Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 24 января 2011 года г.Димитровград Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гончаровой И.В. при секретаре Обуховой Е.В., с участием прокурора Шокиной А.В., представителя третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района Шеметова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Мелекесского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы. В обоснование иска указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «Службы охраны окружающей среды Мелекесского района» установлено, что ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и не осуществившим внесение соответствующей платы. Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является принцип - платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Ст. 16 данного закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст.16 названного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно п. 1 Порядка определения платы плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» п.1 п.п. «в» вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, привлекаемое по данному делу в качестве третьего лица. Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20% в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами. Несмотря на изложенные положения законодательства, ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в 2009 году, 1 - 3 кварталах 2010 года не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу. Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В результате не исполнения ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым. Просит суд обязать ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, и внести соответствующие платежи. В судебном заседании участвующий по делу прокурор Шокина А.В. полностью поддержала заявленные прокурором исковые требования. Представитель ответчика ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» в судебное заседание не явился, данное лицо о проведении судебного разбирательства извещалось судом надлежащим образом и в установленном законом порядке; от него в суд каких-либо сообщений, заявлений, документов или возражений по иску не поступало. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального учреждения «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Шеметов В.П. с вышеназванным иском прокурора Мелекесского района согласился в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области в суд направило отзыв на заявленные исковые требования прокурора Мелекесского района, где указано на согласие с указанным иском и высказана просьба рассмотрения дела без участия его представителя и, помимо вышеназванного, сообщено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» должен предоставляться в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. Данное юридическое лицо расчет в Управление не представляло, также в Управлении отсутствуют сведения о внесении ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» платежей за негативное воздействие на окружающую среду. ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» в реестре плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду отсутствует, так как в реестр включаются предприятия, предоставившие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду или вносившие плату за негативное воздействие на окружающую среду с 01.01.2005 года. Суд, выслушав участвующего по делу прокурора и представителя третьего лица, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении указанного иска прокурора Мелекесского района. Статьями 16, 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009 года) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия, и, исходя из п. 1 данного Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Данный Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Согласно п. 2 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года №204 (в редакции Приказа от 27.03.2008 года № 182) расчет предоставляется плательщиками в одном экземпляре в управления по техническому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» п.1 п.п. «в» вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области. Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В силу ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. В таком же размере, согласно ст. 62 БК РФ, указанная плата зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20 %, в соответствии со ст. 51 БК РФ, зачисляются в федеральный бюджет. Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» является действующим юридическим лицом, дата присвоения ОГРН - **.**.**** года. Как следует из имеющихся материалов дела, муниципальное учреждение «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» создано на основании постановления главы администрации Мелекесского района от **.**.**** года, является юридическим лицом и в числе видов своей деятельности имеет формирование системы платности природопользования и обеспечение контроля за правильностью и полнотой отчисления экологических платежей природопользователями. Исходя из сообщения муниципального учреждения «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» прокурору Мелекесского района от 25.11.2010 г., данное учреждение указало, что ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» в лице директора Г* не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1-3 кварталы 2010 года. Просит принять меры прокурорского реагирования о взыскании данных платежей, так как ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» является природопользователем и в силу закона обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Указанное подтверждается также выписками из реестра плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду МО «Мелекесский район» за 2009-2011 г.г. Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные доказательства, приходит к следующему выводу. ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» является природопользователем, обязанным, исходя из вышеуказанных правовых норм, производить расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, представляя их в соответствующие уполномоченные вышеназванные органы, и осуществлять внесение указанной платы в установленные законом размере и сроки. Из имеющихся материалов дела, в том числе сообщений муниципального учреждения «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, усматривается, что ответчик расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для согласования в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области не предоставлял, указанную плату не вносил, в том числе за 2009 год и 1-3 кварталы 2010 года. МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» обращалось к прокурору Мелекесского района с просьбой принять меры прокурорского реагирования по взысканию данных платежей с ответчика как природопользователя, обязанного в силу закона вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, но не производящего расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1-3 кварталы 2010 года и не осуществляющего внесения соответствующей платы. Следовательно, поскольку со стороны ответчика не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих выполнение изложенных требований законодательства в полном объеме, иск прокурора Мелекесского района подлежит удовлетворению. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 103 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы удовлетворить. Обязать ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи. Взыскать с ЗАО «НАФТА-НЕДВИЖИМОСТЬ» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Ульяновский областной суд через районный суд в течение десяти дней. С у д ь я: