о регистрации по месту жительства, в адресном листке прибытия, в свидетельстве о регистрации по месту жительства, в карточке регистрации, журналах учета заявлений формы № и выдачи свидетельств о регистрации по месту жительства требуется наличие адреса в населенном пункте, по которому произведена регистрация гражданина по месту жительства.
Судом установлено, что решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № п/6 исключен их учетных данных населенный пункт <адрес>. ( л.д.37-41)
В Реестре административно-территориальных образований и единиц <адрес>, утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, населенный пункт <адрес> отсутствует. Также в перечне населенных пунктов, входящих в состав территории муниципального образования <адрес> поселение, введенным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, населенного пункта <адрес> не имеется. ( л.д.17-19)
Из ответа МУ « Управление земельных отношений» <адрес> следует, что урочище ( участок местности, отличной от окружающих частей какими-либо естественными признаками) <адрес> находится на землях сельскохозяйственного назначения и не является административно-территориальной единицей. Также из Правил землепользования и застройки указанного сельского поселения установлено, что урочище Бельково расположено на землях сельхозугодий ( л.д.27-35,72-75)
Решением Совета народных депутатов муниципального образования <адрес> поселение от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в удовлетворении заявления Главы муниципального образования <адрес> поселение о возрождении деревни <адрес> из-за дефицита бюджета сельского поселения. ( л.д.20)
Согласно п.21 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся:
присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
Аналогичное положение содержится в п.23 ст.7 действующего Устава муниципального образования Денятинское сельское поселение. ( л.д.67-69)
Таким образом, поскольку урочище Бельково не является населенным пунктом и расположено на землях сельскохозяйственного назначения, не относится к землям населенных пунктов, то в силу указанных нормативных документов присвоение адреса дому заявителя невозможно.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения, которое вынесено Главой муниципального образования <адрес> поселение в пределах своих полномочий и в трехдневный срок, предусмотренный п.20 указанного Административного регламента, поскольку территория урочища <адрес> не является населенным пунктом и не находится на землях населенного пункта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 245-247, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Каткова С.С. в удовлетворении заявления о признании решения администрации муниципального образования <адрес> поселение <адрес> об отказе в регистрации по месту жительства незаконным и обязанности установить адрес расположения земельного участка и жилого дома, и регистрации по месту жительства - отказать.
На решение могут быть принесены кассационные жалобы во Владимирский областной суд через Меленковкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Е.А.Бабеншева
Копия верна. Судья: Е.А.Бабеншева
Секретарь: А.А.Михеев
Решение вступило в законную силу «_________»_____________________2010г.
Председатель суда Е.Е.Бодрова