Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью



№ ***

Приговор вступил в законную силу 19.07.2010г.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

г.Димитровград Ульяновской области 06 июля 2010 года

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Зангировой Г.А.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области Мягкова А.С.,

подсудимого Кушмухаметова С.Х.,

защитника Бронникова Д.Л.,

представившего удостоверение № 1014 ордер № 1 от 29.06.2010г.,

при секретарях Кочетковой Н.Ф., Фадеевой Н.М.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Кушмухаметова С.Х. **.**.**** года рождения, уроженца *** *** ***, ***, ***, ***, ***, проживающего в ***, ***, ***., ранее не судимого, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Водитель Кушмухаметов С.Х. 16.02.2010 г. примерно в 08 часов 20 минут, управляя технически исправным автомобилем марки *** регистрационный знак *** с полуприцепом-фургоном «***» р/з ***, двигался по автодороге «***» в *** *** в направлении от *** к ***. При этом Кушмухаметов С.Х., проявляя преступное легкомыслие, в нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ, вел автомобиль со скоростью 40 км/ч, которая с учетом дорожных и метеорологических условий, а именно гололеда и осадков в виде мокрого снега, не обеспечивала возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. Двигаясь, таким образом, в районе *** км указанной автодороги, Кушмухаметов С.Х., проявляя преступную небрежность, в нарушение требований дорожного знака 1.13 «Крутой спуск», пунктов 1.5, 9.1, 9.10 Правил дорожного движения РФ, согласно которым водитель должен действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними, при этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева; водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения, не справился с управлением, допустил занос полуприцепа-фургона на полосу встречного движения, где произошло столкновение с автомобилем *** регистрационный знак *** под управлением Т*, который двигался во встречном направлении без нарушений Правил дорожного движения РФ.

В результате описанного дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя Кушмухаметова С.Х., водителю автомобиля *** Т* был причинен тяжкий вред здоровью.

Согласно заключению судебной медицинской экспертизы у Т* обнаружены следующие телесные повреждения: политравма - закрытый чрезвертельный и косой переломы верхней трети левой бедренной кости со смещением; закрытый перелом наружного мыщелка левой большеберцовой кости без смещения; закрытый перелом 2-3-4 плюсневых костей без смещения, кубовидной кости левой стопы без смещения, ушибленная рана мягких тканей головы в лобной области; ушиб почек. Повреждения в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее, чем на одну треть.

Таким образом, данное дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя Кушмухаметова С.Х., который грубо нарушил и проигнорировал требования Правил дорожного движения РФ, а именно:

п.10.1 «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. ... »;

п. 1.5 «Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. ... »;

п. 9.1 «Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева,…»;

п. 9.10 «Водитель должен соблюдать… необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения»;

Требования приложения 1 к Правилам дорожного движения РФ «Дорожные знаки»: раздел 1 «Предупреждающие знаки»: 1.13 «Крyтой спуск».

Подсудимый Кушмухаметов С.Х. в суде вину признал полностью, подтвердил свои показания в ходе досудебного производства об обстоятельствах совершенного преступления и показал, что 16.02.2010г. примерно около 08 часов он, управляя технически исправным автомобилем *** р/з *** с полуприцепом-фургоном «***» р/з ***, двигался со стороны *** в направлении ***. Ехал он один. Шел мокрый снег, на дороге был лед, покрытый снегом с песком, поэтому он двигался со скоростью 40 км/ч, с включенным ближним светом фар. Когда около 08 часов 20 минут он подъехал к спуску с «***», который ведет к ***, то в самом начале спуска стал притормаживать, чтобы автомобиль не разгонялся под горку и не увеличивал скорость. Сам спуск имеет уклон в правую сторону, поэтому из-за скользкого покрытия дороги полуприцеп стало заносить вправо, т.е. в сторону правой обочины. Он продолжал притормаживать и, пытаясь выровнять автомобиль, повернул руль вправо. Полуприцеп стал выравниваться, но потом его стало заносить влево, он повернул руль влево, но кабину стало заносить вправо, кабину сложило в правую сторону и прижало к полуприцепу, а сам полуприцеп занесло на встречную полосу движения. Когда только начало заносить кабину, он увидел, как вдалеке по встречной полосе движения на подъем движется автомобиль ***, но на каком расстоянии тот находился от его автомобиля и с какой скоростью двигался, пояснить не может. Когда кабину сложило вправо и прижало к полуприцепу, который занесло на полосу встречного движения, то в таком положении автомобиль *** с полуприцепом, которым он управлял, продолжал двигаться, спускаясь с вышеуказанной «***», и он уже не видел, что происходило впереди, где двигался автомобиль *** т.к. оказался спиной по отношению к направлению движения управляемого им автомобиля *** Он почувствовал удар о полуприцеп управляемого им автомобиля, который двигался по полосе встречного движения. От удара полуприцеп стал разворачиваться в другую сторону, то есть вправо по ходу его движения, и в результате до полной остановки его развернуло примерно на 180 градусов таким образом, что его автомобиль, обогнув автомобиль *** оказался полностью на полосе встречного движения и в таком положении был зафиксирован сотрудниками милиции в протоколе осмотра места ДТП и в схеме. Указанное место расположения автомобиля *** примерно совпадает с местом столкновения, его только немного сдвинуло назад и влево по ходу его движения. Столкновение с автомобилем *** произошло на полосе встречного движения, т.е. на полосе движения автомобиля ***, когда автомобиль *** с полуприцепом, которым он (Кушмухаметов) управлял, находился на полосе встречного движения.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами:

Оглашенными показаниями потерпевшего Т*, из которых следует, что 16.02.2010г. он выехал из *** в *** на технически исправном автомобиле *** р/з ***. Примерно в 08 часов 20 минут он, управляя автомобилем *** р/з ***, проехал ***, и подъехал к подъему на «***». В тот день шел снег, был гололед, дорожное покрытие было покрыто снегом с песком. Он двигался со скоростью около 40 км/ч с ближним светом фар. Проехав примерно половину пути в гору, наверху данной «горы» он увидел автомобиль *** с полуприцепом-фургоном, который двигался во встречном направлении. С какой скоростью двигался данный автомобиль, сказать не может. Сразу же, в начале спуска с горы, полуприцеп-фургон автомобиля *** занесло вправо по ходу его движения. По движению его колес он увидел, что водитель поворачивает рулем вправо. От этого кабину автомобиля *** развернуло вправо, а полуприцеп отбросило на встречную полосу. В этот момент расстояние между его автомобилем *** и полуприцепом составляло примерно 40-30 метров. Полуприцеп так быстро двигался на него, что он не успел нажать на педаль тормоза. Произошло столкновение передней частью его автомобиля *** с задним крайним левым колесом полуприцепа. Он успел наклониться вперед головой, а его левую ногу зажало кабиной. В момент столкновения других автомашин на дороге не было. Он потерял сознание, а когда очнулся, то увидел вокруг несколько машин и людей, которые пытались вынуть его из автомобиля, после чего его на машине скорой помощи доставили в больницу ***, а оттуда впоследствии перевезли в больницу ***. Столкновение автомобилей произошло на полосе движения, по которой он (Т*) двигался на вышеуказанном автомобиле *** - встречной по отношению к автомобилю *** примерно за 200 м до конца подъема. На данном участке дороги 3 полосы движения - наверх две полосы, а на спуске - одна. Столкновение произошло в районе *** км автотрассы «***» л.д. 45-47).

Протоколом осмотра места происшествия, схемой и фототаблицами к нему от 16.02.2010г., согласно которым установлено, что место дорожно-транспортного происшествия расположено в районе *** км автодороги «***» на спуске из *** в ***. Дорога асфальтированная, покрыта мокрым снегом с песком, не чищенная, имеет колеи от наката колес транспортных средств, выбоины не имеет. Ширина проезжей части 14,1 м, ширина левой обочины 2,5 м, высота снежного бруствера 0,8 м, глубина левого кювета 1,7 м. Высота правого снежного бруствера - 1 м. На расстоянии 51,5 м от километрового столба № *** автодороги ***-*** расположена правая ось автомобиля *** р/з *** с полуприцепом - фургоном ***. При этом данный автомобиль расположен с полуприцепом на полосе для встречного движения. Передняя часть тягача *** расположена в сторону ***, полуприцеп находится поперек полосы движения. Состав в сложенном положении, тягач повернут в правую сторону до предела к полуприцепу. Левая передняя ось автомобиля *** расположена на расстоянии 0,8 м от левого края проезжей части, правая ось колеса - на расстоянии 51,5 м от *** километрового столба и на расстоянии 10,7 м от правого края проезжей части. На расстоянии 9,4 м от правого края проезжей части расположена ось первого правого колеса полуприцепа, на расстоянии 8,5 м от правого края проезжей части расположена вторая ось правого колеса полуприцепа, на расстоянии 7,8 м от правого края проезжей части и на расстоянии 4,3 м от правой передней оси колеса тягача расположена третья ось правого колеса полуприцепа. На расстоянии 12,6 м от третьей оси правого колеса полуприцепа расположена задняя ось левого колеса автомобиля *** р/з ***. Автомобиль *** р/з *** находится поперек на полосе движения в ***, задней частью к левой обочине, а передней частью к правой обочине. На расстоянии 12,6 м от задней третьей оси правого колеса полуприцепа и на расстоянии 13,1 м от правого края проезжей части расположена задняя ось левого колеса автомобиля ***, передняя ось его левого колеса расположена на расстоянии12,7 м от третьей оси правого колеса полуприцепа и на расстоянии 11,2 м от правого края проезжей части. Со слов участвующего Кушмухаметова С.Х. местом столкновения указанных автомобилей является место, расположенное на расстоянии 76,5 м от *** км столба и на расстоянии 9,1 м от правого края проезжей части автодороги «***» *** ***, т.е на полосе встречного движения при движении из ***. Указанные автомобили имеют механические повреждениями, характерные для дорожно-транспортного происшествия. Указанные автомобили в ходе осмотра места ДТП изъяты л.д. 9-18).

Протоколом осмотра места происшествия от 16.02.2010г., согласно которому полуприцеп-фургон «***» р/з *** имеет повреждение левого колеса третьей оси полуприцепа, которое изъято. Автомобиль *** имеет повреждение кабины, полуприцеп имеет деформацию корпуса прицепа слева на расстоянии 1,5 м от края, с правой стороны имеет повреждение на расстоянии 2,5 м от переднего корпуса л.д. 19-21)

Протоколом осмотра транспортного средства от 15.03.2010г., согласно которому автомобиль *** р/з *** имеет механические повреждения, характерные для столкновения автомобилей: деформации передней части кузова, левой двери, переднего бампера, решетки радиатора, передней левой стойки, крыши в передней части, разбита левая фара, водительское и пассажирское сиденья смещены, блок приборов выдернут, стекло левой дверцы разбито л.д. 38-40).

Заключением эксперта № *** от 16.04.2010г., из которого следует, что заднее левое колесо полуприцепа *** г.н. *** имеет 4 деформации, расположенные в средней части покрышки колеса. Характер повреждений однотипен (динамический), образованы механическим способом в результате контакта корпуса колеса с твердым металлическим предметом (агрегатом, узлом транспортного средства). Одно из четырех повреждений резины покрышки колеса сквозное л.д. 99-103).

Протоколом осмотра предметов от 19.04.2010г. - заднего левого колеса с третьей оси полуприцепа-фургона «***» р/з ***, из которого следует, что при осмотре средней внешней боковой поверхности пневматической шины, в средней правой ее части обнаружена деформация линейной формы, целостность резины покрышки нарушена, обнаружена сквозная деформация. На расстоянии 80 мм от нее обнаружена деформация линейно-правонаклонной формы. На расстоянии 8 мм от данной деформации обнаружена деформация линейной формы. Слева от нее обнаружена деформация линейной формы л.д. 63).

Заключением медицинской судебной экспертизы № *** от 13.04.2010г., согласно выводам которого, у Т*. обнаружены следующие телесные повреждения: политравма - закрытый чрезвертельный и косой переломы верхней трети левой бедренной кости со смещением; закрытый перелом наружного мыщелка левой большеберцовой кости без смещения; закрытый перелом 2-3-4 плюсневых костей без смещения, кубовидной кости левой стопы без смещения, ушибленная рана мягких тканей головы в лобной области; ушиб почек. Повреждения получены от воздействия тупого твердого предмета и могли образоваться 16.02.2010г. при обстоятельствах, изложенных в постановлении. Повреждения в комплексе одной травмы причинили тяжкий вред здоровью по признаку расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее, чем на одну треть л.д. 78-80).

Подсудимый Кушмухаметов С.Х. подтвердил, что указанные телесные повреждения у потерпевшего возникли в результате данного ДТП.

Свидетель Т1*. показал, что потерпевший Т* является его отцом. От последнего ему известно, что 16.02.2010г. тот управляя автомобилем ***, двигаясь со стороны *** в ***, при подъеме на участке «***» попал в ДТП, столкнувшись с автомобилем ***, двигавшемся во встречном направлении по полосе встречного движения. В результате данного ДТП его отец получил телесные повреждения. С 16.02.2010г. по настоящее время он находится на больничном, самостоятельно передвигаться не может, т.к. находится в гипсе. Подтвердил, что подсудимый возместил потерпевшему моральный вред в размере 80 000 рублей.

Заключением автотехнической судебной экспертизы № *** от 20.04.2010г., согласно выводам которого, в представленной дорожной обстановке водитель а/м ***, р.з *** (с полуприцепом «***» р/з ***), Кушмухаметов С.Х. при движении перед происшествием должен был руководствоваться требованиям п.п. 1.5, 9.1, 9.10, 10.1 (ч. 1) Правил дорожного движения РФ и дорожного знака 1.13 «Крутой спуск», и его действия не соответствовали требованиям этого знака и п.п. 1.5, 9.1, 9.10, 10.1 (ч. 1) Правил дорожного движения РФ л.д. 87-93).

Пунктами 1,5, 9.1, 9.10, 10,1, Правил дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением СМ РФ от 23.10.193г. № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями), дорожным знаком 1.13.

Из копии путевого листа № *** грузового автомобиля ИП Ч*. следует, что он выдан последним водителю Кушмухаметову С.Х. по маршруту движения *** с 15 по 23 февраля 2010г. на автомобиль *** р/з ***, полуприцеп «***» р/з *** л.д. 111).

Исходя из анализа совокупности исследованных доказательств, являющихся относимыми, допустимыми и достаточными, суд считает, что вина подсудимого в совершении преступления доказана.

Судом установлено, что данное дорожно-транспортное происшествие произошло 16.02.2010г. по вине водителя - подсудимого Кушмухаметова С.Х., управлявшего вышеуказанным автомобилем *** регистрационный знак *** с полуприцепом-фургоном «***» р/з *** в момент ДТП, в результате нарушения подсудимым вышеуказанных требований Правил дорожного движения РФ и дорожного знака 1.13 при обстоятельствах, в том числе время и месте, установленных судом и отраженных в описательной части настоящего приговора.

Нарушение подсудимым вышеуказанных требований ПДД РФ и знака 1.13 установлено судом и доказано исследованными доказательствами, а именно показаниями потерпевшего, подсудимого, протоколами осмотра места происшествия, заключениями экспертов. Подсудимый в суде вину признал полностью и подтвердил, что столкновение вышеуказанного автомобиля *** с автомобилем *** с полуприцепом, которым он (Кушмухаметов) управлял, произошло на полосе встречного движения, при движении данного автомобиля *** с полуприцепом по полосе встречного движения. Это подтверждается и показаниями потерпевшего Т*, протоколом осмотра места ДТП и схемой к нему.

Совокупностью исследованных доказательств установлено, что в результате этого ДТП водитель вышеуказанного автомобиля *** Т* получил тяжкий вред здоровья, тем самым судом установлена причинная связь между нарушениями вышеуказанных требований п.п. 1.5, 9.1, 9.10, 10,1 ПДД РФ, требований дорожного знака 1.13 подсудимым и наступившими последствиями - причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью Т* в результате этого ДТП.

Из вмененного п.9.1 суд исключает нарушение подсудимым требований соблюдения разметки и (или) знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, поскольку в схеме к протоколу осмотра места ДТП, а также в дислокации дорожных знаков, указанной автодороги, где произошло данное ДТП, указанные знаки отсутствуют, из протокола осмотра места ДТП, показаний подсудимого и потерпевшего следует, что дорожное покрытие покрыто снегом и песком. Поэтому в указанном случае количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними, при этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева.

Исследовав и оценив доказательства по делу, суд квалифицирует действия подсудимого Кушмухаметова С.Х. по ст. 264 ч.1 УК РФ - нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние наказания на исправление подсудимого, условия жизни его семьи.

Подсудимый Кушмухаметов С.Х. по месту жительства и месту работы характеризуется положительно, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах не состоит.

Оснований сомневаться во вменяемости подсудимого у суда не имеется, подсудимый вел себя и отвечал на вопросы в суде адекватно.

Обстоятельствами, смягчающими ему наказание, являются: признание вины, раскаяние в содеянном, наличие двоих малолетних детей, добровольное возмещение морального вреда, причиненного в результате преступления, оказание иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, выразившейся в том, что подсудимый вытащил потерпевшего из автомобиля.

Обстоятельств, отягчающих наказание, не имеется.

На основании изложенного, учитывая обстоятельства совершения преступления, личность подсудимого, суд считает необходимым и обоснованным назначить подсудимому наказание в виде ограничения свободы. Учитывая, что по профессии подсудимый водитель и работа по данной профессии является источником дохода для него и его семьи, а также наличие у него 2-х малолетних детей, суд считает обоснованным не назначать ему дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством. Данный вид наказание обеспечит достижение целей наказания и исправление подсудимого.

Оснований для применения ст. 64 УК РФ не имеется.

В соответствии со ст. 81 УПК РФ вещественные доказательства подлежат передаче владельцам.

Из постановления следователя ССО по расследованию ДТП при СУ при УВД по Ульяновской области Безруковой Т.В. от 18.05.2010г. следует, что адвокату Муртаковой Н.П. за осуществление защиты Кушмухаметова С.Х. по назначению в ходе предварительного следствия взыскано 1193 рубля 52 копейки, признанные процессуальными издержками, которые в силу ст. 132 УПК РФ подлежат взысканию с осужденного в доход Федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308 и 309 УПК РФ суд,

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Кушмухаметова С.Х. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде ограничения свободы на срок 1 (один) год, установив ему следующие ограничения : не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток - с 22 часов до 06 часов следующего дня по местному времени, если это не связано с работой, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования (***), не изменять место жительства и место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.

Возложить на осужденного Кушмухаметова С.Х. обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, 1 (один) раз в месяц для регистрации.

Меру пресечения Кушмухаметову С.Х. подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: - автомобиль марки *** регистрационный знак *** с полуприцепом-фургоном «***» р/з ***, колесо полуприцепа - вернуть по принадлежности Ч*.

- автомобиль *** р/з *** - вернуть по принадлежности Т*

- колесо полуприцепа - вернуть владельцу Ч*

Процессуальные издержки в сумме 1193 (Одна тысяча сто девяносто три) рубля 52 копейки взыскать с Кушмухаметова С.Х. в доход Федерального бюджета.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденные вправе ходатайствовать о своем участие в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: Г.А.Зангирова