Решение
Именем Российской Федерации
г.Димитровград 16 марта 2012 года
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Вираховская Т.П.,
с участием прокурора Сазонова С.В., ответчика Насибова Э.О.,
при секретаре Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в защиту государственных экологических интересов, в интересах неопределённого круга лиц к *** Насибову Э.О. о возложении обязанности произвести расчёты за негативное воздействие на окружающую среду и внесения соответствующей платы,
У с т а н о в и л:
Прокурор г.Димитровград обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование указывает на то, что прокуратурой г.Димитровграда совместно со специалистами Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области и МО МВД России «Димитровградский» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности *** Насибова Э.О. В ходе проверки установлено, что *** Насибовым Э.О. грубо нарушаются требования действующего законодательства об охране окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха. Установлено, что *** Насибов Э.О. осуществляет производство металлических изделий по адресу: г.***, ул.***, ***. В процессе производственной деятельности на токарно-автоматных станках при металлообработке выделяются вредные вещества, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 года и на плановый период 2012 и 2013 годов» платежи за негативное воздействие на окружающую среду перечисляются в бюджеты всех уровней.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26 января 1993 года (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 1993 года №190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года №284-0, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия. Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, фактически оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» на данную службу возложены функции по нормативному правовому регулированию по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. №632 (в редакции постановления от 14.05.2009) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия. Согласно п.1 Порядка определения платы, плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Платежи вносятся, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющимся источником загрязнения окружающей среды. Расчет платежей должен производиться организацией самостоятельно, исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» на данную службу возложены функции по нормативному правовому регулированию по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В нарушение указанных требований законодательства *** Насибовым Э.О. не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 и 4 квартал 2011 года.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает права и охраняемые законом экологические интересы государства, что является недопустимым.
Таким образом, *** Насибов Э.О. обязан произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи за 1,2,3,4 кварталы 2011 года. Просит обязать *** Насибова Э.О. произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и внести соответствующие платежи за 1,2,3,4 кварталы 2011 года.
В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик *** Насибов Э.О. исковые требования признал частично и пояснил, что он, в качестве *** зарегистрирован с **.**.**** г. Он осуществляет деятельность по изготовлению металлических изделий по адресу: г.***, ул.***, ***. В процессе производства на оборудовании, состоящем из токарно-автоматных станков, фрезерного станка и пресса производственные отходы не образуются. При обработке металла отходом является металлическая стружка. При обработке применяется СОЖ( масло ИГП-2О). Стружка размещается в отстойнике для отделения масла. После очистки от масла стружка сдаётся в металлоприём, а масло используется повторно. В производстве нет канализации и водоснабжения, нет бытовых отходов. Считает, что его производство не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. О том, что существуют нормативные акты об охране окружающей среды, ему известно не было.
Выслушав пояснения прокурора, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 года № 7-ФЗ) « Об охране окружающей среды» (далее ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 ст. 16 ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).
На основании части 2 ст. 16 ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
По части 3 ст. 16 ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 (в редакции от 14.06.2001 года, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 года № ГКПИ 03-49, постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 года № 8-П) утвержден порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно пункта 1 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 г. № 717 предусмотрено, что вопросы выброса и сброса загрязняющих веществ в окружающую среду, вредные физические воздействия на атмосферный воздух относятся к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Российской Федерации. Данные указания Правительства Российской Федерации в Ульяновской области выполняет Управление Росприроднадзора по Ульяновской области.
В судебном заседании установлено, что *** Насибов Э.О. зарегистрирован в налоговом органе **.**.**** г.
Установлено, что *** Насибов Э.О. является природопользователем, так как осуществляет деятельность по металлообработке. Производство состоит из *** единиц оборудования: ***.
Деятельность ответчика связана с металлообработкой, поэтому путем выбросов в атмосферный воздух наносит вред окружающей среде.
*** Насибов имеет транспорт, которым осуществляет перевозку продукции. Его сотрудники пользуются помещениями и тепловыми приборами.
Ответчик загрязняет окружающую среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду.
Статьи 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ предусматривают неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов. В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов.
По требованию пункта 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, ответчиком не изготавливались данные о расчетах платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-4 кварталы 2011 г. и не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за указанные периоды.
Как установлено судом выше, *** Насибов имеет помещения и пользуется ими, а также пользуется тепловыми приборами, загрязняет окружающую среду такими видами негативного воздействия как шумом, теплом.
Таким образом, ответчик является участником платы за негативное воздействие на окружающую среду, а поэтому обязан предоставлять расчеты за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании указанного, суд, исследовав и оценив все имеющиеся доказательства, считает, что *** Насибов Э.О., являясь природопользователем и плательщиком экологических платежей, не представил в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области расчет по платежам за негативное воздействие на окружающую природную среду, исходя из объемов загрязнения, связанных с его деятельностью за 1-4 кварталы 2011 г. и документы об оплате за негативное воздействие на окружающую природную среду за эти периоды, а потому следует обязать *** Насибова Э.О. представить расчеты за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1,2,3,4 кварталы 2011 г. и внести платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1,2,3,4 кварталы 2011 г.
Согласно ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с *** Насибов Э.О. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Димитровград Ульяновской области удовлетворить.
Обязать *** Насибова Э.О. произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2011 г.
Взыскать с *** Насибова Э.О. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Т.П. Вираховская