Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 августа 2011 года г. Димитровград
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Гончаровой И.В.
при секретаре Обуховой Е.В.,
с участием истицы Кадыровой М.С., третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Дигандировой Г.Р., их представителя Нуртдинова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданскому делу по иску Кадыровой М***С*** к администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования и по самостоятельным исковым требованиям Дигандировой Г***Р*** к администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Кадырова М.С. обратилась в суд с иском к администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования. В обоснование указано, что в 1966 году она, Кадырова М.С., вышла замуж за Х***Р***Ф*** и переехала к нему жить по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.***, ул. ***, дом №***.
Взаимоотношения в семье были хорошие, жили дружно, вели общее совместное хозяйство, в совместном браке родили двоих детей: сына Кадырова Р***Р*** и дочь Дигандирову Г***Р*** (девичья фамилия Хайретдинова).
Их совместно нажитое имущество, в том числе жилой дом с надворными постройками и земельный участок площадью 3000 кв. м, было оформлено на имя мужа Х***Р***Ф***. После его смерти **.**.**** года истица фактически приняла наследство, постоянно проживает по этому адресу, обеспечивает сохранность и целостность жилого дома с земельным участком, ремонтирует надворные постройки и жилой дом, продолжает вести подсобное хозяйство, регулярно оплачивает все коммунальные услуги и налоги. Все их знакомые, друзья, односельчане, соседи и они сами считали, что они – муж и жена.
Однако их брак не был зарегистрирован в органах ЗАГС, по этой причине в нотариальной конторе ей было отказано в выдаче свидетельства о вступлении в наследство по закону. В результате она не может зарегистрировать право собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом с надворными постройками по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, улица ***, дом №***
Других, кроме нее, претендентов на указанное выше имущество нет. Ее дети Кадыров Р.Р. и Дигандирова Г.Р. проживают отдельно от нее со своими семьями, на вышеуказанное имущество также не претендуют.
Просила суд признать за ней, Кадыровой М.С., право собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, село ***, улица *** №***.
В судебном заседании Дигандирова Г.Р., являющаяся третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, обратилась в суд с заявлением о вступлении в данный процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, подав соответствующее исковое заявление, где указано, что она, Дигандирова Г***Р*** (девичья фамилия Хайретдинова), – родная дочь Х***Р***Ф***. После его смерти **.**.**** года она фактически приняла наследство, взяла личные вещи отца, в том числе стиральную машину, телевизор.
В настоящее время она с согласия матери Кадыровой М***С*** и родного брата Кадырова Р***Р*** решила вступить в наследство по закону и зарегистрировать право собственности на земельный участок площадью 0,30 га и расположенный на нем жилой дом площадью 255,4 кв.м с надворными постройками по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, улица ***, дом №***
Других, кроме нее, претендентов на указанное выше имущество нет.
Кроме того, в её свидетельстве о рождении в графе «отец» ошибочно указано «***», хотя в свидетельстве о смерти и в свидетельстве о рождении написано «Х***Р***Ф***», а в графе «мать» ошибочно указано «Кадырова М***С***», хотя в личном паспорте матери написано «Кадырова М***С***», т.е. отчество отца и имя матери написаны неправильно.
Просит признать за ней, Дигандировой Г.Р., право собственности на жилой дом общей площадью 255,4 кв.м с надворными постройками (литеры: А,А1,а,а1,а2,к,Г,Г1,Г2,Г3,Г4,Г5,У,I, II, III, IV,п) и земельный участок площадью 0,30 га в порядке наследования по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, село ***, улица *** №***.
Истица Кадырова М.С., третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Дигандирова Г.Р. и их представитель Нуртдинов М.М. поддержали свои заявленные исковые требования, фактически не выразив возражений против удовлетворения требований соответственно Дигандировой Г.Р. и Кадыровой М.С.
Представители ответчиков администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» и комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» в судебное заседание не явились, от данных лиц по факсимильной связи в суд поступили заявления о рассмотрении дела без участия их представителей, каких-либо возражений по делу не высказано.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Кадыров Р.Р. в суд также не явился, от него имеется письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исками согласен и претензий не имеет.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, допросив свидетелей, изучив материалы дела,
приходит к следующему выводу.
Ст.ст. 218, 1142 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Наследниками 1-й очереди по закону являются дети, супруги и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1153 ч. 2, ст. 1154 ч. 1 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Из копий свидетельства о смерти следует, что Х***Р***Ф*** умер **.**.**** года.
Из копий свидетельств о рождении и заключении брака видно, что отцом Дигандировой Г***Р*** (девичья фамилия Хайретдинова) указан Х***Р***Ф***, матерью – Кадырова М***С***.
По сообщению нотариуса М*** наследственного дела к имуществу Х***Р***Ф*** умершего **.**.**** года, не заводилось.
Из копии свидетельства на право собственности на землю, выданного *** сельской администрацией **.**.**** г., следует, что Х***Р***Ф*** постановлением от **.**.**** №*** *** администрации предоставлено для ведения подсобного хозяйства в собственность бесплатно 0,30 га земли, что также подтверждается копией кадастрового паспорта земельного участка от 19.07.2011 г., где указан адрес расположения земельного участка – Ульяновская область, Мелекесский район, село ***, улица ***, д. №***.
Копией регистрационного удостоверения №*** от **.**.**** г. и сообщением Димитровградского филиала БТИ подтверждается, что по состоянию на 01.07.1999 г. право собственности на домовладение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, село ***, улица ***, д. №*** (ранее №***) зарегистрировано за Х***Р***Ф***.
В деле имеются также копия технического паспорта на указанный жилой дом, составленный по состоянию на 04.04.2011 г. и технический отчет (заключение) о результатах обследования технического состояния строительных конструкций пристроя к жилому дому, сеней и крыльца по ул. ***, №*** в с. *** Мелекесского района, в соответствии с которым проведенные работы по обмерам и обследованию технического состояния пристроя к жилому дому, сеней и крыльца показали, что несущие и ограждающие конструкции находятся в работоспособном состоянии, надежность и безопасность обеспечены конструктивными характеристиками; строительно-монтажные работы выполнены в соответствии с требованиями ч. III СНиП «Организация, производство и приемка работ», и пристрой (лит. А1), сени (лит. а1), сени (лит. а2), крыльцо (лит. к) по данному адресу могут эксплуатироваться в дальнейшем.
Как видно из показаний свидетелей Н***. и Х***., Кадырова М.С. фактически была замужем за Х***Р***Ф***.,официально брак не зарегистрирован; у них двое детей: сын Кадыров Р.Р. и дочь Дигандирова Г.Р., и было нажито имущество, в том числе жилой дом с надворными постройками и земельный участок, оформленное на Х***Р***Ф*** После его смерти истица и дочь фактически приняли наследство, взяли вещи Х***Р***Ф***
Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные доказательства, приходит к выводу о том, что после смерти в 2004 году наследодателя Х***Р***Ф***. открылось наследство в виде спорных жилого дома с надворными постройками и земельного участка. Суд считает, что, поскольку истица Кадырова, не состоявшая в зарегистрированном браке с наследодателем на момент смерти, не входит в круг наследников в соответствии с законом, завещания в отношении нее также не имеется, ее исковые требования о признании права собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем самостоятельные исковые требования Дигандировой Г.Р., как полагает суд, следует удовлетворить и признать за ней право собственности на спорные жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования, поскольку та является единственным наследником после смерти отца, являвшегося собственником этого наследственного имущества, и Дигандирова в установленный законом срок фактически приняла наследство после смерти своего отца, других наследников, претендующих на спорное имущество, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Кадыровой М***С*** к администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования отказать.
Самостоятельные исковые требования Дигандировой Г***Р*** к администрации поселения муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками и земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Дигандировой Г***Р*** право собственности на жилой дом с надворными постройками, а именно: жилой дом (литер А), пристрой (литер А1), сени (литер а), сени (литер а1), сени (литеры а2), крыльцо (литер к), баня (литер Г), предбанник (литер Г1), сарай (литер Г2), сарай (литер Г3), сарай (литер Г4), сарай (литер Г5), уборная (литер У), забор (литер I), забор (литер II), забор (литер III), забор (литер IV), погреб (литер п), и земельный участок площадью 3000 кв.м, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, село ***, улица ***, д. №***, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней.
С у д ь я: