о понуждении к производству расчёта платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 июля 2011 года                                                                                        г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.

при секретаре Коноваловой Л.С.,

с участием помощника прокурора Мелекесского района Шокиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «Гидромеханизация» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы,

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Мелекесского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «Гидромеханизация» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы. Указывает, что проведенной прокурорской проверкой муниципального учреждения «Службы охраны окружающей среды Мелекесского района» установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Гидромеханизация» является природопользователем, не предоставившим расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2008 года, за 1,2,3 кварталы 2009 года, за 1-4 кварталы 2010 года и 1 квартал 2011 г. и не осуществившим внесение соответствующей платы.

        Одним из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в последней редакции от 27.12.2009 № 374-ФЗ) является принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Ст.16 Федерального закона устанавливает платность негативного воздействия на окружающую среду и предусматривает необходимость определения форм платы федеральными законами. В силу ч.2 ст.16 данного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч.3. ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (в ред. постановления от 14.05.2009) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно п. 1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» пунктом 1 подпункта «в» вопросы выбросам и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, обязанности которой в Ульяновской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области, которое в данном случае привлекается в качестве третьего лица.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно ст. 57 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам и зачисляется в региональный бюджет по нормативу 40 процентов. Столько же в силу ст. 62 БК РФ зачисляется в местный бюджет, оставшиеся 20% в соответствии со ст. 51 БК РФ зачисляются в федеральный бюджет. Исчисление и уплата платежей производится природопользователями во взаимодействии с государственными органами.

Несмотря на изложенные положения законодательства, ООО «Гидромеханизация», являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, во 2,3,4 кварталах 2008 года, в 1,2,3 кварталах 2009 года, в 1-4 кварталах 2010 года и 1 квартале 2011 г. не представило в МУ «Служба охраны окружающей среды» данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью, и не внесло платежи за выброс вредных веществ в атмосферу.

Согласно ст. 76 Закона об охране окружающей среды споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В результате не исполнения ООО «Гидромеханизация» требований перечисленного выше федерального законодательства федеральный, региональный и местный бюджеты регулярно лишаются гарантированных финансовых поступлений, что в нынешних сложных экономических условиях является недопустимым.

        Просит суд обязать ООО «Гидромеханизация» в соответствие с требованием федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи.

        В судебном заседании участвующий по делу помощник прокурора Мелекесского района Шокина А.В. заявила об отказе от иска и просила производство по делу прекратить в связи с тем, что требования прокурора Мелекесского района ответчиком были выполнены в добровольном порядке.

        Представитель ответчика ООО «Гидромеханизация» в суд не явился, о проведении процесса извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений от него не поступило.         

        Представитель третьего лица МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского района» в суде также отсутствовал, от него в лице директора К*** в суд по факсимильной связи поступило сообщение о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, возражений против принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу не высказано, ответчиком представлены расчеты и внесены платежи.        

        Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ульяновской области в суд направило отзыв на заявленные исковые требования прокурора Мелекесского района, где указано, что ответчик предоставил соответствующие расчеты за указанные периоды и внес названную в иске плату, и высказана просьба рассмотрения дела без участия его представителя.

        Судом помощнику прокурора разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, то есть, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

       Поскольку участвующий по делу помощник прокурора в судебном заседании от иска отказалась, данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом ей разъяснены последствия прекращения производства по делу, имеются основания для принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу.

       Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

       Принять отказ от иска помощника прокурора Мелекесского района Шокиной А***В***.

       Производство по гражданскому делу по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Мелекесский район» к обществу с ограниченной ответственностью «Гидромеханизация» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы прекратить в связи с отказом от иска.

       На определение может быть подана частная жалоба в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

С у д ь я: