о признании права собственности на земельный пай



Решение вступило в законную силу 28.12.2010 года

                                                      Р е ш е н и е

                         И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

28 октября 2010 года                                                                                г.Димитровград

       Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

при секретаре Солдаткиной Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдуллиной С.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Сельскохозяйственному производственному кооперативу «***» Мелекесского района о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю,

                                                      У с т а н о в и л:

       представитель истицы Санникова Т.А., действующей на основании доверенности от **.**.****, обратилась в суд в интересах Абдуллиной С.Х. с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что Абдуллина С.Х. является наследницей по закону имущества своей матери - Ю* умершей **.**.****. После ее смерти в наследство вступил ее отецЮ1*, который умер **.**.****. После его смерти она своевременно в 6-ти месячный срок вступила в права наследования имущества наследодателя. По истечении 6-ти месяцев она оформила все имущество, которое осталось после смерти ее отца, в том числе земельный пай в размере 1/1073 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

       Ее мать и отец работали в совхозе «***» до 01.01.1971 года. Поэтому ей также как и отцу должен был быть выделен земельный пай. Следовательно, данный земельный пай перешел к ней в порядке наследования. Однако никаких документов на него после смерти матери она не обнаружила. Впоследствии она обнаружила документы, подтверждающие о выделении ее матери земельного пая в совхозе «***». Но в связи с тем, что имеются расхождения в написании имении ее матери в списках членов совхоза и свидетельством о смерти, нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный пай в СПК «***» отказывает. Ее мать, начиная с 1941 года работала в совхозе «***». В октябре 1992 года по протоколу общего собрания трудового коллектива совхоза «***» было решено распределить земельные угодья совхоза и установлен размер земельного пая площадью 10,36 га из земель сельскохозяйственных угодий, что соответствует 1/1073 доли в праве общей долевой собственности. Кроме того, в свидетельстве о смерти ее мать значится «Г***» и без отчества, в свидетельстве о браке как З***Ш***, в трудовой книжке как З*** В действительности она значится как Ю*. Просит признать за Абдуллиной С.Х. право собственности в порядке наследования на 1/1073 долю в праве общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения СПК «***».

       В судебное заседание Абдуллина С.Х. не явилась, интересы истицы представляет ее представитель по доверенности Санникова Т.А.

       Представитель истицы Санникова Т.А. в судебном заседании иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, пояснив, что документы о праве собственности на земельные паи, выданные в соответствии с нормативными актами, имеют равную юридическую силу с документами государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Исходя из положений ранее существовавшей нормы, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность, к документам, удостоверяющим права на земельные доли, помимо свидетельств о праве собственности на земельные доли, приравниваются также выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий. Таким образом, будучи включенным в список собственников земельных долей, но не получившей свидетельство, Ю* является собственником земельной доли. Считает, что в данном случае такое право возникло. Свидетельство на право собственности на землю на имя Ю* после ее смерти не выдавалось. Ей неизвестно, когда вышло постановление главы Мелекесского района о выделении земельной доли по сельскохозяйственным предприятиям Мелекесского района. Абдуллина С.Х. обращалась к ответчику и комитет не возражает против признания за истцом права собственности на земельный пай. Просит иск удовлетворить (л.д.5).

       Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против заявленных требований не возражают (л.д.43-44).

       Представитель СПК «***» Мелекесского района в судебное заседание не явился. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11.10.2010 года деятельность СПК «***» прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда (л.д.30-32).

       Заслушав пояснения представителя Санниковой Т.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

       Как установлено в судебном заседании, протоколом собрания трудового коллектива совхоза «***» от 28.10.1992 года совхоз «***» был реорганизован в СПК «***». На этом собрании была принята форма собственности на землю, коллективно-долевая, установлен размер земельного пая и утвержден список лиц, владельцев земельного пая, с учетом пенсионеров совхоза (л.д.29).

       Из свидетельства о рождении истицы видно, что Абдуллина С.Х. является дочерью Ю*. После регистрации брака истице была присвоена фамилия «Абдуллина» (л.д.14,46).

       Из представленного списка пенсионеров совхоза «***» владельцев земельного пая по совхозу «***»» Мелекесского района видно, что в указанном списке под № 190 значится Ю* (л.д.15-17).

       На основании постановления главы администрации Мелекесского района от 14.12.1994 года № 301 было принято решение о выдаче свидетельств на право собственности на земельные участки, в том числе по СПК «***» Мелекесского района Ульяновской области, в силу которого отцу истице Ю* было выдано свидетельство на право собственности на землю. Поэтому основанием возникновения права собственности на земельный пай является дата принятия администрацией района решения о передаче земли сособственникам в общую долевую собственность (л.д.34,47-48).

       С учетом указанного, следует, что постановление главы администрации Мелекесского района от 14.12.1994 года № 301 было издано после смерти Ю*

       Из вышеизложенного следует, что свидетельства на право собственности на землю выдавались сособственникам на основании указанного постановления.

       По постановлению главы Мелекесского района от 06.06.2003 года за № 188 определена доля каждого сособственника в праве общей долевой собственности на земельные участки площадью 148330000 кв. м., расположенные на землях СПК «***» в размере 1/1073 (л.д.51).

       Однако, впоследствии свидетельство на право собственности на землю Ю* выдано не было.

       Из свидетельства о смерти следует, что Ю* **.**.**** скончалась (л.д.6).

       Установлено также, что свидетельство на право собственности на землю на имя Ю* не выдавалось и после ее смерти.

       Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.02.2010 года и сведениям о правах сособственников общей долевой собственности в списке правообладателей Ю* не значится (л.д.9-10).

       Как следует из сообщения нотариуса г. Димитровграда Г* наследственное дело на имущество Ю* не заводилось (л.д.33).        

       Таким образом, на основании вышеуказанной нормы закона право собственности на имущество может перейти по наследству Абдуллиной С.Х. только в том случае, если это имущество принадлежало Ю*

       По ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

       Указанная норма закона предусматривает, что право собственности на имущество возникает с момента государственной регистрации. Следует также учесть разъяснения Пленума ВС РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №*** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 года, что правоустанавливающими документами являются документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

       По сообщению Управления Росреестра по Ульяновской области от 15.10.2010 года усматривается, что на имя Ю* отсутствуют какие-либо сведения о регистрации права на объекты недвижимого имущества (л.д.28).

       Доводы представителя Санниковой Т.А. о том, что Ю* состояла в списке лиц, имеющих право на получение земельного пая и тем самым приобрела право собственности на земельный участок, не получив свидетельство, суд считает не состоятельными, поскольку включение ее в указанный список право собственности на земельную долю у Ю* не возникло.

       Суд считает не состоятельными доводы истицы в той части, что после смерти Ю* в наследство вступил ее супруг, Ю2*, поскольку у Ю* отсутствовали документы, свидетельствующие о приобретении ею при жизни право собственности на указанное недвижимое имущество. В деле имеется наследственное дело на имущество Ю*, из которого видно, что Абдуллиной С.Х. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежный вклад и земельный пай Ю*, сведений о вступлении Ю* в наследство после смерти супруги не имеются (л.д.36-42).        

       С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания права собственности в порядке наследования за Абдуллиной С.Х., претендующей на 1/1073 долю земельного участка в границах СПК «***», а потому в удовлетворении исковых требований истице следует отказать.

      На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                      Р е ш и л:

       В удовлетворении иска Абдуллиной С.Н. к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Сельскохозяйственному производственному кооперативу «***» Мелекесского района о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю, отказать.

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения, с 02 ноября 2010 года.

                                              

       Судья:                                                                                           С.Н.Атаманов