о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы



                                               З а о ч н о е р е ш е н и е

                           И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г.Димитровград                                                                                     28 июня 2011 года

    

       Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

с участием прокурора Афандеева Д.Р.,

при секретаре Рыжовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области к Обществу с ограниченной ответственностью «АЗС Нафта» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы,

                                                     У с т а н о в и л:

       прокурор Мелекесского района обратился в суд с указанным иском к ответчику, указывая, что ООО «АЗС Нафта» является природопользователем, не представившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г. и не осуществившим внесение соответствующей платы. В соответствии с федеральным законом одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Федеральный закон устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду, вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Росприродназора по Ульяновской области.

       Однако ООО «АЗС Нафта», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, во 2-4 кварталах 2009 г., 1-4 кварталах 2010 г. не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу. Просит обязать ООО «АЗС Нафта» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи.

       В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, дополнил, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на 23.05.2011 г. ответчик осуществляет деятельность по розничной торговле вне магазинов, прочей оптовой торговле, по розничной торговле пищевыми продуктами, включая напитки, по торговле табачными изделиями, по розничной торговле в специализированных магазинах, осуществляет рекламную и издательскую деятельность, ведет строительство зданий и сооружений, осуществляет ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования и организацию перевозок грузов, то есть является участником платы за негативное воздействие на окружающую среду и зарегистрирован на территории Мелекесского района, поэтому обязан предоставлять расчеты и плату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. У ответчика имеется транспорт, которым осуществляет перевозку продукции. Работники ответчика пользуются помещениями, тепловыми приборами, загрязняют окружающую среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду. ООО «АЗС Нафта» осуществляет продажу нефтепродуктов. По сообщению службы окружающей среды от 15.05.2011 г. ответчиком оплачено *** руб., но не понятно за что именно внесены платежи и за какой период. На самом деле Гришкин В.С. не представил расчеты и документы, подтверждающие оплату. По платежному поручению от 29.04.2011 г. ответчик оплатил за 1 квартал 2011 г., поэтому в иске этот период не был указан. Просит иск удовлетворить и обязать ООО «АЗС Нафта»» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г. и внести платежи за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды.

       Представитель ответчика - ООО «АЗС Нафта» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду неизвестно, возражения по иску не представил (л.д.21).

       Представитель третьего лица - МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» Кремляков И.Н., в судебном заседании иск поддержал, пояснив суду, что никакие расчеты и документы, подтверждающие об оплате Гришкин В.С. им не представил. Согласно их сообщению прокурору Мелекесского района ООО «АЗС Нафта» оплатило за 2 квартал 2009 г. *** руб., но они не знают за что именно оплачено и за какой период, перечень документов ответчиком не был представлен. Им пришло сообщение из Ростехнадзора об оплате этой суммы, но не понятно за какой период оплачено и за что. 10.06.2011 г. Гришкин В.С. приходил в службу окружающей среды и пояснил, что у него 4 АЗС и он оплачивает за все 4 АЗС, 3 из которых находятся в г.***, а одна в *** районе, в городскую охрану окружающей среды. Однако документов, подтверждающих данное обстоятельство Гришкин В.С. не представил в их службу. Управление Росприроднадзора по Ульяновской области представило сведения о том, что ООО «АЗС Нафта» за указанные периоды не представило расчет и платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Просит иск удовлетворить (л.д.21).

       Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, иск поддерживают, в отзыве на исковое заявление указывают, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «АЗС Нафта» должно представлять в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области. Данное юридическое лицо расчет в Управление не представляло. Управление не обладает информацией о том, представляло ли ООО «АЗС Нафта» расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2009 г. и 1,2,3,4 кварталы 2010 г. и вносило ли соответствующие платежи за 2,3,4 кварталы 2009 г. и 1,2,3,4 кварталы 2010 г. (л.д.18-19).

       Выслушав пояснения прокурора Афандеева Д.Р., представителя Кремлякова И.Н., заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

       

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 года № 7-ФЗ) « Об охране окружающей среды» (далее ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

               

В силу части 1 ст. 16 ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

       На основании части 2 ст. 16 ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

       По части 3 ст. 16 ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

       

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 (в редакции от 14.06.2001 года, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 года № ГКПИ 03-49, постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 года № 8-П) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

       Согласно пункта 1 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. № 717 предусмотрено, что вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду, вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации. Данные указания Правительства Российской Федерации в Ульяновской области выполняет Управление Росприроднадзора по Ульяновской области.

       В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Нафта» (далее ООО «АЗС Нафта») зарегистрировано в налоговом органе и является действующей организацией (л.д.6-10).

      Установлено, что ООО «АЗС Нафта» является природопользователем, так как осуществляет деятельность по торговле, в том числе пищевыми продуктами, табачными изделиями, осуществляет рекламную и издательскую деятельность, ведет строительство зданий и сооружений, осуществляет ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, организацию перевозок грузов. Также ответчик осуществляет деятельность по продаже нефтепродуктов.

       Деятельность ответчика связана с торговлей и продажей нефтепродуктов, поэтому путем выбросов в атмосферный воздух наносит вред окружающей среде.

       ООО «АЗС Нафта» имеет транспорт, которым осуществляет перевозку продукции. Работники ООО «АЗС Нафта» пользуются помещениями и тепловыми приборами.

      Ответчик загрязняет окружающую среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду.

       

       Статьи 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ предусматривают неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов.

       По требованию пункта 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

       Из представленной справки МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» от 15.05.2011 г. № 85 следует, что ООО «АЗС Нафта» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2,3,4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г., не предоставляет расчеты по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г., 1 квартал 2011 г. Во 2 квартале 2009 г. оплатили *** руб. Как видно из пояснений представителя Кремлякова И.Н., им неизвестно за что оплачено 1500 руб. и за какой период, перечень документов ответчиком не был представлен, им пришло сообщение из Ростехнадзора об оплате этой суммы, но не понятно, за какой период оплачено и за что (л.д.4).

       Таким образом, ответчиком не изготавливались данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г. и не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за указанные периоды.

       По объяснению Гришкина В.С. от 17.05.2011 г. (л.д.11) ООО «АЗС Нафта» полностью оплачены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2009-2010 г.г. Однако, документов о расчете Гришкиным В.С. за указанные периоды не представлено, что видно из пояснений представителя Кремлякова И.Н. и отзыва Росприроднадзора по Ульяновской области. Ответчиком также не представлены сведения об оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2009-2010 г.г.

        Как установлено судом выше, ООО «АЗС Нафта» имеет помещения и пользуется ими, а также пользуется тепловыми приборами, загрязняет окружающую среду такими видами негативного воздействия как шумом, теплом. Среднесписочная численность на АЗС, расположенной по адресу: р.п. ***, ул. ***, ***, составляет 6 человек.

       Таким образом, ответчик является участником платы за негативное воздействие на окружающую среду, а поэтому обязан предоставлять расчеты за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

       На основании указанного, суд, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства, считает, что ООО «АЗС Нафта», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей, не представило в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчет по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью за 2-4 кварталы 2009 г., 1-4 кварталы 2010 г. и документы об оплате за негативное воздействие на окружающую природную среду за эти периоды, а потому следует обязать ООО «АЗС Нафта» представить расчеты за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2,3,4 кварталы 2009 г., 1,2,3,4 кварталы 2010 г. и внести платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2,3,4 кварталы 2009 г. и 1,2,3,4 кварталы 2010 г.

       

       Согласно ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с ООО «АЗС Нафта» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.

        

       На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

                                                      Р е ш и л:

       Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

       Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Нафта» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2009 год и 1,2,3,4 кварталы 2010 года.

       Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Нафта» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2009 год и 1,2,3,4 кварталы 2010 г.

       Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АЗС Нафта» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.

       

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней.

                                              

       Судья:                                                                                           С.Н. Атаманов