нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения



Приговор вступил в законную силу 25.08.2010П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Димитровград 09 июля 2010 года

Ульяновской области

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Арискина В.Н.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области Мягкова А.С.;

подсудимого и гражданского ответчика Мацкевича Н.А.,

защитника Вебера Д.Я.,

представившего удостоверение № 73/97 и ордер № 77 от 31.03.2010 г.,

а также с участием потерпевшей и гражданского истца Г*, ее представителя Моисеева Г.Н., представившего удостоверение № 388 и ордер № 14 от 05.04.2010 г.

при секретаре Кочетковой Н.Ф.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

МАЦКЕВИЧА Н.А.,

***, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.5 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

       Мацкевич Н.А. виновен в совершении преступления при следующих обстоятельствах:

13 марта 2010 года примерно в 22 часа 30 минут, водитель Мацкевич Н.А., управляя автомобилем «№ 1», регистрационный знак ***, двигался по автодороге «У***-Д***-С***» в направлении от г. У*** к г. С***. При этом Мацкевич Н.А. в нарушение требований части первой пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ вел автомобиль со скоростью в пределах 70 км/час, которая с учетом дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения, в условиях темного времени суток и гололеда, не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Двигаясь таким образом в районе *** километра вышеуказанной автодороги, расположенной в Мелекесском районе Ульяновской области, Мацкевич Н.А., в нарушение требований пункта 8.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому маневр должен быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения, осуществил маневр «вправо» и допустил занос автомобиля. Восприняв сложившуюся дорожную обстановку опасной, Мацкевич Н.А., допустив преступную небрежность, в нарушение требований части второй пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ при возникшей опасности для движения не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, вследствие чего, не справившись с управлением, допустил выезд автомобиля на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигавшимся во встречном ему направлении без нарушений требований Правил дорожного движения РФ автомобилем № 2, регистрационный знак ***, под управлением Ч2* В результате описанного дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя Мацкевича Н.А., водитель вышеуказанного автомобиля № 2 Ч2* и пассажиры вышеуказанного автомобиля «№ 1» П3* и П2* получили телесные повреждения, от которых скончались на месте ДТП.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия Ч2* были получены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, выразившаяся в линейном поперечном переломе костей основания черепа с повреждением обеих височных, основной кости, и затылочной костей черепа, кровоизлиянии под твердую мозговую оболочку, кровоизлиянии в мягкие мозговые оболочки полушарной поверхности обеих лобных долей мозга, теменно-височно-затылочной области правого полушария мозга и обеих долей мозжечка, базальной (нижней) поверхности обеих лобных и височных долей мозга, кровоизлиянии в желудочки головного мозга, кровоизлиянии в мягкие покровы головы левой теменно-височной области, правой лобно-височной области, кровоподтеке лба справа, кровоподтеке верхнего века левого глаза, ссадине спинки носа, ссадине области подбородка по центру; закрытая тупая травма груди и живота, выразившаяся в ушибах ткани легких в виде подплевральных кровоизлияний в ткань прикорневых областей обеих легких и задне-нижней поверхности нижних долей обеих легких, ушибе ткани печени в виде подкапсульного кровоизлияния в ткань диафрагмально-боковой поверхности правой доли печени, переломах реберно-хрящевых синдесмозов (соединений) 2 и 3 ребер с обеих сторон по окологрудинным линиям, переломе грудины на уровне синдесмоза (соединения) рукоятки и тела грудины, кровоизлиянии в мягкие ткани передней поверхности груди в проекции грудины, кровоподтеке передней поверхности груди в проекции грудины; закрытый оскольчатый перелом диафиза средней трети левой бедренной кости с кровоподтеком и ссадиной передне-внутренней поверхности средней трети левого бедра; кровоподтек передне-внутренней поверхности верхней трети правого бедра, ссадина передней поверхности области левого коленного сустава, ссадина передней поверхности области правого коленного сустава, ссадина тыльной поверхности правой кисти, кровоподтек тыльной поверхности левой кисти, которые по совокупности квалифицируются как повлекшие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и явились причиной смерти.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия П3* были получены следующие телесные повреждения: открытая черепно-мозговая травма-ссадина в области носа, ссадина в области нижней челюсти справа, кровоизлияние на внутренней поверхности мягких покровов головы в височно-теменой области справа, поперечный перелом костей основания черепа в области средних черепных ямок и турецкого седла, дугообразный перелом затылочной кости справа соответственно задней черепной ямке, субдуральное кровоизлияние /кровоизлияние под твердую мозговую оболочку/ соответственно затылочным долям и в области основания черепа, субарахноидальное кровоизлияние /кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку/ в области затылочных долей и мозжечка; кровоизлияние на передней поверхности тел 6-7-го шейных и 1-2-го грудных позвонков; закрытая травма грудной клетки и живота - множественные двухсторонние переломы ребер, полный разрыв дуги аорты, поверхностный разрыв левого легкого, ушибы легких, кровоизлияние в мягких тканях прикорневой области легких спереди, переходящее на заднюю поверхность грудного отдела аорты, кровоизлияние на задней поверхности грудного отдела аорты, переходящее на заднюю поверхность левой околопочечной клетчатки, небольшие разрывы печени, двухсторонний гемоторакс, кровоподтеки в области живота слева и справа; двухсторонний оскольчатый перелом горизонтальных ветвей лонных костей, кровоизлияние в мягких тканях соответственно переломам спереди, кровоподтек в паховой области, множественные кровоподтеки в области нижних конечностей - бедер, коленных суставов и голеней, преимущественно спереди, которые все в совокупности, квалифицируются как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, и явились причиной смерти.

В результате данного дорожно-транспортного происшествия П2* были получены следующие телесные повреждения: закрытая тупая травма груди и живота, выразившаяся в ушибах ткани легких в виде разлитых подплевральных кровоизлияниях в ткань легких области междолевого промежутка задней поверхности нижней и средней долей правого легкого, передне-боковой поверхности нижнего края нижней доли правого легкого, ткани прикорневой области долей левого легкого и всей диафрагмальной поверхности нижней доли левого легкого, разрыве передне-боковой стенки костальной части диафрагмы слева, разрыве и размножении ткани селезенки с разрывом селезеночной артерии и вены, разрыве ткани печени, разрыве брыжейки поперечно-ободочного и нисходящего отдела толстой кишки, кровоизлиянии в корни брыжеек толстого и тонкого кишечника; кровоизлиянии в околопочечную клетчатку задней поверхности обеих почек, подкапсульном кровоизлиянии передней поверхности поджелудочной железы, кровоизлиянии в мягкие ткани переднее-боковой поверхности брюшной стенки слева, двухсторонних переломах реберно-хрящевых соединений с 7 по 10 ребер, переломах костей таза: крестцово-подвздошных сочлинений костей таза с обеих сторон, левой верхней лобковой кости, левой нижней ветви седалищной кости с кровоизлиянием в мягкие ткани таза, кровоизлиянии в мягкие ткани передне-боковой поверхности брюшной стенки слева, кровоподтеке передней правой поверхности груди, кровоподтеке левой передне-боковой поверхности живота и области левого гребня подвздошной кости таза, кровоподтеке боковой поверхности правого бедра и области правого гребня подвздошной кости таза; кровоподтек внутренней поверхности средне-нижней трети правого плеча, кровоподтек внутренней поверхности средне-нижней трети правого бедра, кровоподтек внутренней поверхности обеих голеней в проекции икроножных мышц, кровоподтек внутренней поверхности обеих голеностопных суставов, кровоподтек ладонной поверхности 1-го пальца правой кисти, кровоизлияние в мягкие покровы головы межтеменной области, которые по совокупности квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и явились причиной смерти.

Таким образом, данное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Мацкевича Н.А., который грубо нарушил требования Правил дорожного движения РФ, а именно:

п. 8.1. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.

п. 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

   Подсудимый Мацкевич Н.А. виновным себя в  совершении преступления признал полностью, показал, что признает, что 13.03.2010г. он, управляя вышеуказанным автомобилем, нарушил вышеуказанные требования пунктов Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ), в результате чего Ч2*, П3* и П2* получили телесные повреждения, от которых наступила их смерть.

 

   Виновность подсудимого подтверждается следующими исследованными судом доказательствами:

Протоколом осмотра места происшествия от 14.03.2010 года, схемой, фототаблицей к нему. Из них следует, что в тот день с 00 часов 10 минут следователем Т* с участием понятых С*, А*, а также инспектора ДПС Б*, специалиста А1* осматривалось место дорожно-транспортного происшествия (ДТП) - ***-й км автодороги «У***-Д***-С***» расположенное на территории Мелекесского района Ульяновской области. Осмотр проводился в направлении от г.Д*** к г.У***. На данном участке ширина проезжей части дороги составляет - 7,1 м, ширина обочин: правой-2,3м, левой-2,1м. Дорожное покрытие асфальтированное, покрытое льдом и припорошенное снегом. Погодные условия - снег. На проезжей части, на правой полосе движения по направлению к г.У*** находится автомобиль № 2, регистрационный знак ***, передней частью ориентированный в направлении г.У***. Расстояние до левого края проезжей части составляет: от задней левой оси этого автомобиля- 4,4 м, от передней левой оси автомобиля - 5,4 м. Справа на расстоянии 2,3 м от указанного автомобиля обнаружен труп мужчины с видимыми телесными повреждениями, в одежде трупа обнаружены документы: паспорт на имя Ч2*, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, страховой полис, данные документы изъяты. Данный автомобиль № 2 имеет множественные механические повреждения: деформированы крыша со стойками, задняя левая дверь, передняя левая дверь, переднее левое колесо, переднее левое крыло, капот, лобовое стекло, передний бампер, передние фары, переднее правое крыло, передний указатель поворота, передняя правая дверь, переднее боковое стекло, декоративная решетка радиатора передний государственный номер, передние стеклоочистители. Рядом с данным автомобилем на расстоянии 1,2 м от его передней левой оси находится автомобиль «№ 1», регистрационный знак ***, который правым задним колесом располагается на той же правой полосе движения, а остальными колесами на правой обочине, этот автомобиль передней часть ориентирован в направлении к г.Д***. Расстояние до левого края проезжей части составляет: от передней правой оси данного автомобиля- 7,2 м, от задней правой оси автомобиля - 6,5 м. Данный автомобиль «№ 1» имеет множественные механические повреждения: деформированы крыша со стойками, капот, переднее правое крыло, правая задняя дверь, правая передняя дверь, правый порог, заднее правое крыло, крыша багажника, задний бампер, заднее правое колесо, задний правый фонарь, заднее левое крыло, переднее левое крыло, правое зеркало заднего вида, лобовое стекло, передние стеклоочистители. Внутри автомобиля «№ 1» обнаружены документы: водительское удостоверение на имя Мацкевича Н.А., свидетельство о регистрации ТС, страховой полис, данные документы изъяты. Справа от автомобиля «№ 1» на расстоянии 0,4 м на правой обочине обнаружен труп женщины, а с другой стороны этого же автомобиля на расстоянии 0,7 м обнаружен труп мужчины с видимыми телесными повреждениями. В ходе осмотра проезжей части автодороги какие-либо следы торможения, сдира отсутствуют. На проезжей части, с правой стороны, на полосе движения автомобиля № 2 обнаружена осыпь стекла, обломков частей автомобилей общей длиной 2,6 м, шириной 1,7 м. Данная осыпь расположена на проезжей части между автомобилями, с передней части автомобиля № 2 и до правой стороны автомобиля «№ 1». Обнаруженные на месте происшествия трупы направлены в бюро судебно-медицинской экспертизы г.Д***, а указанные автомобили изъяты. Впоследствии изъятые документы согласно протоколу осмотра предметов (документов) были осмотрены, признаны вещественными доказательствами по делу.

(т.1.л.д. 6-17, 112-113, 114-123, 134, 208)

   

В суде подсудимый Мацкевич подтвердил, что обнаруженные на месте происшествия трупы являются трупами: Ч2*, П3* и П2*,

Аналогичными показаниями свидетелей С* и А* в суде, из которых следует, что они подтвердили, что участвовали в качестве понятых 14.03.2010г. в вышеуказанном осмотре места происшествия - дорожно-транспортного происшествия на ***-й км автодороги «У***-Д***-С***». В ходе осмотра были сделаны замеры, составлены протокол и схема, как имеющиеся в матералах дела и обозретые ими в суде, в которых все было записано и отражено верно, в том числе и расположение указанных в протоколе автомобилей, имевших механические повреждения, после чего в протоколе и схеме они расписались.

Оглашенными в соответствии со ст. 281 УПК РФ показаниями свидетеля Б* - *** ДПС ГИБДД по МО «Мелекесский район», из которых следует, что 13.03.2010 года он находился на дежурных сутках. Примерно в 22 часа 45 минут от оперативного дежурного ОВД по МО «Мелекесский район» поступило сообщение о ДТП, произошедшем на *** км автодороги «У***-С***». По прибытии на место происшествия им были обнаружены автомобили «№ 1», регистрационный знак ***, с механическими повреждениями правой части кузова, и № 2 регистрационный знак ***, с механическими повреждениями передней части. Автомобиль «№ 1» находился на полосе движения автомобиля № 2 с частичным заездом на обочину, передней частью в г. Д***. Автомобиль № 2 находился на своей полосе движения передней частью в ***. На проезжей части имелась осыпь стекла между передней частью автомобиля № 2 и боковой правой частью автомобиля «№ 1». На месте происшествия было установлено, что автомобилем № 2 управлял Ч2*, труп которого находился около автомобиля № 2. В автомобиле «№ 1» находилось 5 человек: водитель Мацкевич Н.А., пассажиры М* и П* были госпитализированы в ДГБ, а трупы пассажиров П2* и П3* находились около автомобиля «№ 1». С его участием было осмотрено место происшествия, производились замеры, осмотрены указанные автомобили. С составленными следователем протоколом осмотра места происшествия, схемой он был ознакомлен, в них расписался. (т.1.л.д. 82-8З)

Протоколами осмотра предметов и фототаблицами к ним от 28.04.2010 года и 29.04.2010 года, согласно которым были осмотрены вышеуказанные автомобили «№ 1» регистрационный знак *** и № 2 регистрационный знак ***, имевшие механические повреждения, характерные для ДТП. Автомобили признаны и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. (т.1.л.д. 124-129, 130-133, 138, 141)

Заключением эксперта № *** от 12.05.2010 года, из которого следует:

Исходя из расположения транспортных средств после столкновения, их повреждений, учитывая ширину проезжей части и расположение участка осыпи осколков стекла и отделившихся фрагментов транспортных средств, можно заключить, что столкновение автомобилей произошло, вероятнее всего, передней частью автомобиля № 2 с правой боковой частью автомобиля «№ 1», на стороне дороги предназначенной для движения в сторону г. У***. В представленной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля «№ 1» при движении перед происшествием должен был руководствоваться требованиями пунктов 8.1, 10.1 Правил дорожного движения РФ. (т.1.л.д.200-202)

Заключением судмедэксперта № *** от 20.04.2010 года, актом судебно-медицинского исследования № ***, из которых следует:

При судебно-медицинской экспертизе трупа Ч2*, *** года рождения, обнаружены следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма, выразившаяся в линейном поперечном переломе костей основания черепа с повреждением обеих височных, основной кости, и затылочной костей черепа, кровоизлиянии под твердую мозговую оболочку (около - 30 мл), кровоизлиянии в мягкие мозговые оболочки полушарной поверхности обеих лобных долей мозга, теменно-височно-затылочной области правого полушария мозга и обеих долей мозжечка, базальной (нижней) поверхности обеих лобных и височных долей мозга, кровоизлиянии в желудочки головного мозга, кровоизлиянии в мягкие покровы головы левой теменно-височной области, правой лобно- височной области, кровоподтеке лба справа, кровоподтеке верхнего века левого глаза, ссадине спинки носа, ссадине области подбородка по центру; закрытая тупая травма груди и живота, выразившаяся в ушибах ткани легких в виде подплевральных кровоизлияний в ткань прикорневых областей обеих легких и заднее-нижней поверхности нижних долей обеих легких, ушибе ткани печени в виде подкапсульного кровоизлияния в ткань диафрагмально-боковой поверхности правой доли печени, переломах реберно-хрящевых синдесмозов (соединений) 2 и 3 ребер с обеих сторон по окологрудинным линиям, переломе грудины на уровне синдесмоза (соединения) рукоятки и тела грудины, кровоизлиянии в мягкие ткани передней поверхности груди в проекции грудины, кровоподтеке передней поверхности груди в проекции грудины; закрытый оскольчатый перелом диафиза средней трети левой бедренной кости с кровоподтеком и ссадиной переднее-внутренней поверхности средней трети левого бедра; кровоподтек передне-внутренней поверхности верхней трети правого бедра, ссадина передней поверхности области левого коленного сустава, ссадина передней поверхности области правого коленного сустава, ссадина тыльной поверхности правой кисти, кровоподтек тыльной поверхности левой кисти, которые получены прижизненно, незадолго до смерти, вероятно образовались в комплексе одной травмы (автотравмы) от действия тупых твердых предметов, вероятно при ударе головой и передней поверхностью тела о деформированные части внутренней компановки салона автомобиля в момент ДТП, указанного в обстоятельствах дела постановления и применительно к живому лицу по совокупности квалифицируются как повлекшие тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни и явились причиной смерти.

При судебно- химическом исследовании крови и мочи от трупа Ч2* этиловый алкоголь не обнаружен. Смерть Ч2* последовала от травматического шока, развившегося вследствие закрытой черепно-мозговой травмы, выразившейся в переломе костей основания черепа с кровоизлиянием в желудочки и под оболочки головного мозга. Смерть Ч2* могла последовать давностью около 1,5 суток назад к моменту начала вскрытия (начало вскрытия 15.03.2010г. с 09 до 11 часов).

(т.1.л.д.170-173, 19-25)

Заключением судмедэксперта № *** от 20.04.2010 года, актом судебно-медицинского исследования № ***, из которых следует:

При судебно-медицинской экспертизе трупа П3*, *** года рождения, обнаружены следующие телесные повреждения: открытая черепно-мозговая травма - ссадина в области носа, ссадина в области нижней челюсти справа, кровоизлияние на внутренней поверхности мягких покровов головы в височно-теменой области справа, поперечный перелом костей основания черепа в области средних черепных ямок и турецкого седла, дугообразный перелом затылочной кости справа соответственно задней черепной ямке, субдуральное кровоизлияние /кровоизлияние под твердую мозговую оболочку/ соответственно затылочным долям и в области основания черепа, субарахноидальное кровоизлияние /кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку/ в области затылочных долей и мозжечка; кровоизлияние на передней поверхности тел 6-7-го шейных и 1-2-го грудных позвонков; закрытая травма грудной клетки и живота - множественные двухсторонние переломы ребер, полный разрыв дуги аорты, поверхностный разрыв левого легкого ушибы легких, кровоизлияние в мягких тканях прикорневой области легких спереди, переходящее на заднюю поверхность грудного отдела аорты, кровоизлияние на задней поверхности грудного отдела аорты, переходящее на заднюю поверхность левой околопочечной клетчатки, небольшие разрывы печени, двухсторонний гемоторакс /600,0 мл - справа, 800,0 мл слева/, кровоподтеки в области живота слева и справа; двухсторонний оскольчатый перелом горизонтальных ветвей лонных костей, кровоизлияние в мягких тканях соответственно переломам спереди, кровоподтек в паховой области, множественные кровоподтеки в области нижних конечностей - бедер, коленных суставов и голеней, преимущественно спереди; которые получены от действия тупых предметов с большой силой, какими в данном конкретном случае явились выступающие деформированные части салона легковой автомашины в момент столкновения ее с движущимся во встречном направлении автомобилем, незадолго до смерти, возможно в срок и при обстоятельствах, указанных в постановлении, по степени тяжести, все в совокупности, квалифицируются как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни, и явились причиной смерти, местами воздействия травмирующей силы явились передняя, левая боковая и преимущественно правая боковая и задняя правая поверхности тела. Смерть П3* последовала от сочетанной тупой травмы тела в виде перелома костей основания черепа, кровоизлияний под оболочки головного мозга, множественных двухсторонних переломов ребер, разрыва аорты и переломов костей таза и развившихся вследствие этого острой кровопотери и травматического шока. Смерть его последовала давностью около 1,5 суток назад к моменту исследования трупа (начало исследования 15.03.2010г. с 10 до 12 часов). (т.1.л.д.156-164, 35-42)

Заключением судмедэксперта № *** от 20.04.2010 года, актом судебно-медицинского исследования № ***, из которых следует:

При судебно-медицинской экспертизе трупа П2*, *** года рождения, обнаружены следующие телесные повреждения: закрытая тупая травма груди и живота, выразившаяся в ушибах ткани легких в виде разлитых подплевральных кровоизлияниях в ткань легких области междолевого промежутка задней поверхности нижней и средней долей правого легкого, передне-боковой поверхности нижнего края нижней доли правого легкого, ткани прикорневой области долей левого легкого и всей диафрагмальной поверхности нижней доли левого легкого, разрыве передне-боковой стенки костальной части диафрагмы слева, разрыве и размножении ткани селезенки с разрывом селезеночной артерии и вены, разрыве ткани печени, разрыве брыжейки поперечно-ободочного и нисходящего отдела толстой кишки, кровоизлиянии в корни брыжеек толстого и тонкого кишечника; кровоизлиянии в околопочечную клетчатку задней поверхности обеих почек, подкапсульном кровоизлиянии передней поверхности поджелудочной железы, кровоизлиянии в мягкие ткани передне-боковой поверхности брюшной стенки слева, двухсторонних переломах реберно-хрящевых соединений с 7 по 10 ребер, переломах костей таза: крестцово- подвздошных сочлинений костей таза с обеих сторон, левой верхней лобковой кости, левой нижней ветви седалищной кости с кровоизлиянием в мягкие ткани таза, кровоизлиянии в мягкие ткани передне-боковой поверхности брюшной стенки слева, кровоподтеке передней правой поверхности груди, кровоподтеке левой передне-боковой поверхности живота и области левого гребня подвздошной кости таза, кровоподтеке боковой поверхности правого бедра и области правого гребня подвздошной кости таза; кровоподтек внутренней поверхности средне-нижней трети правого плеча, кровоподтек внутренней поверхности средне-нижней трети правого бедра, кровоподтек внутренней поверхности обеих голеней в проекции икроножных мышц, кровоподтек внутренней поверхности обеих голеностопных суставов, кровоподтек ладонной поверхности 1-го пальца правой кисти, кровоизлияние в мягкие покровы головы межтеменной области, которые получены прижизненно, образовались в компелексе одной травмы (автотравмы), возможно при обстоятельствах, указанных в постановлении, от действия тупых предметов, каким могли быть выступающие деформированные части внутренней компановки салона автомобиля «№ 1», местами приложения травмирующей силы явились преимущественно передняя-передне-левая поверхность тела и конечностей и применительно к живому лицу по совокупности квалифицируются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и явились причиной смерти. Смерть П2* последовала от острой кровопотери и травматического шока, развившихся вследствие закрытой тупой травмы груди и живота, выразившихся в разрывах ткани внутренних органов, двухсторонних переломах ребер и костей таза. Смерть ее могла последовать давностью около 1,5 суток назад к моменту начала вскрытия (начало вскрытия 15.03.2010г. с 11 до 13 часов).

(т.1.л.д.147-150, 27-33)

Заключением судмедэксперта № *** от 11.05.2010 года, из которого следует, что в результате данного ДТП подсудимый- водитель Мацкевич Н.А. получил телесные повреждения, которые в комплексе одной травмы причинили легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья. (т.1.л.д. 179-180)

Заключениями судмедэксперта № *** от 11.05.2010 года и № *** от 05.05.2010 года, из которых следует, что в результате данного ДТП пассажиры автомобиля «№ 1» под управлением подсудимого - как потерпевшая М*, так и П*, *** г.р., получила телесные повреждения, которые в комплексе одной травмы причинили средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья. (т.1.л.д. 186-187, 193-194)

Показаниями подсудимого Мацкевича Н.А., из которых следует, что 13 марта 2010 года примерно в 22 часа 30 минут, он, как водитель, управляя автомобилем «№ 1», регистрационный знак ***, двигался по автодороге «У***-Д***-С***» в направлении от г. У*** к г. С***. С ним в автомобиле ехали: на переднем пассажирском сиденье- зять П3*, на заднем сиденье жена М*, дочь П2*, внучка. На дороге был гололед, поземка. Двигался с ближним светом фар. При этом признает, что он в нарушение требований части первой пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ вел автомобиль со скоростью в пределах 70 км/час, которая с учетом дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения, в условиях темного времени суток и гололеда, не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Двигаясь таким образом в районе *** километра вышеуказанной автодороги, расположенной в Мелекесском районе Ульяновской области, он, в нарушение требований пункта 8.1 Правил дорожного движения РФ, согласно которому маневр должен быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения, осуществил маневр «вправо» и допустил занос автомобиля. Признает, что, восприняв сложившуюся дорожную обстановку опасной, он, допустив преступную небрежность, в нарушение требований части второй пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ при возникшей опасности для движения не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, вследствие чего, не справившись с управлением, допустил выезд автомобиля на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигавшимся во встречном ему направлении без нарушений требований Правил дорожного движения РФ автомобилем № 2, регистрационный знак ***, под управлением Ч2* Признает, что в результате описанного дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по его (Мацкевича) вине, водитель вышеуказанного автомобиля *** Ч2* и пассажиры вышеуказанного автомобиля «№ 1» П3* и П2* получили телесные повреждения, от которых скончались на месте ДТП.

Оглашенными в соответствии со ст. 281 УПК РФ показаниями потерпевшей М*, из которых следует, что 13.03.2010 года примерно в 23-м часу она в качестве пассажира на автомобиле «№ 1» регистрационный знак ***, под управлением мужа - Мацкевича Н.А. двигалась по автодороге, ведущей из г. У*** в г. С***. На переднем пассажирском сиденье находился зять П3*, на заднем сиденье вместе с ней дочь П2* и внучка П*, *** года рождения. Как только они выехали из города У***, она и внучка уснули. Очнулась она, лежа на снегу, где именно не поняла. Около нее находился сотрудник ГАИ. Затем ее госпитализировали в больницу, где от мужа она узнала, что они попали в аварию. Когда ее перевели в больницу в г. У***, она узнала, что дочь и зять погибли. Претензий к мужу по поводу гибели дочери не имеет. (т.1.л.д.51-52, 53)

Оглашенными в соответствии со ст. 281 УПК РФ показаниями потерпевшей П1*, из которых следует, что 13.03.2010 года в одиннадцатом часу ночи она проводила сына - П3*, сноху - П2* и внучку П*, *** года рождения, на отдых. Их повез отец снохи - Мацкевич Н.А. на автомобиле «№ 1». С ними поехала и М* Сын сел на переднее пассажирское сиденье, остальные - на заднее сидение. Примерно в четвертом часу утра ей позвонили сотрудники милиции с сотового телефона сына и сообщили, что они попали в аварию. Позже она узнала, что сын и сноха погибли, а внучка, М* и Мацкевич Н.А. находятся в больнице. Претензий к Мацкевичу Н.А. по поводу гибели сына не имеет. (т.1.л.д.58-59, 60-61)

Показаниями потерпевшей Г*, из которых следует, что 14.03.2010г. она от матери узнала, что ее брат Ч2* погиб в результате ДТП, когда 13.03.2010 года на автомобиле № 2 регистрационный знак *** ехал из г.Д*** в г. У***. (т.1.л.д. 73-74, 75)

В соответствии со ст. 252 УПК РФ, учитывая мнение государственного обвинителя, суд изменяет обвинение в сторону смягчения и исключает из обвинения обвинение в части нарушения требований п.8.1 ПДД РФ в следующей части: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой.», так как такое нарушение со стороны подсудимого не нашло подтверждения в суде, и фактически исходя из содержания предъявленного ему обвинения и не вменялось ему, кроме того государственный обвинитель исключил из обвинения обвинение в этой части.

Исходя из анализа всей совокупности доказательств по делу, являющихся относимыми, допустимыми и достаточными, суд считает, что вина подсудимого в совершении преступления доказана, преступление им совершено при обстоятельствах, в том числе время и месте, установленных судом и указанных в описательной части настоящего приговора.

  Судом установлено, что вышеуказанным автомобилем «№ 1» регистрационный знак ***, столкнувшимся с автомобилем под управлением водителя Ч2*, в момент столкновения этих автомобилей управлял именно подсудимый. Это вытекает из показаний потерпевшей М*, признательных показаний подсудимого, исследованных показаний потерпевших, свидетелей и согласующихся с ними других доказательств. Из совокупности доказательств вытекает, что подсудимый в нарушение вышеуказанных требований Правил дорожного движения РФ, управляя в вышеуказанное время на том участке автодороги вышеуказанным автомобилем, вел автомобиль со скоростью в пределах 70 км/час, которая с учетом дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения, в условиях темного времени суток и гололеда, не обеспечивала ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, осуществил маневр «вправо» и допустил занос автомобиля, при возникшей опасности для движения не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, вследствие чего, не справившись с управлением, допустил выезд автомобиля на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигавшимся во встречном ему направлении без нарушений требований ПДД РФ автомобилем Ч2*

Суд считает установленным, исходя из совокупности доказательств, что данное ДТП - столкновение указанных автомобилей под управлением подсудимого и водителя Ч2* произошло 13.03.2010 г. по вине водителя - подсудимого, в результате нарушения подсудимым вышеуказанных требований Правил дорожного движения РФ. Нарушение подсудимым вышеуказанных требований пунктов ПДД РФ установлено судом и доказано исследованными доказательствами, а именно показаниями потерпевших, согласующимися с ними показаниями свидетелей, протоколами осмотров, заключениями экспертов, признательными показаниями подсудимого в суде.

Нарушение вышеуказанных требований ПДД РФ подсудимым повлекло по неосторожности смерть трех лиц. Совокупностью исследованных доказательств установлено, что в результате этого ДТП пассажиры автомобиля «№ 1» - П3*, П2*, водитель автомобиля № 2 - Ч2*, получили вышеуказанные вменяемые подсудимому телесные повреждения, от которых скончались на месте ДТП, тем самым судом установлена причинная связь между нарушениями вышеуказанных требований п.п. 8.1, 10.1 ПДД РФ подсудимым и наступившими последствиями - смертью П3*, П2*, Ч2* от полученных в результате этого ДТП телесных повреждений.

Исходя из совокупности исследованных доказательств, в том числе из объективности, достоверности сведений и обстоятельств, отраженных в протоколе осмотра места происшествия и схеме к ней, признательных показаний подсудимого, заключения судебно-автотехнической экспертизы, суд считает, что именно на полосе движения водителя Ч2*, а соответственно для подсудимого - на полосе для встречного движения произошло столкновение этих автомобилей. Подсудимый в суде это не оспаривал, наоборот полностью признал себя виновным в совершении этого преступления. Каких-либо нарушений требований Правил дорожного движения РФ со стороны водителя Ч2*, которые бы находились в причинной связи с данным ДТП, судом не установлено.

Исследовав и  оценив доказательства по делу, суд квалифицирует действия подсудимого Мацкевича Н.А. по ст. 264 ч. 5 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

При определении меры наказания суд учитывает характер и  степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, смягчающие обстоятельства, а  также влияние наказания на исправление подсудимого и  условия жизни его семьи.

Суд учитывает, что как личность подсудимый по месту жительства и работы характеризуется положительно, на учете в наркологической и психиатрической больнице не состоит, ранее к административной ответственности не привлекался.

     Сомнений во вменяемости подсудимого у  суда не имеется.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому, суд признает полное признание им вины, раскаяние в содеянном, принесение им извинений потерпевшим, состояние его здоровья, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшим, выразившиеся в оплате расходов по организации похорон П3* и П2* и передаче потерпевшей Г* 25 000 рублей в оплату расходов по организации похорон Ч2*, нахождение на иждивении внучки -П*, опекуном которой является. (т.2.л.д. 9, 11)

      Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, не имеется.

      На основании изложенного, исходя из обстоятельств совершения преступления, личности подсудимого, учитывая и то, что потерпевшие М* и П1* претензий к подсудимому не имеют, суд считает обоснованным и справедливым назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы, так как менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания, его исправление невозможно без изоляции от общества.

Оснований для применения ст.ст. 64, 73 УК РФ не имеется.

В соответствии с п. «а» ч.1 ст. 58 УК РФ наказание в виде лишения свободы подлежит отбыванию в колонии-поселении.

В соответствии со ст. 81 УПК РФ вещественные доказательства подлежат передаче владельцам, за исключением водительских удостоверений, подлежащих передаче в ГИБДД.

По делу потерпевшей-гражданским исцом Г* предъявлен гражданский иск к подсудимому о взыскании в ее пользу денежной компенсации - морального вреда в размере 800 000 рублей в связи со смертью в результате этого ДТП ее родного брата- Ч2*, она же требовала в суде о возмещении ей 10 000 рублей - расходов по оплате услуг ее представителя по данному делу. (т.1.л.д. 80, т.2.л.д. 23)

Признанными в суде потерпевшими -гражданскими истцами Ч1* и Ч* предъявлены гражданские иски к подсудимому о взыскании в пользу каждого из них морального вреда в размере 800 000 рублей в связи со смертью в результате этого ДТП их сына - Ч2*, которые просили рассмотреть в их отсутствие, поддерживая их, и которые в суде поддержал государственный обвинитель.(т.2.л.д.12,16)

Данные иски о взыскании денежной компенсации морального вреда, как и требования Г* по оплате услуг ее представителя, гражданский ответчик - подсудимый признал частично, без указания конкретной суммы, на которую он их признает. Расходы потерпевшей Г* по оплате услуг представителя подтверждаются приобщенными к делу квитанциями и ее требование в этой части подлежит удовлетворению. (т.2л.д.20-22)

    Суд считает, что потерпевшим Г*, Ч1* и Ч* причинен моральный вред вследствие гибели брата Г* - Ч2*, являвшегося соответственно сыном для Ч1* и Ч*, в результате дорожно-транспортного происшествия по вине подсудимого.  

В соответствии со ст.ст. 1079, 322, 323 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности, в данном случае обязан возместить владелец источника повышенной опасности - подсудимый, который в момент совершения данного ДТП управлял принадлежащим ему автомобилем.

Размер денежной компенсации морального вреда определяется судом в соответствии с п.2. ст. 1101 ГК РФ, а именно в зависимости от характера причиненных потерпевшим нравственных страданий, а также с учетом требований разумности и справедливости, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, индивидуальных особенностей потерпевших, материального и семейного положения подсудимого- гражданского ответчика. С учетом указанных обстоятельств, и на основании ст. ст. 151, 1064, 1079, 1082, 1099-1101 ГК РФ суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, причиненного потерпевшей Г*- в размере 200 000 рублей, потерпевшей Ч1*- в размере 200 000 рублей, потерпевшему Ч* - в размере 200 000 рублей, и их иски в этой части подлежат удовлетворению.

      На основании изложенного и  руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

    Признать МАЦКЕВИЧА Н.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 5 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года с отбыванием наказания в колонии- поселении с лишением права управлять транспортным средством на срок 3 (три) года.

Меру пресечения Мацкевичу Н.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Осужденному Мацкевичу Н.А. самостоятельно за счет государства следовать к месту отбывания наказания в колонию-поселение в порядке и сроки согласно предписанию, врученному осужденному территориальным органом уголовно-исполнительной системы.

Срок отбывания наказания в виде лишения свободы осужденному исчислять со дня прибытия осужденного в колонию-поселение.

В случае уклонения осужденного от получения вышеуказаного предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток.

О назначении осужденному Мацкевичу Н.А. дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством информировать Управление ГИБДД в Ульяновской области.

Вещественные доказательства:

- свидетельство о регистрации ТС - «№ 1», регистрационный знак ***, ***, выданное ГИБДД УВД г. Ульяновска **.**.**** г., страховой полис *** № *** от **.**.**** г., транспортное средство «№ 1», регистрационный знак *** - передать владельцу Мацкевичу Н.А.;

- паспорт на имя Ч2*, **.**.**** года рождения, серии *** № *** от **.**.**** г. УВД Заволжского района г. Ульяновска, свидетельство о регистрации ТС - «№ 2», регистрационный знак ***, ***, выданное **.**.**** г. ГИБДД Заволжского РУВД, страховой полис серия *** № *** от **.**.**** г., транспортное средство № 2, регистрационный знак *** - передать потерпевшей Г*

- водительское удостоверение (ламинированное) на имя Ч2*, *** № ***, выданное **.**.**** г. ГИБДД МВД, хранящееся в ГИБДД УВД по Ульяновской области - передать ГИБДД УВД по Ульяновской области.

- водительское удостоверение (ламинированное) на имя Мацкевича Н.А., ***, выданное **.**.**** г. ГИБДД МВД- УВД МО ГТО и РЭР г. Ульяновск - передать ГИБДД МВД- УВД МО ГТО и РЭР г. Ульяновск.

Гражданский иск о взыскании денежной компенсации морального вреда Г* по делу удовлетворить частично. Взыскать в пользу Г* с осужденного Мацкевича Н.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 200 000 (Двухсот тысяч) рублей, а также взыскать в пользу Г* с осужденного Мацкевича Н.А. 10 000 (Десять тысяч) рублей в возмещение затрат по оплате услуг представителя.

Гражданский иск о взыскании денежной компенсации морального вреда Ч1* по делу удовлетворить частично. Взыскать в пользу Ч1* с осужденного Мацкевича Н.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 200 000 (Двухсот тысяч) рублей.

Гражданский иск о взыскании денежной компенсации морального вреда Ч* по делу удовлетворить частично. Взыскать в пользу Ч* с осужденного Мацкевича Н.А. денежную компенсацию морального вреда в размере 200 000 (Двухсот тысяч) рублей.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Арискин В.Н.

Определением Ульяновского областного суда от 25.08.2010г. приговор оставлен без изменения.