о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующих платежей



                                                     Р е ш е н и е

                         И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г.Димитровград                                                                                30 декабря 2010 года

    

       Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

с участием прокурора Карпова В.С.,

при секретаре Солдаткиной Р.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы,

                                                     У с т а н о в и л:

       прокурор Мелекесского района обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями к ответчику, указывая, что ООО «ДЕНИЗ» является природопользователем, не представившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г., 1-3 кварталы 2010 г. и не осуществившим внесение соответствующей платы. В соответствии с федеральным законом одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду, вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Росприродназора по Ульяновской области.

       Однако ООО «ДЕНИЗ», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей в 2009 г., 1-3 кварталах 2010 г. не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу. Просит обязать ООО «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи.

       В судебном заседании прокурор Карпов В.С. исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, дополнил, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на 26.11.2010 г. ответчик осуществляет деятельность по розничной торговле бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, а также по производству хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, то есть является участником платы за негативное воздействие на окружающую среду и зарегистрирован на территории Мелекесского района, поэтому обязан предоставлять расчеты и плату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзор по Ульяновской области. Деятельность ответчика связана с газом и углем, сомнений нанесения вреда окружающей среде путем выбросов в атмосферный воздух нет. У ответчика имеется транспорт, которым осуществляет перевозку продукции. Работники ответчика пользуются помещениями, тепловыми приборами, загрязняет окружающую среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду. Просил иск удовлетворить и обязать ООО «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г., 1-3 кварталы 2010 г. и внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г. и 1,2,3 кварталы 2010 г.

       Представитель ответчика ООО «ДЕНИЗ» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, иск не признают. В своих возражениях указывают, что общество относится к категории субъектов малого предпринимательства, отходов 1-4 классов опасности от их деятельности не образуется. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления. Понятие размещение отходов определено в ФЗ от 24.06.1998 г № 89-ФЗ-это хранение и захоронение отходов. Поэтому при размещении отходов в смысле этого закона у организации может возникнуть обязанность по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По смыслу указанного закона в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лимиты размещения отходов не устанавливаются, поэтому вносить плату за негативное воздействие не должны (л.д.28-29).

       Представитель третьего лица - МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и вынести решение на усмотрение суда (л.д.30-31).

       Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, иск поддерживают, в отзыве на исковое заявление указывют, что на основании ст. ст. 3,6 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ДЕНИЗ» должно представлять в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. Данное юридическое лицо расчет в Управление не представляло. Также в Управлении отсутствуют сведения о внесении ООО «ДЕНИЗ» платежей за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.13-14).

       Выслушав пояснения прокурора Карпова В.С., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 года № 7-ФЗ) « Об охране окружающей среды» (далее ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

               

В силу части 1 ст. 16 ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

       На основании части 2 ст. 16 ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

       По части 3 ст. 16 ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

       

       Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 (в редакции от 14.06.2001 года, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 года № ГКПИ 03-49, постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 года № 8-П) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

       Согласно пункта 1 вышеназванного постановления Правительства РФ настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

       Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 предусмотрено, что вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду, вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ. Данные указания Правительства РФ в Ульяновской области выполняет Управление Росприродназора по Ульяновской области.

       В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» (далее ООО «ДЕНИЗ») зарегистрировано в налоговом органе и является действующей организацией (л.д.5-9).

      Установлено, что ООО «ДЕНИЗ» является природопользователем, так как осуществляет деятельность по розничной торговле бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем. Также осуществляет деятельность по производству хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

       Деятельность ответчика связана с газом и углем, поэтому путем выбросов в атмосферный воздух наносит вред окружающей среде.

       ООО «ДЕНИЗ» имеет транспорт, которым осуществляет перевозку продукции. Работники ООО «ДЕНИЗ» пользуются помещениями и тепловыми приборами.

      Ответчик загрязняет окружающую среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду.

       

       Статьи 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ предусматривают неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов.

       По требованию пункта 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

       Из представленной справки МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» от 25.11.2010 г. № 169 следует, что ООО «ДЕНИЗ» не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 г.г., 1,2,3 кварталы 2010 г. (л.д.4).

       Таким образом, ответчиком не изготавливались данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г. и не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 г. и 1,2,3 кварталы 2010 г.

       Доводы представителя о том, что в законе указаны виды негативного воздействия на окружающую среду, в частности, размещение отходов производства и потребления, а в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лимиты размещения отходов не устанавливаются, поэтому вносить плату за негативное воздействие не должны, суд считает не состоятельными, поскольку на основании ст. 16 ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду, кроме размещения отходов производства и потребления, относятся и другие виды негативного воздействия, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр и почв, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

        Как установлено судом выше, ООО «ДЕНИЗ» имеет помещения и пользуется ими, а также пользуется тепловыми приборами, загрязняет окружающую среду такими видами негативного воздействия как шумом, теплом. Среднесписочная численность ООО «ДЕНИЗ» по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 20 человек (л.д.21).

       Таким образом, ответчик является участником платы за негативное воздействие на окружающую среду, а поэтому обязан предоставлять расчеты за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

       На основании указанного, суд, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства, считает, что ООО «ДЕНИЗ», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей, не представило в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчеты по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью за 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г. и не внесло платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г., а потому следует обязать ООО «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г. и внести платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 г., 1,2,3 кварталы 2010 г.

       

       Согласно ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с ООО «ДЕНИЗ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.

        

       На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                      Р е ш и л:

       Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

       Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1,2,3 кварталы 2010 года.

       Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1,2,3 кварталы 2010 г.

       Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.

       

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней.

                                              

       Судья:                                                                                           С.Н. Атаманов             

Определением Ульяновского областного суда от 15.02.2011 г. решение оставлено без изменения.