Дело № 2- 122 за 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 годаг. Меленки
Меленковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участиемпомощника прокурора Меленковского района Тарасовой О.Н.,
представителя ответчика Киселевой Н.В.,
при секретареПонявиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> и Сенникову А.О. о возложении обязанности по получению охранного обязательства на объект культурного наследия,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования <адрес>обратиться и получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство начасть объекта культурного наследия- Дом Конюховых, площадью 64,5 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу : <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд.
Судья:
Дело № 2- 122 за 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Меленковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участиемпомощника прокурора <адрес> Тарасовой О.Н.,
представителя ответчика Киселевой Н.В.,
при секретареПонявиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> и Сенникову А.О. о возложении обязанности по получению охранного обязательства на объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в порядкест. 45 ГПК РФ интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, Сенникову А.О. и просилвозложить на ответчиков обязанностьпо получению в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований указав следующее.
<адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой было установлено, что Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес> заключены договора аренды муниципального недвижимого имущества, являющегося собственностью <адрес>, а именно нежилых помещений, расположенных в здании, расположенном по адресу <адрес>, XIX - XX в.в. со следующими арендаторами: ООО «<данные изъяты>» - договор № от ДД.ММ.ГГГГ (директор Сенников А.О), ИП Сенников А.О. - договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.
В ходе проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Администрацией МО <адрес> охранное обязательство на здание, расположенное по адресу:<адрес> не оформлялось, что является существенным нарушением требований федерального законодательства. Не оформлено охранное обязательство и ИП Сенниковым А.О.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований закона в сфере сохранения объектов культурного наследия, что является недопустимым.
В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от иска к ответчику ИП Сенникову О.А., о чем представлено письменное заявление. Причиной отказа от иска послужило то обстоятельство, что договоры аренды помещения с СенниковымА.О. в настоящее время расторгнуты.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу вуказанной части прекращено.
Также прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и окончательно просит: обязать администрацию <адрес> обратиться и получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство начасть объекта культурного наследия, находящегося в муниципальной собственности- Дома Конюховых,расположенного по адресу: <адрес>,площадью 64,5 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Тарасова О.Н. уточненные исковые требования к администрации <адрес> поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить, поскольку до настоящего времени охранное обязательство на указанный объект культурного наследия - Дом Конюховых, XIX - XX в.в. постройки, включенного в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия, не получено. С учетомтого, что в муниципальной собственности находится только часть данного объекта - первый этаж, на который и были заключены договорааренды с Сенниколвым А.О., площадью 64,5 кв.м., то и обязанность просили возложить на получение охранного обязательства соответственно на указанную часть данного строения.
Представитель ответчика- администрации <адрес> Киселева Н.В. ( по доверенности)в судебном заседании против заявленного требования не возражала и пояснила, что действительно охранное обязательство науказанный объектнедвижимого имущества, включенный в реестр объектов культурного наследия,в настоящее время не получено. Вместе с тем, Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес>проводятся мероприятия по подготовке необходимых документов, после сбора которыхони будут направлены в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>. Задержка предоставления данных документов вызвана необходимостью оформления технической документации на частьданного строения, которая находится в собственности МО <адрес>, поскольку на втором этаже располагаютсяквартиры, принадлежащие на праве собственности гражданам. В связи с этим просила предоставить администрации <адрес>срок, достаточный дляполучения документов и предоставления их в инспекцию.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, однако в предыдущем судебном заседании представитель принимал участие и высказал позицию третьего лица по указанному иску.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО8 (по доверенности) полагал исковые требования прокурора к администрации <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и пояснил следующее. Здание, расположенное по указанному адресу, является объектом культурного наследия регионального значения и включено в Единый Государственный реестробъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Муниципальное образование <адрес> является собственником этого здания. Государственная инспекция, в силу предоставленных полномочий,оформляет охранные документы на объекты культурного наследия путемзаключения охранных обязательств с их собственниками. В силу действующего законодательства собственник объекта культурного наследия обязан получить такой охранный документ в Государственной инспекции, в котором будет предусмотрен порядок и сроки реставрации объекта, ремонта, благоустройства территории и другие условия. До настоящего времени администрацией <адрес> документы на получение охранного обязательства на указанный объект в Государственную инспекцию не представлены.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ст.44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливает, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Установлено, что на территории <адрес> по адресу:<адрес>, расположено двухэтажное строение, имеющее жилое назначение (второй этаж) и торговое назначение (первый этаж). При этом, помещение, расположенное на первом этаже,принадлежит на праве собственности МО <адрес>.
Указанноестроение является памятником истории и культуры, включено в муниципальный реестр памятников истории и культурыс наименованием «Дом Конюховых XIX - XX в.в. постройки ( л.д.7).
Также указанный объект недвижимого имущества включен в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, где собственником здания указана администрация <адрес> ( л.д. 40). На данный объект имеется паспорт памятника истории и культуры ( л.д.46-53).
В соответствии с договорами от ДД.ММ.ГГГГ №, и от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> передала ИП Сенникову А.О. в аренду для осуществления торговой деятельности помещение, общей площадью 64,5 кв.м., расположенное на первом этаже здания по адресу: <адрес>( л.д. 8 – 15).
В настоящее время соглашениямимежду Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ИП Сенниковым А.О. от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные договоры аренды расторгнуты ипомещение, площадью 64,5 кв.м. передано собственнику по акту приемки- передачи ( л.д. 20-23).
Пунктом 2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия установлено, что Администрацией МО <адрес> охранное обязательство на здание, расположенное по адресу: <адрес> не оформлялось.
Указанное обстоятельство подтверждено представителем ответчика, признавшего исковые требования.
Вместе с тем, пунктом 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры (утв. постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 865) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
Пунктом 59 Положения установлено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Пунктом 72 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласованной письмом Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-1682), порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (Приложение N 8), охранным договором (Приложение N 9) или охранным обязательством (Приложения № и №).
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Пунктом 78, 80 данной Инструкции установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.
Нежилые помещения, расположенные в здании, находящемся по адресу: <адрес>, XIХ - XX в.в. находится в собственности МО <адрес>, однако охранное обязательство на данный памятник истории и культуры не заключено до сих пор.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>», согласно п. 3.17 которого Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора о возложении на администрацию МО <адрес> обязанности обратиться в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>и получить охранное обязательство на указанный объект культурного наследиязаконны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Отсутствие надлежаще оформленного охранного обязательства у собственника части объекта культурного наследия, расположенного поадресу: <адрес>, может привести к непоправимым последствием, искажению внешнего, первоначального вида объекта культурного наследия, а также привести к утрате объекта культурного наследия, что повлечет невосполнимую утрату, нарушение прав неопределенного круга лиц, настоящего и будущего поколения многонационального народа Российской Федерации.
Вместе с тем, с учетом пояснений представителя ответчика о необходимостиоформления в установленном порядке технической документации на часть данного объекта, которая в настоящее время отсутствует, суд полагает необходимым предоставитьответчику срок исполнения возложенной обязанности, который будет достаточным для выполнениявсех соответствующих мероприятий, связанных с оформлением и подачей в Госинспекцию необходимых документов, а именно срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования <адрес>обратиться и получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство начасть объекта культурного наследия - Дом Конюховых, площадью 64,5 кв.м., находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу : <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд.
Мотивированноерешение изготовленоДД.ММ.ГГГГ.
Судья:М.Ю.Агашина