о платежах за негативное воздействие на окружающую среду



Определение вступило в законную силу 30.11.2010 года.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 ноября 2010 года                                                                                    г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.

при секретаре Чабанюк Н.В.,

с участием заместителя прокурора Афандеева Д.Р., представителя третьего лица Кремлякова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «***» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы,

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Мелекесского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «***» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы. Указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «***» установлено, что ООО «***» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1 и 2 кварталы 2010 года и не осуществившим внесение соответствующей платы.

        Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ) является принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статья 16 данного Федерального закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст. 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно п. 1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе, организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Согласно п. 2 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204 (в редакции приказа от 27.03.2008 N 182) расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Указанные функции в Ульяновской области выполняет Средне-Волжское Управление Ростехнадзора, которое привлекается прокуратурой района в качестве третьего лица.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20% в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами.

Несмотря на изложенные положения законодательства, ООО «***», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в 2009 году, 1 и 2 кварталах 2010 года не представило в МУ «***» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу.

Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В результате не исполнения обществом с ограниченной ответственностью «***» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым. Просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «***» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, и внести соответствующие платежи.

        В судебном заседании участвующий по делу заместитель прокурора Афандеев Д.Р. заявил об отказе от иска и просил производство по делу прекратить в связи с тем, что в настоящее время исковые требования ответчиком удовлетворены в добровольном порядке.

        Представитель ответчика ООО «***» К* 17.11.2010 года в суд не явился, о проведении судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом.

        Представитель третьего лица МУ «***» Кремляков И.Н. возражений против принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу не высказал.         

        Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исключено судом из состава лиц, участвующих по делу.

        Судом заместителю прокурора разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, то есть, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

       Поскольку участвующий по делу заместитель прокурора в судебном заседании от иска отказался, данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом ему разъяснены последствия прекращения производства по делу, имеются основания для принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу.

       Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

       Принять отказ от иска заместителя прокурора Мелекесского района Афандеева Д.Р..

       Производство по гражданскому делу по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «***» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы прекратить в связи с отказом от иска.

       На определение может быть подана частная жалоба в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

С у д ь я: