о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю



                                                                                                            

                                                      Р е ш е н и е

                         И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г.Димитровград                                                                                29 декабря 2010 года

    

       Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

при секретаре Солдаткиной Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хуснутдинова Б. к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «1 Мая» Мелекесского района о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю,

                                                      У с т а н о в и л:

       Хуснутдинов М.Б., представляющий по доверенности от **.**.**** интересы истца, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что истец является наследником имущества своей матери, Х*, умершей **.**.**** После ее смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка общей площадью 10,2 га, находящегося в СПК «1 Мая» Мелекесского района Ульяновской области. Земельный участок был предоставлен Х* на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю от **.**.**** Просит признать за Хуснутдиновым Б. право собственности на земельный участок общей площадью 10,2 га, находящийся в СПК «1Мая» Мелекесского района Ульяновской области.

       В судебное заседание Хуснутдинов Б. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, его интересы представляет представитель по доверенности Хуснутдинов М.Б. (л.д.49).

      Представитель истца Хуснутдинов М.Б. в судебном заседании иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, пояснив, что других наследников, кроме Хуснутдинова Б., нет. Хуснутдинов Б. о выдаче свидетельства о праве на наследство к нотариусу не обращался. При жизни Х* свидетельство на право собственности на землю не выдавалось, было выдано в 1996 г., то есть после ее смерти, и он не может сказать, кто его получал. В списке правообладателей Х* значится. После смерти Х* Хуснутдинов Б. в наследство на имущество умершей не вступал. Он не знает, выделялась ли сельхозпродукция по земельному паю Х*, а также после ее смерти. Просил иск удовлетворить (л.д.11).

       Представитель СПК «1 Мая» Мелекесского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, иск признают (л.д.52).

       Представитель третьего лица - администрации МО «Мелекесский район» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против заявленных требований не возражают (л.д.53-54).

       Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и вынести решение на усмотрение суда (л.д.63).

      Заслушав пояснения представителя Хуснутдинова М.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

         В силу ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

       Как установлено в судебном заседании, протоколом общего собрания колхозников колхоза «1 Мая» от 14.02.1992 года колхоз «1 Мая» был реорганизован в СПК «1 Мая». На этом собрании было постановлено создать комиссию по приватизации земли и реорганизации колхоза (л.д.61-62).

       Из свидетельства о рождении истца видно, что Хуснутдинов Б. является сыном Х* (л.д.9).

       На основании постановления главы администрации Мелекесского района от 14.12.1994 года № 301 было принято решение о выдаче свидетельств на право собственности на земельные участки, в силу которого на имя Х* было выдано свидетельство на право собственности на землю. Поэтому основанием возникновения права собственности на земельный пай является дата принятия администрацией района решения о передаче земли сособственникам в общую собственность (л.д.8).

       С учетом указанного, следует, что постановление главы администрации Мелекесского района от 14.12.1994 года № 301 было издано после смерти Х*

       Из вышеизложенного следует, что свидетельства на право собственности на землю выдавались собственникам земельных долей на основании указанного постановления.

       По постановлению главы Мелекесского района от 06.06.2003 года за № 188 определена доля каждого сособственника в праве общей собственности на земельные участки площадью 39410000 кв. м., расположенные на землях СПК «1 Мая» в размере 1/386 (л.д.68).

       При жизни Х* свидетельство на право собственности на земельную долю не выдавалось.

       Из свидетельства о смерти следует, что Х* **.**.**** скончалась (л.д.7).

        На основании части 1 ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

        Свидетельство на право собственности на земельную долю на имя Х* было выдано **.**.****, то есть после ее смерти. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 23.11.2010 года в списке правообладателей значится Х* (л.д.12-43).

       Как следует из сообщения нотариуса г. Димитровграда Я* наследственное дело на имущество Х* не заводилось. Представитель истца Хуснутдинов М.Б. пояснил в суде, что после смерти Х* истец в наследство на имущество умершей не вступал (л.д.10).        

       Таким образом, на основании вышеуказанной нормы закона право собственности на имущество может перейти по наследству Хуснутдинову Б. только в том случае, если это имущество принадлежало Х*

       По ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

       Указанная норма закона предусматривает, что право собственности на имущество возникает с момента государственной регистрации. Следует также учесть разъяснения Пленума ВС РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 29.04.2010 года, что правоустанавливающими документами являются документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

       Право собственности на земельную долю за Х* в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Из сообщения Росреестра по Ульяновской области от 21.12.2010 года следует, что на основании протокола общего собрания коллектива колхоза «1 Мая» принято решение о реорганизации колхоза «1 Мая» в СПК «1Мая» и установлен средний размер земельного пая по хозяйству площадью 10,22 га, полученного делением общей площади земель сельскохозяйственных угодий, подлежащих перераспределению на численность лиц, имеющих право на получение земельного пая. Разделу на земельные доли подлежали все сельскохозяйственные угодья площадью 3941 га, количество лиц имеющих право на получение земельной доли составило 386 человека, что составляет 1/386 долю от общей площади сельскохозяйственных угодий. На основании списков комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Мелекесского района изготовлено и выдано 377 свидетельств на право общей долевой собственности, не востребовано 9 земельных долей на общей площади 91,98 га (л.д.50).

       На основании указанного, суд, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства, считает, что оснований для признания за Хуснутдиновым Б. права собственности в порядке наследования на земельную долю, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения СПК «1 Мая» Мелекесского района не имеется, а потому в удовлетворении иска Хуснутдинова Б. о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю следует отказать.

       На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                      Р е ш и л:

       В удовлетворении иска Хуснутдинова Б. к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «1 Мая» Мелекесского района о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю, отказать.

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения, с 31 декабря 2010 года.

                                              

       Судья:                                                                                            С.Н.Атаманов