Дело № за 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Меленковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участиемпомощника прокурора <адрес> Тарасовой О.Н.,
представителя ответчика Киселевой Н.В.,
при секретареПонявиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности по получению охранного обязательства на объект культурного наследия,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования <адрес>обратиться и получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство на объект культурного наследия- Дом Буруниных, 1870 г. постройки, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу : <адрес> ( 102), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд.
Судья:
Дело № 2- 121 за 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Меленковский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,
с участиемпомощника прокурора <адрес> Тарасовой О.Н.,
представителя ответчика Киселевой Н.В.,
при секретареПонявиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности по получению охранного обязательства на объект культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в порядкест. 39 ГПК РФ исковые требования, окончательно просит:возложить на ответчика обязанностьпо получению в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранного обязательства на объект культурного наследия - Дом Буруниных, расположенный по адресу: <адрес> (102), в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований указав следующее.
<адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия. В соответствии с информацией, предоставленной Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес>, в перечень памятников истории и культуры, находящихся на территории района, входит Дом Буруниных XIX в. Указанный объект культурного наследия, расположен по адресу: <адрес> относится к категории охраны М-5 (государственный инвентаризационный номер 1701417000). Из данной информации следует, что Дом Буруниных XIX в. находится в муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.
В ходе проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Администрацией МО <адрес> охранное обязательство указанный объект культурного наследия не оформлялось, что является существенным нарушением требований федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия, что является недопустимым.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Тарасова О.Н. уточненные исковые требования к администрации <адрес> поддержала по изложенным в заявлении основаниям и просила их удовлетворить, поскольку до настоящего времени охранное обязательство на указанный объект культурного наследия - Дом Буруниных XIX в. постройки, включенного в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия, не получено. Полагает, что доводы представителя ответчика о невозможности получения охранного обязательства именно на объект - Дом Буруниных,ввиду объединения двух объектов, расположенных по адресу <адрес> ( дом Буруниных) и <адрес> ( дом Вощинских), не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, посколькуохранный документ должен быть получен именно на тот объект, который включен в Единый Государственный реестр. Выполнив объединение двух строений в одно, администрация <адрес> не обратилась с заявлением об исключениикакого- либо из указанных объектов культурного наследия из реестра, либо о внесении в него соответствующих изменений. В настоящее времяответчиком заключеноохранное обязательство только на Дом Вощинских, и в данном обязательстве Дом Буруниных не поименован.
Представитель ответчика- администрации <адрес> Киселева Н.В. ( по доверенности)в судебном заседании пояснила, что действительно охранное обязательство наобъектнедвижимого имущества, включенный в реестр объектов культурного наследия под наименованием Дом Буруниных XIX в. постройки, не получено. <адрес> не отрицает правомерности заявленного прокурором требования, посколькуимеет обязанностью заключить охранное обязательство на указанный объект, находящийся в муниципальной собственности. В данном строении располагаетсяадминистрация <адрес>. Вместе с тем, Комитетом по управлению имуществом администрации <адрес>проведены соответствующиемероприятияпо получению охранного обязательства на объект, расположенный по адресу: <адрес>, в который входит испорный объект культурного наследия - Дом Буруниных.Однако, поскольку в Едином Государственном реестрепод указанным адресом значится другой объект культурного наследия- Дом Вощинских, тов выданном Государственной инспекцией охранном обязательстве данный объект поименован именно, как дом Вощинских. Вместе с тем, дом Вощинских ранее располагался по адресу: <адрес>, а дом Буруниных-по адресу: <адрес> именно такие сведения были внесены в Единый Государственный реестр. Указанные строения были объединены в одно, и в настоящее время их общая площадь составляет 892,7 кв.м.Адрес, по которому числился Дом Буруниных- <адрес> был упразднен и по данным адресного хозяйства <адрес> объединенный объект в настоящее время значится под номером 102 по указанной улице.В настоящее время выдан и технический паспорт на одно объединенное строение, однако каких- либо надлежащим образом оформленных документов на указанное переоборудованиезданий, не обнаружено.
Также пояснила, что администрация <адрес> готовавновь подать документы на получение охранного обязательства на объект культурного наследия - Дом Буруниных, однако Бюро технической инвентаризации отказывает в выдаче техпаспорта только на указанную часть объекта. Кроме того,предполагается возникновение трудностей при заключении охранного документа на дом, расположенный по адресу <адрес>, поскольку данного адреса в настоящее время не существует.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица- Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, однако в предыдущем судебном заседании представитель принимал участие и высказал позицию третьего лица по указанному иску.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО5 ( по доверенности) полагал исковые требования прокурора к администрации <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и пояснил следующее. Здание, расположенное по указанному адресу, является объектом культурного наследия регионального значения и включено в Единый Государственный реестробъектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Муниципальное образование <адрес> является собственником этого здания. Государственная инспекция, в силу предоставленных полномочий,оформляет охранные документы на объекты культурного наследия путемзаключения охранных обязательств с их собственниками. В силу действующего законодательства собственник объекта культурного наследия обязан получить такой охранный документ в Государственной инспекции, в котором будет предусмотрен порядок и сроки реставрации объекта, ремонта, благоустройства территории и другие условия. До настоящего времени администрацией <адрес> документы на получение охранного обязательства на указанный объект - Дом Буруниных 1870 в. постройки - в Государственную инспекцию не представлены. Действительно, охранное обязательство на объект культурного наследия- Дом Вощинских, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 892,7 кв.м., администрацией <адрес> получено, но это не освобождает собственника от оформления охранного обязательства на Дом Буруниных, поскольку данные объекты культурного наследия включены в Единый реестр как отдельные объекты. Данных б объединении этих объектов администрация не представляла, изменения в Единый реестр не вносились. В настоящее время возможно внесение изменений в указание площади объекта- Дома Вощинских в выданном охранном обязательстве, а на Дом Буруниных охранное обязательствоможет быть оформлено с учетом площади только данного строения, исходя их данных технической инвентаризации.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования, по следующим основаниям.
В соответствии с п.З ст.44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Преамбула Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" устанавливает, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Установлено, что на территории <адрес> по адресу:<адрес>, расположено строение, принадлежащее на праве собственности МО <адрес>, предназначенное для функционирования администрации <адрес>.
Указанноестроение является памятником истории и культуры, включено в муниципальный реестр памятников истории и культурыс наименованием Дом Буруниных 1870 в. постройки, а также в Единый Государственный реестробъектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. ( л.д.7, 27,41).
На данный объект имеется паспорт памятника истории и культуры ( л.д. 47-53).
Однако, в указанных документах данный объект культурного наследия значится расположенным по адресу: <адрес>, а по адресу: <адрес> значиться другой объект культурного наследия- Дом Вощинских.
Как установлено из представленных документов о технической инвентаризации, проведенной по состоянию на сентябрь 2010 года, объект, расположенный в настоящее время по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 892,7 кв.м., о чем свидетельствует технический и кадастровый паспорта.
По сообщению отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес>,указанные объекты, принадлежащие администрации <адрес>, были конструктивно объединены в одно строение переходом шириной 2 метра, ориентировочно в первые десятилетия двадцатого века. В 1975- 1978 годах Меленковским горисполкомом проводилась сплошная инвентаризация адресного хозяйства <адрес>, по результатам которой вносились изменения в присвоение адресов.
Таким образом, объединенному зданиюбыл присвоен адрес <адрес>, существующий по настоящее время. Однако, надлежащих доказательств этому,принятых в установленном порядке решений органа местной власти, суду не представлено. Внесение изменений в Единый государственный реестр, в которомдо сих пор значится два объекта культурного наследия, под разными адресами, администрация <адрес> не инициировала.
В сентябре 2010 года Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> вынесла администрации <адрес> предписание о представлении документов для оформления охранного обязательства на объект культурного наследия Дом Вощинских по адресу : <адрес> ( л.д.33).
ДД.ММ.ГГГГ охранное обязательство на указанный объектадминистрацией <адрес> было получено ( л.д. 34-39).
Пунктом 2 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п.5 ст.55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования.
В ходе проведенной прокуратуройрайона проверки исполнения федерального законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия установлено, что Администрацией МО <адрес> охранное обязательство на здание, расположенное по адресу: <адрес>- Дом Буруниных, не оформлено и не получено до настоящего времени.
Указанное обстоятельство подтверждено представителем ответчика.
Вместе с тем, пунктом 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры (утв. постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 865) (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
Пунктом 59 Положения установлено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно - арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Пунктом 72 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, согласованной письмом Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № ИП-1682), порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (Приложение N 8), охранным договором (Приложение N 9) или охранным обязательством (Приложения № и №).
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Пунктом 78, 80 данной Инструкции установлено, что пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.
Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>», согласно п. 3.17 которого Государственная инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора о возложении на администрацию МО <адрес> обязанности обратиться в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации <адрес>и получить охранное обязательство на указанный объект культурного наследиязаконны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что в полученном охранном обязательстве наобъект Дом Вощинских указана площадь здания с учетом его присоединения к объекту - Дому Буруниных, не свидетельствует о наличии у собственника надлежащим образом оформленного охранного обязательства наспорный объект. До настоящего времени объект культурного наследия Дом Буруниных- значится в Едином государственном реестре по адресу <адрес>, и документов, свидетельствующих об объединении данных объектов в установленном законом порядке, не имеется.
Вместе с тем, охранное обязательство на Дом Буруниных может быть оформлено с учетом данных технической инвентаризации, имеющейся у собственника в настоящее время, а в охранное обязательство, полученное на объект культурного наследия - Дом Вощинских, возможно внесение изменений в указание площади данного объекта, также исходя из данных технического паспорта на объединенный объект.
Отсутствие надлежаще оформленного охранного обязательства у собственника объекта культурного наследия, может привести к непоправимым последствием, искажению внешнего, первоначального вида объекта культурного наследия, а также привести к утрате объекта культурного наследия, что повлечет невосполнимую утрату, нарушение прав неопределенного круга лиц, настоящего и будущего поколения многонационального народа Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств требования прокурора <адрес> суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Для исполнения возложенной законом обязанности суд полагает необходимым предоставитьответчику срок, который будет достаточным для выполнениявсех соответствующих мероприятий, связанных с оформлением и подачей в Госинспекцию необходимых документов, а именно срок доДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования <адрес>обратиться и получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации <адрес> охранное обязательство на объект культурного наследия- Дом Буруниных, 1870 г. постройки, находящегося в муниципальной собственности, расположенного по адресу : <адрес> ( 102), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд через Меленковский районный суд.
Мотивированноерешение изготовленоДД.ММ.ГГГГ.
Судья:М.Ю.Агашина