о признании построек самовольными



Решение вступило в законную силу 16.11.2010

                                                     Р е ш е н и е

                        И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

04 октября 2010 года                                                                                г.Димитровград

    

       Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

при секретаре Закировой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лузенина В.Г. к Рунковой С.Е. о признании строений самовольными, о понуждении к сносу самовольно возведенных строений и установлении границы земельного участка,

                                                     У с т а н о в и л:

       Представитель Лузенина В.Г. - Малова И.А., действующая на основании доверенности от **.**.****, обратилась в суд в интересах истца с вышеназванным иском к Рунковой С.Е., указывая, что согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от **.**.**** Лузенин В.Г. является собственником земельного участка, общей площадью 1500 кв.м., и расположенного на нем жилого дома с пристроями и принадлежностями. Ответчик Рункова С.Е. является правообладателем смежного земельного участка, расположенного по адресу: Мелекесский район, с ***, ул. ***, 88.

       Согласно договора купли-продажи земельного участка с жилым домом, расположенного по адресу: с. ***, ул. ***,86 от 14.03.1997 года, заключенного между К* и М* данный земельный участок был продан покупателю в границах плана прилагаемого к договору. 04.10.2005 года по договору купли-продажи М* продал Лузенину В.Г. земельный участок и расположенный на нем жилой дом в границах плана прилагаемого к настоящему договору.

       Ответчик Рункова С.Е. является обладателем земельного участка, расположенного по ул. ***, 88, то есть смежного участка. Ответчик, не отступив от границ земельного участка истца, выстроила незаконно, использовав стену истца - гараж, сарай с погребом, коптильню, которые не соответствуют противопожарным требованиям, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. Основным правовым последствием самовольного строительства является то, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Просит признать возведенные Рунковой С.Е. постройки: гараж, сарай с погребом, коптильню самовольными постройками и обязать ответчика снести их, установить границы земельного участка по адресу: Мелекесский район, с. ***, ул. ***,86.

       В судебном заседании Лузенин В.Г. иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, дополнив, что он ничего не строил и забор не переносил. По кадастровой выписке граница одна, а фактически граница земельных участков другая. Строения Рунковой С.Е. гараж литера Г, сарай литера Г2, коптильня находятся на его земельном участке и они являются самовольными, их нужно снести. У гаража и сарая Рунковой С.Е. нет отступа от границы и они расположены на границе земельного участка. Граница земельного участка должна проходить по внешней стене дома Рунковой С.Е. и по плану вглубь участка прямо, до конца участка. При покупке дома в 2005 году он видел постройки Рунковой С.Е. гараж, сарай с погребом. С заключением экспертизы он ознакомился, ему все понятно. Он прихватил землю, а у Рунковой С.Е. строения не соответствуют нормам и правилам. Считает, что сарай с погребом и гараж нужно снести, провести границу прямо, вдоль земельных участков. Просил иск удовлетворить.

       Представитель истца Малова И.А. в судебном заседании иск поддержала и суду пояснила, что она поддерживает пояснения Лузенина В.Г., дополнений не имеет (л.д.5).

       Ответчица Рункова С.Е. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что в 1996 году она купила земельный участок у К* по ***. При покупке дома К1* пояснил, что перенес забор в сторону и, если ей будет нужна земля, то он перенесет забор. Она не смогла поставить забор на место при покупке дома Лузениным, но знала, что по документам граница идет правильно. Площадь ее земельного участка составляет 900 кв. м. Гараж она построила летом 1997 года, сарай с погребом в 1998 году, а коптильню в 2006 или 2007 г.г. Она получала согласие К1* на возведение гаража и сарая. Когда она возводила коптильню, собственником соседнего земельного участка являлся Лузенин В.Г., он и его жена дали согласие. Граница земельного участка должна проходить по внешней стенке ее гаража, до сарая Лузенина В.Г. и далее прямо. С Лузениным В.Г. границы земельного участка не согласовывали. Когда М* продавал дом, то план составлялся по факту. Разрешение на строительство дома и построек она не брала. Границу земельного участка нарисовали по факту. Сарай и гараж она построила вблизи с баней Лузенина с устного разрешения бывшего собственника К1*. Никакого расстояния от сарая и гаража до бани Лузенина В.Г. нет, постройки стоят впритык. Согласно экспертизе ее постройки находятся на ее земельном участке. Ее постройки сарай, гараж находятся без отступа от границы. Она согласна с заключением эксперта, что у гаража и сарая с погребом нет отступа. Она согласна отодвинуть гараж и сарай, если Лузенин В.Г. отодвинет баню с предбанником. Просила в иске отказать.

       Заслушав пояснения сторон, представителя Маловой И.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

       В силу пункта 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

       В судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи от 12.07.1996 года Рункова С.Е. приобрела у Д* земельный участок площадью 0,09 га, находящийся в с. *** Мелекесского района Ульяновской области. Рунковой С.Е. было выдано свидетельство на право собственности на землю площадью 900 кв. м. (л.д.24,32-33,36). Согласно выписке из похозяйственной книги МО «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области земельный участок площадью 900 кв. м. принадлежит на праве собственности Рунковой С.Е. (л.д.34). Домовладение Рунковой С.Е. имеет почтовый адрес: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***,88 (л.д.35,44).

       По договору купли-продажи от 04.10.2005 года Лузенин В.Г. приобрел у М* земельный участок площадью 1500 кв. м. и жилой дом с пристроями и принадлежностями, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, 86 (л.д.16-17). 27.10.2005 года Лузенину В.Г. были выданы свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок и жилой с принадлежностями. По техническому паспорту, составленному по состоянию на 08.07.2005 года, строения расположены по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, 86 (л.д.6,20,48-51,55).

       В соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 60 Земельного Кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

        

       Как установлено в судебном заседании, на основании свидетельств о государственной регистрации права от **.**.**** Лузенин В.Г. является собственником земельного участка и жилого дома с принадлежностями, расположенными по ул. ***, 86 в с. ***. Рункова С.Е. является собственником земельного участка, расположенного по ул. ***, 88 с. ***. На указанном земельном участке Рункова С.Е. возвела строения.

       Истец Лузенин В.Г. пояснил в судебном заседании, что по кадастровой выписке граница одна, а фактически граница земельных участков другая. Строения Рунковой С.Е. гараж литера Г, сарай литера Г2, коптильня находятся на его земельном участке.

       

       Согласно копиям кадастровых планов земельного участка от 17.05.2010 года и 07.06.2010 года (л.д.8,19) по адресу: с. ***, ул. ***, 86 и 88 граница земельного участка со стороны земельного участка Рунковой С.Е. не установлена.

       Из чертежа границ земельного участка (л.д.27) и плана земельных участков по ул. ***, 86 и 88 (л.д.57) усматривается, межевые границы земельного участка сторон проходят от фронтальной линии обоих домовладений криволинейно, а от угла сарая литера Г4 Лузенина В.Г. прямолинейно. Отсюда следует, что указанные земельные участки являются соседними и граничат боковыми границами.

       Поскольку Лузенин В.Г. в судебном заседании оспаривал границы земельного участка и считает, что часть строений Рунковой С.Е. гараж литра Г, сарай с погребом литера Г2 и коптильня находятся на его земельном участке, данные строения являются самовольными и подлежат сносу, определением суда от 24.08.2010 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза (л.д.69-71).

       Из заключения эксперта № э1003/10 от 24.09.2010 года (л.д.86-118), проводившего по определению Мелекесского районного суда от 24.08.2010 года судебную строительно-техническую экспертизу, следует, что фактическая граница между земельными участками, расположенными по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район с. ***, ул. ***, 86 и 88 не соответствует межевой по длине, конфигурации и местоположению: участок спорной границы, расположенный между сараем литера Г4 и задней межевой границей земельного участка по ул. ***, 86 должен иметь длину 49,88 м и проходить прямолинейно от угла сарая литера Г4 параллельно правой меже на расстоянии от нее 20,9 м. Прихват (увеличение длины фактической задней границы по отношению к данным, отраженным в правовых документах) составляет 4,1 м. Смещение участка левой границы в сторону соседнего участка по ул. ***, 88 составляет: 3,6 м - по линии, расположенной на расстоянии 7,0 м от задней стены сарая литера Г4; 4,1 м - по линии фактической задней границы, обозначенной деревянными забором.

       Таким образом, из указанного заключения эксперта следует, что существующая граница между земельными участками, расположенными по ул. ***, 86 и 88 с. *** Мелекесского района Ульяновской области не соответствует межевой границе. Межевая граница между этими земельными участками проходит криволинейно от фронтальной линии ул. *** с. *** в сторону сарая литера Г4, расположенного на земельном участке по ул. ***, 86 и от угла этого же сарая литера Г4 параллельно правой меже в сторону задней границы земельного участка. Тем самым, усматривается прихват земельного участка в сторону земельного участка по ул. ***, 88 с. ***, то есть произошло смещение участка левой границы в сторону соседнего участка Рунковой С.Е. С учетом изложенного, суд считает необходимым установить границу между земельными участками, расположенными по ул. ***, 86 и 88 в с.*** Мелекесского района Ульяновской области согласно схеме расположения земельных участков к заключению эксперта Закрытого акционерного общества «Многопрофильный деловой центр» от 24 сентября 2010 года № э1003/10, который является неотъемлемой частью решения (л.д.106).

       В судебном заседании Лузенин В.Г. пояснил, что строения Рунковой С.Е. гараж литера Г, сарай с погребом литера Г2 и коптильня расположены на его земельном участке и поэтому подлежат сносу. Ответчица Рункова С.Е. в судебном заседании пояснила, что указанные постройки находятся на ее земельном участке, а не на земельном участке Лузенина В.Г.

       

       Как следует из заключения эксперта № э1003/10 от 24.09.2010 года, строения: гараж литера Г, сарай с погребом литера Г2, сооружение коптильни, принадлежащие Рунковой С.Е., расположены на земельном участке Рунковой С.Е., а потому доводы Лузенина В.Г. о том, что указанные строения расположены на его участке, не состоятельны. Гараж литера Г и сарай литера Г2 не соответствуют градостроительным и противопожарным требованиям СНиП, то есть в части отсутствия отступа от границы участка, что не существенно при наличии согласия владельца соседнего участка, в части недостаточных противопожарных расстояний существенно. В суде Лузенин В.Г. пояснил, что у гаража и сарая с погребом Рунковой С.Е. нет отступа от границы, они расположены на границе земельного участка. Он прихватил землю, а строения Рунковой С.Е. не соответствуют нормам и правилам. Поэтому считает, что сарай с погребом, гараж и коптильню нужно снести, провести границу прямо, вдоль земельных участков. Следовательно, Лузенин В.Г., как владелец соседнего земельного участка, не дал согласие на оставление указанных построек Рунковой С.Е. в прежнем положении, не соблюдая при этом отступа.

       Как установлено выше, гараж литера Г и сарай с погребом литера Г2 не соответствуют градостроительным и противопожарным требованиям СНиП в части недостаточных противопожарных расстояний. Из указанного заключения эксперта следует, что гараж литера Г является каменным строением с деревянным перекрытием и по классификации СНиП 21-01-97 это строение относится к 3 степени огнестойкости. Сарай литера Г2 - деревянное строение, относится к 4 степени огнестойкости. Баня с предбанником, расположенные на участке по ул. ***, 86 относятся к 4 степени огнестойкости. По требованию СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м. Согласно ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года № 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями 3 и 4 степени огнестойкости должны быть не менее 10-12 м., между зданиями 4 и 5 степени огнестойкости не менее 15 м. Из схемы расположения земельных участков к заключению эксперта от 24 сентября 2010 года № э1003/10 видно, что гараж литера Г и сарай с погребом литера Г2, принадлежащие Рунковой С.Е., не соответствуют градостроительным и противопожарным требованиям СНиП и противопожарные расстояния недостаточны (л.д.104,117). Жилой дом Рунковой С.Е. расположен с отступом от боковых границ участка. Расстояние от жилого дома до боковых границ участка: от пристроя литера А3 до левой границы - по линии фронтальной стены 6,61 м; по линии задней стены - 6,7 м., а по противопожарным нормам до задней стены жилого дома должно быть не менее 10-12 м. Отсюда следует, что в случае отступа не менее 1 метра от соседнего участка по ул. ***, 86 гаража литера Г, принадлежащего Рунковой С.Е., противопожарное расстояние между гаражом и задней стеной жилого дома Рунковой С.Е. уменьшится на 1 метр и составит 5,7 м, что недопустимо по противопожарным нормам. Также уменьшится противопожарное расстояние между сараем с погребом литера Г2 и задней стеной жилого дома Рунковой С.Е. по ул. ***, 88, что также недопустимо по противопожарным нормам. Кроме этого, гараж литера Г и сарай литера Г2 являются самовольными строениями, гараж литера Г не соответствует строительным нормам, необходимо проведение капитального ремонта: заделка трещин в кирпичной кладке, усиление кладки, дополнительное крепление стен. На основании изложенного, суд считает необходимым обязать Рункову С.Е. снести гараж литера Г, сарай с погребом литера Г2, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, 88, а потому исковые требования истца в этой части подлежат удовлетворению (л.д.96-97,108-116).

       В части иска Лузенина В.Г. о сносе коптильни и признании гаража литера Г, сарая с погребом литера Г2 и коптильни самовольными следует отказать, поскольку по схеме расположения земельных участков и строений по ул. ***, 86 и 88 к заключению эксперта коптильня находится на земельном участке Рунковой С.Е. с отступом от соседнего земельного участка по ул. ***, 86. По техническому паспорту, составленному по состоянию на 23.09.2008 года при домовладении ул. ***, 88 с. *** коптильня не числится как строение, гараж литера Г и сарай литера Г2 являются самовольными строениями, а потому в силу закона признавать эти строения самовольными не требуется (л.д.38-43).

       Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, то согласно ст. 98 ГПК РФ следует взыскать с Рунковой С.Е. в пользу Лузенина В.Г. расходы по уплате государственной пошлине 200 руб. (л.д.2).

       На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                         

                                                       Р е ш и л:

       Исковые требования Лузенина В.Г. удовлетворить частично.

       Обязать Рункову С.Е. снести гараж литера Г, сарай с погребом литера Г2, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, 88.

       Установить границу между земельными участками, расположенными по ул. ***, 86 и 88 в с.*** Мелекесского района Ульяновской области в соответствии со схемой расположения земельных участков к заключению эксперта Закрытого акционерного общества «***» от 24 сентября 2010 года № э1003/10, который является неотъемлемой частью решения.

       В остальной части иска Лузенина В.Г. отказать.

       Взыскать с Рунковой С.Е. в пользу Лузенина В.Г. расходы по уплате государственной пошлины 200 руб.      

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения, 08 октября 2010 года.

                                              

      Судья:                                                                                                    Атаманов С.Н.