Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 1 марта 2011 года г. Димитровград Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гончаровой И.В. при секретаре Обуховой Е.В., с участием истца Пушкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л: Пушкин А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Указывает, что он 16.12.2010 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку его специальный стаж составляет 25 лет. Решением комиссии при УПФ РФ в Новомалыклинском районе (протокол № 154 от 24.12.2010 г.) ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной пенсии по старости стажа в 25 лет. По подсчетам ответчика, его стаж работы в Пожарной охране составил 22 года 3 месяца, так как в этот стаж не был включен период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г., когда он работал в должности *** Управления противопожарной службы по г.Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области. Согласно ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в МЧС РФ, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пенсия по старости досрочно устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы МЧС РФ, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. В период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. он выполнял те же функции, связанные с тушением и ликвидацией пожаров, что и в предыдущие периоды работы в Пожарной охране, и имел все основания полагать, что этот период работы будет зачислен в его стаж, дающий право на льготную пенсию. Просит суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 24.12.2010 г. об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ незаконным, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе: включить в специальный стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. в должности *** Управления противопожарной службы по г.Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ с 16.12.2010 года. В судебном заседании истец Пушкин А.В. полностью поддержал свои исковые требования по изложенным им основаниям. Участвовавшая в судебном заседании 25.02.2011 года представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области Х*. иск Пушкина А.В. не признала в полном объеме и пояснила суду, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в МЧС РФ, и противопожарная служба субъектов РФ, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ. Досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС РФ, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п.п.18 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года производится в соответствии со Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. № 437. До вступления в силу указанного постановления (10.07.2002 года) применялся Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), утвержденный Приказом МВД России от 27.07.2001г. № 696. В стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 г. № 437, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС РФ являлась Государственной противопожарной службой МВД России. На территории Ульяновской области реорганизация Государственной противопожарной службы МВД РФ осуществлялась следующим образом. С 01.01.2002 года в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" ГПС МВД РФ была преобразована в ГПС МЧС РФ. Весь личный состав пожарных частей Ульяновской области вошел в состав Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области. С 01.01.2005 года в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС РФ и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в соответствии с постановлением главы администрации Ульяновской области от 15.10.2004 г. № 118 была создана Служба по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Приказом Главного управления МЧС РФ Ульяновской области от 23.12.2004 г. № 456-ВО личный состав подразделений ГПС МЧС РФ Ульяновской области с 01.01.2005 г. передан в распоряжение Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. С 01.01.2008 года в соответствии с приказами Главного Управления МЧС РФ по Ульяновской области от 18.06.2007 № 230, от 27.12.2007 № 420 были созданы подразделения ГПС РФ по Ульяновской области за счет численности личного состава подразделений ГПС, входивших в состав Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. Таким образом, в стаж истцу, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г., подлежат включению периоды его работы в Государственной противопожарной службе МЧС РФ по Ульяновской области: до 01.01.2002г., с 01.01.2002г. по 31.12.2004г., с 01.01.2008г. по настоящее время (специальный стаж работы Пушкина А.В. на дату обращения составил 22 года 3 месяца). Период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. в Службе по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области в стаж, дающий право на досрочную пенсию в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г., не включается. Кроме того, согласно определению Верховного Суда РФ от 29.01.2009 г. № 80-В08-13 отнесение граждан к той или иной категории, имеющей право на назначение досрочной пенсии, относится к компетенции законодателя. То обстоятельство, что в период работы истца в противопожарной службе субъекта РФ (Ульяновской области) он выполнял те же трудовые обязанности, что и в период работы в противопожарной службе системы МЧС РФ, существенного значения не имеет, поскольку право на досрочную пенсию установлено только для работников МЧС РФ. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г. № 552-О-О деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций. Впоследствии представитель ответчика в судебное заседание не явился, от данного лица в суд поступило сообщение о продолжении рассмотрения дела без его участия. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Пушкина. Исходя из ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности", в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов РФ, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ. Статьей 8 названного выше Федерального закона предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Из материалов дела следует, что в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС РФ и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера постановлением главы администрации Ульяновской области от 15.10.2004 г. N 118 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области в пределах действующей штатной численности реорганизовано в Службу по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области, действующую при Главном управлении МЧС России по Ульяновской области; указанная Служба создана при администрации Ульяновской области с осуществлением самостоятельной деятельности с 01.01.2005 года и не является структурным подразделением МЧС России. Данные структуры были организованы специально для решения задач гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях реализации на территории Ульяновской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и были подчинены администрации Ульяновской области. Как усматривается из имеющихся в деле документов, в том числе справки, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, в отношении истца, копии трудовой книжки и исследованного в суде пенсионного дела Пушкина, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Димитровград Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области (в том числе и 37-я пожарная часть) 01.01.2005 года реорганизовано в Управление противопожарной службы по г. Димитровград Управления противопожарной службы Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области (постановление главы администрации Ульяновской области от 15.10.2004 г., приказ ГУ ГО и ЧС Ульяновской области от 23.12.2004 г.). С 01.09.2006 года Управление противопожарной службы по г. Димитровград Управления противопожарной службы Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области переименовано в 3 отряд государственной противопожарной службы Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области по охране г. Димитровград, Мелекесского и Новомалыклинского района (приказ Службы ГО, ЧС и ПБ Ульяновской области от 19.04.2006г.). С 01.01.2008 года 3 отряд государственной противопожарной службы Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области преобразован путем выделения в Государственное учреждение «3 отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Ульяновской области», в состав отряда входят 5, 37, 51 пожарные части (закон Ульяновской области от 19.12.2007 г., приказ ГУ МЧС России по Ульяновской области от 27.12.2007 г.). Пушкин А.В. в период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года работал в должности *** Управления противопожарной службы по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области, в указанный период 01.09.2006 года был переведен на должность *** 3 ОГПС Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 24.12.2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной пенсии по старости специального трудового стажа в 25 лет (засчитано 22 года 3 месяца). В специальный стажа не включен период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. в должности *** Управления противопожарной службы по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области. Таким образом, суд, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства, приходит к выводу о том, что в результате указанных выше структурных изменений 37 пожарная часть, где работал истец, была реорганизована в Службу по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области (затем произошло переименование в 3 отряд государственной противопожарной службы Службы по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области по охране г. Димитровград, Мелекесского и Новомалыклинского района), в период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. названная Служба находилась в ведении администрации Ульяновской области и в структуру МЧС РФ не входила. Вышеприведенными правовыми нормами предусмотрено, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. Кроме того, как следует из определения Верховного Суда РФ от 29.01.2009г. № 80-В08-13, отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Исходя же из определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов РФ, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженных с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций. Следовательно, в иске Пушкина о признании названного выше решения комиссии при УПФ РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 24.12.2010 г. об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и обязании ГУ УПФ РФ в Новомалыклинском районе включить ему в специальный стаж работы для льготного пенсионного обеспечения период работы с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. в должности *** Управления противопожарной службы по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Службы ГО, ЧС И ПБ Ульяновской области с назначением досрочной трудовой пенсии по старости с 16.12.2010 года надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Пушкина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней. С у д ь я: