О признании незаконным действия по отказу в проведении обследования жилого дома и об обязании провести обследование жилого дома 2-795/2011 от 07.11.2011



№ 2-795 за 2011год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ       <адрес>

Меленковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Понявиной О.В.,

при секретаре Михееве А.А,

с участием представителя заявителя ФИО9 по доверенности,

представителя заявителя - адвоката Белянкиной О.В. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица- представителя администрации <адрес> ФИО5 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновой П.Е. о признании незаконным отказа межведомственной комиссии <адрес> по обследованию жилых помещений в обследовании дома, расположенного <адрес> и возложении обязанности на администрацию <адрес> провести обследование жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Антонова П.Е. обратилась в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа межведомственной комиссии <адрес> по обследованию жилых помещений в обследовании дома, расположенного <адрес> и возложении обязанности на администрацию <адрес> провести обследование жилого дома, расположенного <адрес>.

В обоснование заявления Антонова П.Е. указала, что является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО7, который умер ДД.ММ.ГГГГ. В 1959 году совместно с супругом построили дом в <адрес>. В соответствии с действующим законодательством она имеет право на социальную поддержку со стороны государства. Поскольку вышеуказанный дом не пригоден для проживания ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в муниципальное образование <адрес> сельское поселение о проведении обследования принадлежащего ей жилого дома на соответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы <адрес> ей отказано в постановке на учет для получения жилья на условиях социального найма. При этом ей также отказано в проведении обследования принадлежащего ей жилого дома. Считает, что межведомственная комиссия незаконно отказала в проведении обследования жилого дома, поэтому просит признать отказ комиссии в проведении обследования жилого дома незаконным и обязать администрацию района провести обследование жилого дома.

Представитель заявителя ФИО9 по доверенности в судебном заседании изложенные в заявлении требования поддержала и пояснила, что Антонова П.Е. с 2005 года не проживает в принадлежащем ей доме по адресу <адрес>, поскольку данное жилье не пригодно для проживания. Ее мать Антонова П.Е. является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда и вдовой участника Великой Отечественной войны, поэтому имеет право на поддержку со стороны государства. Поскольку жилой дом Антоновой П.Е. не пригоден для проживания, в 2010 году она обращалась с заявлением о проведении обследования жилого помещения, с целью решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В ноябре 2010 года без уведомления и участия собственника межведомственной комиссией района проведено обследование, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о пригодности дома для проживания, с которым она не согласна. Решение комиссии в судебном порядке не обжаловала, так как пропустила срок обжалования. В последующем в январе 2011 года по ее заявлению жилищной инспекцией <адрес> проводилось обследование, согласно которому дом нуждается в капитальном ремонте. ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. вновь обратилась с заявлением о проведении обследования жилого дома, но ей было отказано, поскольку имеется акт обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ и проведение обследования частного жилого дома является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Считает, что действиями органом местного самоуправления нарушены права ее матери, поэтому просит суд удовлетворить заявленные требования.

Представитель заявителя адвокат Белянкина О.В., действующая на основании ордера в судебном заседании изложенные в заявлении требования и пояснения представителя заявителя ФИО9 поддержала и пояснила, что межведомственной комиссией необоснованно отказано Антоновой П.Е. в проведении обследования жилого дома по адресу <адрес>. Считает, что действующим законодательством периодичность проведения обследований жилых помещений не регламентирована. Поскольку первоначальное обследование проведено без участия собственника жилого помещения и с момента проведения первоначального обследования прошло более 10 месяцев, Антоновой П.Е. необоснованно отказано в проведении обследования жилого дома. Кроме того, полагает, что межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление о проведении обследования жилого помещения Антоновой П.Е., в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации <адрес> ФИО5 по доверенности в судебном заседании требования заявителя не признала и пояснила, что межведомственной комиссией обоснованно отказано в проведении обследования жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по заявлению Антоновой П.Е. проводилось обследование жилого дома, и он признан пригодным для проживания. При этом в январе 2011 года инспектором жилищной инспекции <адрес> по заявлению Антоновой П.Е. также проводилось обследование дома, и он не признан непригодным для проживания. Решение межведомственной комиссии и ответ жилищной инспекции заявителем не обжаловался. Поскольку ранее по заявлению Антоновой П.Е. проводилось обследование принадлежащего ей дома, как межведомственной комиссией района, так и жилищной инспекцией, в проведении обследования по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно отказано. Кроме того, считает, что в соответствии с п. 8 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции межведомственная комиссия не обязана проводить обследование частных жилых домов. Полагает, что собственник жилого дома должен самостоятельно нести бремя его содержания. Просит требования заявителя оставить без удовлетворения.

Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 2, ст.7 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ФЗ «О ветеранах" мерами социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, участников Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.2 вышеуказанного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

На основании п.7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

На основании п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 43 вышеуказанного Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние.

В соответствии с п. 44 вышеуказанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов; определение состава привлекаемых экспертов; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией соответствующего заключения; составление акта обследования; принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача решения заявителю и собственнику жилого помещения.

На основании п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу либо подлежащим реконструкции.

Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Судом установлено, что Антонова П.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по адресу д. Толстиково, <адрес> (л.д.6).

Согласно свидетельству о браке ЛТ от ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. (до брака ФИО11 зарегистрировала брак с ФИО7 ( л.д. 9,10). Антонову А.С. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии З участника Великой Отечественной войны ( л.д.11).

Согласно свидетельству о смерти 11-НА от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.11).

Антонова П.Е. является ветераном труда, о чем имеется удостоверение серии В от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12)

Согласно справке отдела социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. является женой умершего участника Великой отечественной войны ФИО7 ( л.д. 13).

Согласно удостоверению серии ВОВ от ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. является ветераном Великой Отечественной войны ( л.д. 13).

Антонова П.Е. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ -2007 от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14).

Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ год постройки <адрес>, д. <адрес>-1959 г., износ которого составляет 47 % ( л.д.15-18).

Согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Антонова П.Е. обратилась в администрацию муниципального образования Ляховское сельское поселение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о проведении обследования жилого дома на предмет соответствия его технического состояния, требованиям, предъявляемым к жилому помещению ( л.д. 21).

Решением жилищной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Антоновой П.Е. отказано в постановке на учет для получения жилья на условиях социального найма(л.д. 34-35).

Из уведомления главы администрации муниципального образования Ляховское сельское поселение ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Антоновой П.Е. отказано в постановке на учет для получения жилья на условиях социального найма, согласно п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, поскольку не представлено документов, подтверждающих право стоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Антоновой П.Е. главой <адрес> сельского поселения ФИО8 направлен ответ о результатах рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в поведении обследования принадлежащего ей жилого дома отказано, поскольку в соответствии с п. 14 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией проводилось обследование ее жилого дома, в связи с чем в проведении повторного обследования отказано ( л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования <адрес> и муниципальным образованием <адрес> сельское поселение заключено соглашение о передаче отдельных полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 1.1 указанного соглашения администрации муниципального образований <адрес> переданы полномочия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда (л.д.37-38).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением <адрес> утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда. Согласно п.1.5 Положения комиссия в своей деятельности руководствуется Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» ( л.д.26-28).

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссий администрации <адрес> проведено обследование жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е., расположенного <адрес>, согласно которому дом признан пригодным для проживания и требующим капитального ремонта ( л.д. 29-31).

Исследовав представленные материалы, суд считает, что межведомственная комиссия при администрации района необоснованно отказала в проведении обследования жилого дома, принадлежащего на праве собственности Антоновой П.Е., по основанию, что проведение обследования и принятие соответствующего решения является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.

Порядок признания непригодным частного жилищного фонда законом неурегулирован.

При этом в силу закона на правоотношения, возникающие между органом местного самоуправления и гражданином, проживающим в частном жилом помещении, в полной мере распространяются требования, регламентированные Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, а также Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления наделены правом, принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Отказывая Антоновой П.Е. в проведении обследования жилого дома, межведомственная комиссия нарушила ее право на улучшение жилищных условий.

При принятии решения об отказе в обследовании жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е. межведомственной комиссией оставлено без внимания, что права ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, а также вдов участников войны находятся под защитой государства. В данном случае довод межведомственной комиссии о том, что проведение обследования частного жилого помещения является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления является не обоснованным.

Кроме того, ссылка межведомственной комиссии на то, что обследование жилого дома Антоновой П.Е. проводилось ДД.ММ.ГГГГ является необоснованной, поскольку после первичного обследования прошло более 10 месяцев. При этом действующим законодательством не определены конкретные сроки повторного обращения гражданина с заявлением о проведении обследования жилого помещения на соответствие его требованиям.

Поскольку заявление Антоновой П.Е. от ДД.ММ.ГГГГ приято к рассмотрению, то по результатам его рассмотрения межведомственной комиссией должно быть принято решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о признании помещения непригодным для проживания, либо о необходимости и возможности капитального ремонта.

Поскольку бездействием межведомственной комиссии существенно нарушены права Антоновой П.Е. суд считает необходимым признать незаконным отказ по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и возложить на администрацию <адрес> обязанность провести обследование жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е. по вышеуказанному адресу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений в обследовании жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е., расположенного в д. <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> провести обследование жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е., расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней во Владимирский областной суд со дня изготовления в окончательной форме.

В окончательное форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                                                                            О.В.Понявина

Дело № 2 -795 за 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е (резолютивная часть)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ       <адрес>

Меленковский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Понявиной О.В.,

при секретаре Михееве А.А.,

с участием представителя заявителя ФИО9 ( по доверенности)

представителя заявителя - адвоката Белянкиной О.В. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ

заинтересованного лица- представителя администрации <адрес> ФИО5 (по доверенности).

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Антоновой П.Е. о признании незаконным отказа межведомственной комиссии <адрес> по обследованию жилых помещений в обследовании дома, расположенного <адрес> и возложении обязанности на администрацию <адрес> провести обследование жилого дома,

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений в обследовании жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е., расположенного в <адрес>

Обязать администрацию <адрес> провести обследование жилого дома, принадлежащего Антоновой П.Е., расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней во Владимирский областной суд со дня изготовления в окончательной форме.

Судья:                                                                                                            О.В.Понявина