Р е ш е н и е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Димитровград 3 мая 2012 года
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,
с участием прокурора Чванова М.Ю.,
при секретаре Александровой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и обязании к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов,
У с т а н о в и л:
прокурор Мелекесского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что в силу федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в утвержденном ими порядке, согласно методике, установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.
Проведенной прокурорской проверкой установлено, что представительным и исполнительно-распорядительным органом МО «Новомайнское городское поселение» до настоящего времени не утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. По этой причине антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления поселения, а именно решений, постановлений и распоряжений, в 2011 г. и истекшем периоде 2012 г. в нарушение требований федерального законодательства не проводилась. Более того, в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность сельским поселениям, входящим в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органам самоуправления муниципального района Советом депутатов и администрацией поселения не поднимался.
Вместе с тем, согласно ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляют правовую основу противодействия коррупции. Таким образом, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО «Новомайнское городское поселение» нарушают интересы РФ в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершении коррупционных правонарушений в поселении. Просит признать бездействие Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным и обязать ответчиков проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.
В судебном заседании прокурор Чванов М.Ю. иск и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, дополнил суду, что на момент проведения прокуратурой Мелекесского района проверки ответчиками никогда не поднимался вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы уже принятых нормативных правовых актов, уточнив, что именно ни самих проектов нормативных правовых актов, а уже готовых нормативных правовых актов, с присвоенными номерами и подписанные уполномоченным на то лицом. Для начала Советом депутатов и администрацией поселения МО «Новомайнское городское поселение» разрабатывается проект нормативных правовых актов, а затем они же проводят антикоррупционную экспертизу, но в связи с переходом полномочий к администрации МО «Мелекесский район», все проекты нормативных правовых актов Совета депутатов и администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» направляются в администрацию МО «Мелекесский район». Администрация МО «Мелекесский район» проводит антикоррупционную экспертизу, а конкретно ее проводит отдел правового обеспечения администрации МО «Мелекесский район». Затем составляется заключение, если заключение положительное, то оно вместе с проектом нормативных правовых актов направляется в прокуратуру Мелекесского района. Если заключение отрицательное, то проект нормативных правовых актов возвращается на доработку разработчикам для устранения допущенных недостатков, то есть Совету депутатов и администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение». После всего этого, прокуратурой Мелекесского района проводится антикоррупционая экспертиза, по результатам которой прокуратурой Мелекесского района составляется заключение. Положительное заключение направляется Совету депутатов и администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение», после чего оно утверждается ими и проекту нормативных правовых актов присваивается порядковый номер, дата, подписывается уполномоченным лицом, то есть в нормативных правовых актах указываются все реквизиты. Отрицательное заключение направляется им для доработки проекта нормативных правовых актов, а после устранения допущенных недостатков процедура повторяется, как и при положительном заключении. При направлении проекта нормативных правовых актов ответчиками изготавливается два заключения, один вариант направляется администрации МО «Мелекесский район», а второй прокуратуре Мелекесского района. В прокуратуру Мелекесского района для проведения антикоррупционной экспертизы были представлены проекты нормативных правовых актов, а нормативные правовые акты в окончательном виде представлены не были. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчиков - Совета депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Устимчева К.В., действующая на основании доверенностей от 1.03.2012 г., 23.04.2012 г., в судебном заседании иск признала, пояснив суду, что изначально проект нормативных правовых актов направляется в администрацию МО «Мелекесский район». Затем вместе с заключением проект нормативных правовых актов направляется в прокуратуру Мелекесского района, а затем уже после вынесения прокурором заключения они принимают нормативные правовые акты решением или постановлением, то есть данному проекту нормативных правовых актов присваиваются номер, реквизиты, ставится подпись уполномоченного лица. После этого они в течение 10 дней направляют сопроводительное письмо об этом в прокуратуру Мелекесского района и в администрацию МО «Мелекесский район». В администрацию МО «Мелекесский район» и в прокуратуру Мелекесского района положительные заключения о принятии нормативных правовых актов предоставлялись проекты нормативных правовых актов, а нормативные правовые акты в окончательной форме нет. Они были обязаны по закону направлять нормативные правовые акты в окончательном виде в администрацию МО «Мелекесский район» и в прокуратуру Мелекесского района. Иск признает (л.д.50-51).
Выслушав пояснения прокурора Чванова М.Ю., представителя Устимчевой К.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с пунктом 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По части 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом прав и интересы других лиц.
Поскольку, признание иска в данном случае, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано ответчиками добровольно и без принуждения, последствия признания иска им разъяснены и понятны, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований истца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
В силу ст. 3 вышеназванного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
На основании ст. 2 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ, от 21.11.2011 г № 329-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 6 вышеуказанного Федерального закона № 200-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов.
Совет депутатов МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрация поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не проводили антикоррупционные экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, но в соответствии с требованиями закона обязаны были проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.
Ответчиками не решался вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы уже принятых нормативных правовых актов, то есть не проектов нормативных правовых актов, а уже изготовленных нормативных правовых актов с присвоенными реквизитами и подписанные уполномоченным лицом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.
Признать бездействие администрации поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.
Обязать Совет депутатов муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых им нормативных правовых актов.
Обязать администрацию поселения муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ею нормативных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца.
Судья: С.Н. Атаманов