Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Димитровград 4 мая 2012 года
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,
с участием прокурора Шокиной А.В.,
при секретаре Александровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и обязании к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов,
У с т а н о в и л:
прокурор Мелекесского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что в силу федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в утвержденном ими порядке, согласно методике, установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.
Представительным и исполнительно-распорядительным органом МО «Рязановское сельское поселение» до настоящего времени не утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. По этой причине антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселения, а именно решений, постановлений и распоряжений, в 2011 г. и истекшем периоде 2012 г. в нарушение требований федерального законодательства не проводилась. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность сельским поселениям, входящим в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органам самоуправления муниципального района Советом депутатов и администрацией поселения не поднимался.
Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляют правовую основу противодействия коррупции. Таким образом, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО «Рязановское сельское поселение» нарушают интересы РФ в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершении коррупционных правонарушений в поселении. Просит признать бездействие Совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным и обязать ответчиков проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.
В судебном заседании прокурор Шокина А.В. иск и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Дополнила суду, что антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов ответчиками не проводилась. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчиков - Совета депутатов МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Патеева Ю.Т., действующая по доверенностям от 16.04.2012 г., в судебном заседании иск признала, пояснив суду, что согласно постановлению Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г. антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов проводится при мониторинге их применения, но, в данном случае, мониторинг принятых ими нормативных правовых актов не осуществлялся. Возможно, сейчас они проведут мониторинг и уже теперь будут проводить антикоррупционную экспертизу в отношении уже принятых нормативных правовых актов. Она признает, что они были не правы в отношении того, что не отреагировали своевременно на представления прокурора Мелекесского района о проведении антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов. В 2011 – 2012 гг. проекты нормативных правовых актов ими направлялись в прокуратуру Мелекесского района и в администрацию МО «Мелекесский район». Принятые нормативные правовые акты с порядковыми номерами и подписями уполномоченных лиц в прокуратуру Мелекесского района и в администрацию МО «Мелекесский район» они не отправляли. Иск признает (л.д.35-36,73).
Выслушав пояснения прокурора Шокиной А.В., представителя Патеевой Ю.Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с пунктом 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По части 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом прав и интересы других лиц.
Поскольку, признание иска в данном случае, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано ответчиками добровольно и без принуждения, последствия признания иска им разъяснены и понятны, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований истца.
В силу ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 3 вышеназванного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно ст. 2 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ, от 21.11.2011 г № 329-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
На основании ст. 6 вышеуказанного Федерального закона № 200-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов.
Ответчиками не решался вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы уже принятых нормативных правовых актов, то есть изготовленных нормативных правовых актов с присвоенными реквизитами и подписанные уполномоченным лицом (л.д.4-9,14-22).
Совет депутатов и администрация МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не проводили антикоррупционные экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (л.д.23-31,37-43,74-81).
Однако в силу указанных требований закона ответчики обязаны были проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.
Постановлением администрации МО «Рязановское сельское поселение» от 7.08.2009 г. № 64 утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Однако антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органом местного самоуправления муниципального образования, то есть постановлений, распоряжений и решений в 2011 г. и 2012 г. в нарушение требований федерального законодательства не проводилась (л.д.10-13).
Тем самым, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО «Рязановское сельское поселение» нарушают интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений в МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (л.д.57-71).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.
Обязать Совет депутатов муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых им нормативных правовых актов.
Обязать администрацию муниципального образования «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ею нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца.
Судья: С.Н. Атаманов