О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 15 марта 2011 года г. Димитровград Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Гончаровой И.В. при секретаре Обуховой Е.В., с участием помощника прокурора Мелекесского района Зюзиной В.П., представителей ответчика ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» Трифонова В.Я. и третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Киселёвой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Мелекесского района обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи. Указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «Службы охраны окружающей среды Мелекесского района» установлено, что ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 квартал 2010 года и не осуществившим внесение соответствующей платы. Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ) (далее - Федеральный закон) является принцип - платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статья 16 Федерального закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст. 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок определения платы). Согласно п. 1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» п.1 п.п. «в» вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, привлекаемое по данному делу в качестве третьего лица. Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20% в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами. Несмотря на изложенные положения законодательства, ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за 2, 3 квартал 2010 года не представила в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесла платежи за выброс вредных веществ в атмосферу. Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В результате не исполнения ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым. Просит обязать ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, и внести соответствующие платежи за 2, 3 квартал 2010 года. В судебном заседании участвующий помощник прокурора Зюзина В.П. заявила об отказе от иска и просила производство по делу прекратить, поскольку в настоящее время ответчиком ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» произведены расчёты за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 квартал 2010 года и внесены соответствующие платежи. Представители ответчика ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» Трифонов В.Я. и третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Киселёва Л.Н. возражений против отказа от иска и прекращения производства по делу не высказали. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме. Судом помощнику прокурора Мелекесского района Зюзиной В.П. разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, то есть, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Поскольку помощник прокурора Мелекесского района Зюзина В.П. в судебном заседании от иска отказалась, данный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом ей разъяснены последствия прекращения производства по делу, имеются основания для принятия судом отказа от иска и прекращения производства по данному делу. Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л : Принять отказ от иска помощника прокурора Мелекесского района Зюзиной В.П.. Производство по гражданскому делу по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Нива» об обязании произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи прекратить в связи с отказом от иска. На определение может быть подана частная жалоба в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней. С у д ь я: