Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Димитровград 05 августа 2011 года
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,
с участием прокурора Шокиной А.В.,
при секретаре Рыжовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Писарчуку С***В*** о признании постановления администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 19.04.2011 г. №*** недействительным и его отмене, о признании договора купли-продажи земельного участка от 20.04.2011 г. недействительным,
У с т а н о в и л:
прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском к ответчикам, указывая, что на основании постановления администрации МО «Мелекесский район» от 19.04.2011 г. №*** Писарчуку С.В. из состава земель особо охраняемых территорий и объектов предоставлен в собственность земельный участок площадью 6501 кв. м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, №***. На основании данного постановления 20.04.2011 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» заключил с Писарчуком С.В. договор купли-продажи №***, по которому передал Писарчуку С.В. в собственность земельный участок площадью 6501 кв. м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, №***, из состава земель особо охраняемых территорий и объектов и передан Писарчуку С.В. по акту приема-передачи.
Предоставленный администрацией района Писарчуку С.В. земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, что в силу ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. На основании ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим ФЗ не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов. При таких обстоятельствах у администрации района отсутствовали законные основания по распоряжению данным земельным участком и принятия указанного постановления
Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Мелекесский район» данный земельный участок собственностью муниципального образования не является. Договор купли продажи земельного участка, заключенный 20.04.2011 г. между Комитетом и Писарчуком С.В. является ничтожным. Поэтому при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. Писарчуку С.В. должны быть возращены деньги в размере 13819,82 руб. а Писарчук С.В. обязан возвратить государству земельный участок. Просит постановление администрации МО «Мелекесский район от 19.04.2011 г. №*** «О предоставлении земельного участка в собственность» признать недействительным, признать договор купли-продажи земельного участка, заключенный 20.04.2011 г. №*** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» и Писарчуком С.В. недействительным, привести стороны в первоначальное положение.
В судебном заседании прокурор Шокина А.В. иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, дополнила суду, что представители администрации района и комитета в своих отзывах опираются на те же самые нормы, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, то есть они фактически признают, что спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. В силу земельного законодательства спорный земельный участок ограничен в обороте и земли данной категории не подлежит передаче в собственность. На момент продажи земельный участок находился в федеральной собственности, в собственности Российской Федерации. Должна быть произведена оценка земельного участка, проданного Писарчуку С.В. В своем отзыве представитель администрации района и комитета ссылается на постановление №*** от 18.10.2008 г. и на постановление №*** от 16.10.2008 г., данные постановления не были переданы в налоговую службу и в Управление Росреестра по Ульяновской области и не повлекли за собой исполнение, были изданы в единственном экземпляре. Земельный участок площадью 22 га должен быть перераспределен, так как он был изъят у ОАО «***». В 1984 г. вся земля принадлежала государству, спорный земельный участок продолжает находится в федеральной собственности. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области Чванов М.Ю., действуя по доверенности, в судебном заседании иск не признал и суду пояснил, что спорный земельный участок был передан ОАО «***» в бессрочное пользование. Поскольку данное юридическое лицо прекратило свое существование, в соответствии с постановлением главы администрации МО «Мелекесский район» от 16.10.2008 г. №*** было прекращено право бессрочного пользования на земельный участок и свидетельство о бессрочном пользовании земельным участком было признано утратившим силу. В собственность МО «Мелекесский район» земельный участок зарегистрирован не был, в реестр муниципального имущества не вносился. В соответствии с постановлением главы администрации МО «Мелекесский район» от 18.10.2008 г. №*** земельный участок был преобразован путем раздела в 6 самостоятельных земельных участков с присвоением адреса. В связи с приобретением Писарчуком С.В. права собственности на объекты недвижимого имущества и на основании письменного заявления, в соответствии с постановлением от 19.04.2011 г. №*** в порядке ст. 36 ЗК РФ Писарчуку С.В. был предоставлен в собственность земельный участок из состава особо охраняемых территорий. Распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется администрацией района. Ввиду того, что земельный участок собственностью МО «Мелекесский район» не являлся, не был внесен в реестр муниципального имущества, право собственности на который не разграничено, отсутствуют основания для ограничения такого земельного участка в обороте. Считает, что не были нарушены интересы РФ, поскольку не было причинено реального ущерба. По постановлению №*** от 19.04.2011 г. земля в собственность Писарчуку С.В. была предоставлена из состава особо охраняемых территорий. Считает действия по отчуждению земельного участь законными и обоснованными. Представляются незаконными требования прокурора о приведении сторон в первоначальное положение (двусторонняя реституция). Просит в иске отказать (т.1 л.д.161).
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области Лукьянова Н.С., действуя по доверенности, в судебном заседании иск не признала и суду пояснила, что она поддерживает изложенное в отзыве исполняющего обязанности председателя комитета С*** и все сказанное представителем администрации МО «Мелекесский район». Просит в иске отказать (т.1 л.д.113,162)
Ответчик Писарчук С.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив суду, что Комитет по управлению имуществом счел нужным провести данную сделку, и он на нее пошел. В регистрации земельного участка ему было отказано. Он оплатил за земельный участок 13819,82 руб. Доводы прокурора о том, что, предоставленный ему земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и что договор купли-продажи земельного участка является ничтожным, считает несостоятельными. В таком случае, если спорный земельный участок находится в федеральной собственности, то ему должны быть возвращены внесенные за него арендные платежи. Он считает, что в данном споре отсутствует предмет иска. Полагаясь на нормы закона, спорный земельный участок нельзя отнести к категории особо охраняемых природных территорий. Согласно отзыва Территориального управления сведениями о спорном земельном участке указанная организация не располагает, ввиду того, что к ним не поступали сведения, необходимые для федерального учета имущества, но они не исключают наличие федеральной собственности на данный объект недвижимости, а также имеют основания полагать, что спорный земельный участок может быть отнесен к землям лесного фонда. Ему не понятно, кто является правообладателем спорного земельного участка. Спорный земельный участок приобретался им для ведения предпринимательской деятельности на данном объекте недвижимости, однако, начиная с 2008 г., он не может полноправно распоряжаться этим земельным участком, что повлекло за собой большие убытки и расходы, ввиду того, что он не создает рабочих мест и не ведет хозяйственную деятельность. Просит в иске отказать.
Представитель привлеченного судом соответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, иск поддерживают (т.1 л.д.147-159, т. 2 л.д.44)
Представитель привлеченного судом соответчика – администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя и разрешить дело на усмотрение суда (т.1 л.д.160, 199, т. 2 л.д.45).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По требованию п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
06.11.2008 г. Писарчук С.В. приобрел у ООО «***» в собственность объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, №*** (т.1 л.д.34-43,67-70).
В силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.п. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
По постановлению администрации МО «Мелекееский район» от 19.04.2011 г. №*** из состава земель особо охраняемых территорий и объектов Писарчуку С.В. предоставлен в собственность земельный участок площадью 6501 кв. м. с кадастровым номером №***, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. *** ул. ***, №*** (л.д.4).
На основании указанного постановления 20.04.2011 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» заключил с Писарчуком С.В. договор купли-продажи №***. По данному договору Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» передал Писарчуку С.В. в собственность земельный участок площадью 6501 кв. м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, №***, из состава земель особо охраняемых территорий и объектов и передан Писарчуку С.В. по акту приема-передачи (т.1 л.д.5-7).
По ч. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ (с изменениями) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
С учетом изложенного, у администрации МО «Мелекееский район» не имелось оснований по распоряжению спорным земельным участком и принятию постановления от 19.04.2011 г. «О предоставлении земельного участка в собственность» Писарчуку С.В.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Земельный участок площадью 17,9 га, выделенный на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.04.1984 г. № 406-р Димитровградскому управлению строительства в постоянное бессрочное пользование для строительства турбазы «***» является федеральной собственностью. Во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 05.04.1984 г. № 406-р Димировградскому управлению строительства отвод земли под строительство туристической базы произведен в постоянное пользование с исключением из гослесфонда без прав вырубки леса (т.1 л.д.10-14).
Впоследствии на указанный земельный участок, не изменяя его правового положения, глава администрации Мелекесского района 05.04.1994 г. выдал акционерному обществу строительно-промышленной компании «***» свидетельство №*** в бессрочное постоянное пользование 22 га. По постановлению главы администрации МО «Мелекесский район» от 16.10.2008 г. №*** ОАО «Строительно-промышленная компания «***» освобождено от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 22 га, находящегося по ул. ***, №*** с. ***, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок №*** от 05.04.1994 г. признано утратившим силу (т.1 л.д.15,54-57,71-74,164-165).
В соответствии с п. ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Земельный участок площадью 17,9 га в 1984 г. выделялся из государственного лесного фонда в пользование без прав вырубки леса. В последующем статус земельного участка не изменялся и являлся федеральной собственностью. По указанному договору купли-продажи спорный земельный участок площадью 6501 кв. м. предоставлен ответчику Писарчуку С.В. в собственность из состава земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 03.02.2009 г. в целом земельный участок площадью 22 га отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов (т.1 л.д.60-64).
Отсутствие сведений учета указанного объекта недвижимости в реестре федерального имущества не является основанием для отнесения спорного земельного участка к иной форме собственности и не исключает тем самым наличие федеральной собственности на спорный объект недвижимости, то есть собственности Российской Федерации.
Именно по вышеназванному постановлению администрации района Писарчуку С.В. предоставлен в собственность земельный участок из состава земель особо охраняемых территорий и объектов, то есть находящегося в федеральной собственности (т.1 л.д.44).
Кроме указанного, следует, что согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастрового паспорта земельного участка), выданного Управлением Росреестра ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области от 03.02.2011 г., спорный земельный участок с кадастровым номером №***, расположенный по указанному адресу относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (т.1 л.д.44).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются представленными материалами ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области, в том числе об отнесении спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов (т.1 л.д.203-242, т.2 л.д.1-42).
Согласно п. 2 ст. 95 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
По выписке из реестра муниципального имущества МО «Мелекесский район» от 08.06.2011 г. земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, №*** не является муниципальной собственностью МО «Мелекесский район и не внесен в реестр муниципального имущества (т.1 л.д.48).
В соответствии с п. 2 постановления главы администрации МО «Мелекесский район» от 16.10.2008 г. №*** Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области в недельный срок сообщить об отказе от права на земельный участок в МИФНС № 1 по Ульяновской области и территориальный межрайонный отдел № 7 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области, что не было сделано. Более того, указанное постановление изготовлено в 1 экземпляре, поэтому в силу этого правовых последствий не наступило (т.1 л.д.188).
По представленным докладам к отчету о наличии земель и распределения их формам собственности, категориям и пользователям по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и докладу к отчету о наличии и распределении земель по категориям, угодьям и формам собственности по состоянию на 01.01.2011 г. не усматривается, что земельный участок площадью 17,9 га передавался в фонд перераспределения земель Мелекесского района, а в случае его передачи площадь земельного участка в целом должна была увеличится на указанную площадь (т.1 л.д.169-187).
Таким образом, с момента выделения земельного участка в пользование, а впоследствии в собственность Писарчука С.В., статус земельного участка не изменялся, тем самым усматривается наличие федеральной собственности на спорный объект недвижимости.
Ссылка представителей администрации МО «Мелекесский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» на постановление главы администрации МО «Мелекесский район» от 18.10.2008 г. №*** (экземпляр № 1) о том, что на основании этого постановления земельный участок был преобразован путем раздела в 6 самостоятельных земельных участков с присвоением адреса, не состоятельна, поскольку по своей природе данное постановление отличается от другого постановления главы администрации МО «Мелекесский район» от 18.10.2008 г. №*** по названию и содержанию, представленного ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области, что вызывает сомнение о законности указанных постановлений и соответственно позволяет сделать суду вывод о недействительности (ничтожности) сделки - договора купли-продажи земельного участка от 20.04.2011 г. №***, заключенной с ответчиком Писарчуком С.В. и правильности отказа Управлением Росреестра по Ульяновской области Писарчуку С.В. в государственной регистрации права на спорное имущество (т.1 л.д.134-135,166-168,241)
Таким образом, указанная сделка не соответствует требованиям закона, а потому является ничтожной сделкой, то есть ничтожной сделкой – договор купли –продажи земельного участка от 20.04.2011 г. №***, расположенный в зоне особо охраняемых территорий и объектов. С учетом вышеназванного, исковые требования прокурора в защиту интересов Российской Федерации подлежат удовлетворению, а поэтому следует признать постановление администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 19.04.2011 г. №*** «О предоставлении земельного участка в собственность» Писарчуку С.В. площадью 6501 кв. м. недействительным и отменить его, а также признать договор купли-продажи земельного участка от 20.04.2011 г. №*** площадью 6501 кв. м., заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области и Писарчуком С.В., недействительным.
Согласно ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Поскольку указанное постановление от 19.04.2011 г. судом признано недействительным и отменено, договор купли-продажи земельного участка от 20.04.2011 г. №*** судом признан недействительным, следует истребовать у Писарчука С.В спорный земельный участок площадью 6501 кв. м и передать его Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области.
Установлено, что Писарчуком С.В. оплачено в счет стоимости земельного участка площадью 6501 кв. м. 13819,82 руб. (т.1 л.д.8-9). Получателем денежных средств является финансовый отдел администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. С учетом того, что сделка признана недействительной, суд считает необходимым взыскать с администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в пользу Писарчука С.В. денежную сумму в размере 13819 руб. 82 коп. (т.1 л.д.163).
Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Писарчуку С***В*** о признании постановления администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 19.04.2011 г. №*** недействительным и его отмене, о признании договора купли-продажи земельного участка от 20.04.2011 г. недействительным удовлетворить.
Признать постановление администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от 19 апреля 2011 г. №*** «О предоставлении земельного участка в собственность» Писарчуку С***В*** площадью 6501 кв. м. недействительным и отменить его.
Признать договор купли-продажи земельного участка от 20 апреля 2011 г. №*** площадью 6501 кв. м., заключенный Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и Писарчуком С***В***, недействительным.
Истребовать у Писарчука С***В*** земельный участок площадью 6501 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с, ***, ул. ***, №*** и передать его Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Взыскать с администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в пользу Писарчука С***В*** в счет оплаты за земельный участок площадью 6501 кв. м. денежную сумму в размере 13819 руб. 82 коп.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения, с 11 августа 2011 года.
Судья: С.Н. Атаманов