об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 марта 2011 года                                                                                          г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.

при секретаре Обуховой Е.В.,

с участием помощника прокурора Мелекесского района Шокиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «Санта» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи,

У С Т А Н О В И Л:

           Прокурор Мелекесского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ООО «Санта» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи. Указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «Службы охраны окружающей среды Мелекесского района» установлено, что ООО «Санта» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2008, 2009 и 2010 годы и не осуществившим внесение соответствующей платы.

          Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ) (далее - Федеральный закон) является принцип - платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статья 16 Федерального закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст. 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

           Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок определения платы). Согласно п. 1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

           Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» п.1 п.п. «в» вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, привлекаемое по данному делу в качестве третьего лица.

         Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

         Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20% в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами.

Несмотря на изложенные положения законодательства, ООО «Санта», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в 2008, 2009, 2010 годах не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу.

         Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В результате не исполнения ООО «Санта» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым.

Просит обязать ООО «Санта» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, и внести соответствующие платежи за 2008, 2009, 2010 годы.

           В судебном заседании участвующий помощник прокурора Шокина А.В. заявила об отказе от иска и просила производство по делу прекратить, поскольку ООО «Санта» не является собственником торговой площади, расположенной в помещении магазина «Арсенал», а, как следует из договора аренды нежилого помещения от 01.01.2010 года, арендует торговую площадь и все обязанности по охране помещения и вывозу ТБО возложены на арендодателя.

           Представитель ответчика ООО «Санта» в судебное заседание не явился. О дне судебного заседания извещён в установленном законом порядке.

           Представитель третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» К* в судебное заседание не явился, от него в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.

           Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме.

           Судом помощнику прокурора Мелекесского района Шокиной А.В. разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные         ст. 221 ГПК РФ, то есть, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

           Поскольку помощник прокурора Мелекесского района Шокина А.В. в судебном заседании от иска отказалась, данный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом ей разъяснены последствия прекращения производства по делу, имеются основания для принятия судом отказа от иска и прекращения производства по данному делу.

           Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

       Принять отказ от иска помощника прокурора Мелекесского района Шокиной А.В..

       Производство по гражданскому делу по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «Санта» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи прекратить в связи с отказом от иска.

       На определение может быть подана частная жалоба в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

С у д ь я: