О обязании получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду 2-82/2012 от 14.03.2012



Дело № 2-82 за 2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2012 года       г. Меленки

Меленковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                 Понявиной О.В.

при секретаре                  Чвановой Е.В.,

с участием представителя ответчика          Сухаревой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Владимирского природоохранного прокурора к СПК «<данные изъяты>» о возложении обязанности получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и решение о предоставлении водного объекта в пользование,

У С Т А Н О В И Л :

Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к СПК «<данные изъяты>», и просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности СПК «<данные изъяты>» установлено, что ответчик имеет очистные сооружения, расположенные по адресу <адрес> на которые поступают сточные воды от жителей с. <адрес>. СПК <данные изъяты>» осуществляет деятельность по оказанию услуг водоотведения населению села <данные изъяты>. Дальнейший сброс сточных вод происходит в реку <адрес> В нарушение требований ФЗ «Об охране окружающей среды» и Водного Кодекса РФ, у ответчика отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), и решение о предоставлении водного объекта в пользование, что ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, и нарушению интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Владимирский природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав заявленные требования.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором поддержал требования прокурора и просил рассмотреть заявление в свое отсутствие.

Представитель третьего лиц- Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя ответчика, не возражающей рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель ответчика Сухарева В.И. исковые требования признала, пояснив, что СПК «<данные изъяты>» зарегистрировано в качестве юридического лица. В собственности СПК «<данные изъяты>» имеются очистные сооружения. СПК «<данные изъяты>» ведет деятельность по эксплуатации указанных очистных сооружений и оказанию водоотведения жителям и организациям с.<данные изъяты>. В основном на очистные сооружения поступают сточные воды от жителей с. <данные изъяты>, которые в последующем после очистки сбрасываются в <адрес>. На очистном сооружении сточные воды очищаются лишь на 70 %, поэтому в <адрес> сбрасываются загрязняющие вещества: фосфаты, сульфаты, железо, нефтепродукты, нитриты. У СПК отсутствует разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Поскольку у СПК отсутствует разрешительная документация, кооператив производит оплату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере. В настоящее время СПК «<данные изъяты>» оформляет указанные документы, для чего потребуется продолжительное время, из-за согласования с многочисленными инстанциями. Обязуется устранить допущенное нарушение до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1, ч.4 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ч.2 ст.22 Водного кодекса РФ).

СПК «<данные изъяты>» является юридическим лицом, действующим на основании Устава. Основной деятельностью СПК является производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

В собственности СПК имеются очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>.

Из объяснения председателя СПК «<данные изъяты>» Сухаревой В.И. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что СПК ведет деятельность по эксплуатации очистных сооружений и оказанию услуг водоотведения жителям и организациям с. <адрес>. На очистные сооружения поступают сточные воды от жителей с. <адрес>. Очищенные сточные воды сбрасываются в <адрес>. При этом в водный объект сбрасываются загрязняющие вещества: фосфаты, сульфаты, железо, нефтепродукты, нитриты ( л.д.5).

СПК «<данные изъяты>» производит плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (л.д. 7-9,10-11).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя СПК «<данные изъяты>» Владимирским природоохранным прокурором возбуждено производство об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ - за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов и по ст.7.6 КоАП РФ - за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

На основании постановлений и от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес> председатель СПК «<адрес>» привлечена к административной ответственности по ст.7.6, ст.8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа (л.д.22-23,24-25 ).

ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> выданы предписания в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить в установленном порядке разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпуску сточных вод после очистных сооружений в <адрес> и получить документы, на основании которых возникает право пользования водным объектом ( л.д.26,27).

Согласно информации директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» решение о предоставлении водного объекта в пользование не выдавалось (л.д.14).

Согласно информации руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ СПК «<адрес>» разрешение на сбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты) не выдавалось (л.д.15).

Судом установлено, и ответчиком не оспаривается, что в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, СПК «<данные изъяты>» осуществляет сброс загрязняющих веществ в водный объект - реку <адрес>, без разрешительных документов, что подтверждается пояснениями председателя СПК «<данные изъяты>» Сухаревой В.И., и письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Таким образом, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, требований по оформлению разрешительной документации по использованию водного объекта, ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, и нарушению интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению.

Суд считает, что срок для получения ответчиком разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду и решения о предоставлении водного объекта в пользование, до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать СПК «<данные изъяты>» получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) и решение о предоставлении водного объекта в пользование в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд, в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья        О.В.Понявина