о понуждении к производству расчёта платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 июня 2011 года                                                                                        г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.

при секретаре Обуховой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Мелекесского района Афандеева Д.Р.,

представителей ответчика ООО «Прогресс» Ибатова И.З. и третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Кремлякова И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ООО «Прогресс» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мелекесского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ООО «Прогресс» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы. Указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «Службы охраны окружающей среды Мелекесского района» установлено, что ООО «Прогресс» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2008 по 2010 год и не осуществившим внесение соответствующей платы.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ) является принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Статья 16 Федерального закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст. 16 названного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона от «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно п. 1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» п.1 п.п. «в» вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, которое привлекается в данном случае в качестве третьего лица.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 %. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20 % в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами.

Несмотря на изложенные положения законодательства, ООО «Прогресс», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за период времени с 2008 года по 2010 год не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу.

Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В результате неисполнения ООО «Прогресс» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым.

Просит обязать ООО «Прогресс» в соответствии с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду, и внести соответствующие платежи за период времени с 2008 года по 2010 год.

В судебном заседании участвующий по делу заместитель прокурора Мелекесского района Афандеев Д.Р. заявил об отказе от иска и просил производство по делу прекратить в связи с тем, что требования прокурора Мелекесского района ответчиком были выполнены в добровольном порядке.

Представители ответчика ООО «Прогресс» Ибатов И.З. и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Кремляков И.Н. возражений против принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу не высказали.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области в суд направило отзыв на заявленные исковые требования прокурора Мелекесского района, где указано на согласие с указанным иском и высказана просьба рассмотрения дела без участия его представителя.

Судом заместителю прокурора разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, то есть, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Поскольку участвующий по делу заместитель прокурора в судебном заседании от иска отказался, данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом ему разъяснены последствия прекращения производства по делу, имеются основания для принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу.

Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Принять отказ от иска заместителя прокурора Мелекесского района Афандеева Д***Р***.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к ООО «Прогресс» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы прекратить в связи с отказом от иска.

На определение может быть подана частная жалоба в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

С у д ь я: