о признании бездействия незаконным и обязании к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов



Р е ш е н и е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

г. Димитровград 4 мая 2012 года

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атаманова С.Н.,

с участием прокурора Шокиной А.В.,

при секретаре Александровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации, прав и интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и обязании к проведению антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов,

У с т а н о в и л:

прокурор Мелекесского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что в силу федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов является оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами, органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения в утвержденном ими порядке, согласно методике, установленной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96.

Представительным органом МО «Николочеремшанское сельское поселение» до настоящего времени не утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Одновременно, несмотря на утвержденный постановлением администрации МО «Николочеремшанское сельское поселение» от 17.02.2011 г. № 12 порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов администрации поселения, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования, а именно решений, постановлений и распоряжений, в 2011 г. и истекшем периоде 2012 г. в нарушение требований федерального законодательства не проводилась. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможность сельским поселениям, входящим в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органам самоуправления муниципального района Советом депутатов и администрацией поселения не поднимался.

Согласно ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и составляют правовую основу противодействия коррупции. Таким образом, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО «Николочеремшанское сельское поселение» нарушают интересы РФ в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершении коррупционных правонарушений в поселении. Просит признать бездействие Совета депутатов МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным и обязать ответчиков проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.

В судебном заседании прокурор Шокина А.В. иск и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Дополнила суду, что антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов ответчиками не проводилась. Это послужило основанием для обращения прокурора Мелекесского района с исковым заявлением в суд. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчиков - Совета депутатов МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области Киселев Р.Д., действующий по доверенностям от 23.04.2012 г., в судебном заседании иск признал, пояснил суду, что антикоррупционная экспертиза по принятым нормативно правовым актам ими действительно не проводилась. Это их упущение, но впредь, они такого допускать не будут и будут проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно правовых актов и уже принятых нормативно правовых актов. МО «Николочеремшанское сельское поселение» проекты нормативных правовых актов составлялись и направлялись в прокуратуру Мелекесского района и в администрацию МО «Мелекесский район» в 2011 – 2012 гг. после составления данных проектов. Принятые нормативные правовые акты с порядковыми номерами и подписями уполномоченных лиц в 2011 – 2012 г.г. для проведения антикоррупционных экспертиз в прокуратуру Мелекесского района и в администрацию МО «Мелекесский район» не направлялись. Иск признает (л.д.26-27).

Выслушав пояснения прокурора Шокиной А.В., представителя Киселева Р.Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с пунктом 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

По части 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает охраняемые законом прав и интересы других лиц.

Поскольку, признание иска в данном случае, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано ответчиками добровольно и без принуждения, последствия признания иска им разъяснены и понятны, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком, что является основанием для удовлетворения исковых требований истца.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

На основании ст. 3 вышеназванного ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 11.07.2011 г. № 200-ФЗ, от 21.11.2011 г № 329-ФЗ) правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В силу требований ст. 6 вышеуказанного Федерального закона № 200-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Ответчиками не решался вопрос о проведении антикоррупционной экспертизы уже принятых нормативных правовых актов, то есть в денном случае не проектов нормативных правовых актов, а уже изготовленных нормативных правовых актов с присвоенными реквизитами и подписанные уполномоченным лицом (л.д.13-17).

Совет депутатов и администрация МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не проводили антикоррупционные экспертизы принятых ими нормативных правовых актов. Однако в силу требований закона ответчики обязаны были проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ими нормативных правовых актов.

Постановлением администрации МО «Николочеремшанское сельское поселение» от 17.02.2011 г. № 12 утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. Однако антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органом местного самоуправления муниципального образования, то есть постановлений, распоряжений и решений в 2011 г. и 2012 г. в нарушение требований федерального законодательства не проводилась (л.д.6-12).

Тем самым, своим бездействием представительный и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления МО «Николочеремшанское сельское поселение» нарушают интересы Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, создают условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений в МО «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (л.д.18-68).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов, незаконным.

Обязать Совет депутатов муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых им нормативных правовых актов.

Обязать администрацию муниципального образования «Николочеремшанское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых ею нормативных правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца.

Судья: С.Н. Атаманов