Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 мая 2012 года г. Димитровград
Мелекесский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Гончаровой И.В.,
при секретаре Солдаткиной Р.Л.,
с участием истицы Калининой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой О***Г*** к Казановой В***Я***, Жигаровой З***Я*** о регистрации перехода права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Калинина О.Г. обратилась в суд с иском к Казановой В.Я., Жигаровой З.Я. об обязании к регистрации права собственности на жилой дом. Указала в обоснование, что в соответствии с договором купли-продажи, зарегистрированным в реестре Мулловского поселкового совета от **.**.**** года за №***, она купила домовладение, находящееся по адресу: Мелекесский район, р.п. ***, ул.***, д. №***, расположенное на участке земли площадью 1157 кв.м.
Вышеуказанный договор купли-продажи, к сожалению, не был своевременно зарегистрирован в БТИ г. Димитровграда. В течение 20 лет она добросовестно, открыто и непрерывно владела данным имуществом, оплачивая все положенные налоги согласно уведомлениям межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области на уплату налога на имущество физических лиц, земельного налога.
Свидетельство на право собственности на землю общей площадью 1157 кв.м. по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. ***, ул. ***, №*** получено ею 29.05.2009 года, кадастровый номер земельного участка №***.
Но она сейчас не может зарегистрировать своё право на жилой дом и хозяйственные постройки, так как ответчики Казанова В.Я. и Жигарова З.Я. не являются в Управление Росреестра по Ульяновской области для оформления перехода права собственности вышеназванного имущества в ее собственность. В связи с вышеуказанными обстоятельствами специалистами Управления Росреестра по Ульяновской области было рекомендовано данный вопрос решать в судебном порядке.
На основании изложенного, просит обязать Управление Росреестра по Ульяновской области зарегистрировать за ней право собственности на жилой дом площадью 30,98 кв.м, инвентарный номер №***, и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. ***, ул. ***, №***, согласно техническому паспорту жилого дома, составленному по состоянию на 24.11.2011 года.
Истица Калинина О.Г. в судебном заседании, в основном поддержав свои заявленные исковые требования, уточнила их и просила суд осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.***, ул. ***, д. №***, к ней, Калининой О.Г. Она также, помимо вышеизложенного, пояснила суду, что на территории ее дома каких-либо самовольно возведенных построек она не возводила. Этот дом использовался как дача, его адрес не менялся, и в данном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Ответчицы Казанова В.Я. и Жигарова З.Я. в судебное заседание не явились, данные лица о проведении судебного разбирательства извещены надлежащим образом, и от Казановой В.Я. поступило телефонное сообщение о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями Калининой О.Г. полностью согласна, претензий не имеет.
Представитель привлеченного в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в суд не явился, данное лицо о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, и от него поступил отзыв на иск Калининой О.Г. с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в котором сообщается, что согласно ст. ст. 16-17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество. Государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Суд, выслушав истицу и изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении данного иска Калининой.
В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
Из ст.454 ГК РФ следует, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно ст. ст. 554-556, 558 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передачи покупателю по договору, в том числе определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества; в договоре должна быть предусмотрена цена имущества; если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать имущество покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Договор продажи жилого дома подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Исходя из ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
По ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. В силу ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п.3 ст.551 ГК РФ). Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абз. 2 п.1ст. 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю.
По ст.17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившее в законную силу решение суда может являться основанием для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество.
Как следует из сообщения Димитровградского филиала ОГУП БТИ, по состоянию на 01.07.1999 года право общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.***, ул. ***, д. №***, в реестре ДФ БТИ зарегистрировано за Казановой В.Я. и Жигаровой З.Я. по 1\2 доле у каждой на основании свидетельств о праве на наследство №*** от **.**.**** года
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют открытые разделы на вышеуказанный объект недвижимости.
В деле имеются копии кадастрового и технического паспортов данного жилого дома с указанием на правообладателей – Казановой В.Я. и Жигаровой З.Я. и наименование построек в составе объекта.
Как видно из копии договора купли-продажи, зарегистрированного в реестре Мулловского поселкового совета от **.**.**** г. за №*** и заключенного Казановой В.Я., действующей от своего имени и по доверенности от имени Жигаровой З.Я. (продавцами), и Калининой О.Г. (покупателем) **.**.**** года, продавцы продали, а покупатель купила и оплатила домовладение, находящееся по адресу: Мелекесский район, р.п. ***, ул.***, д. №***, расположенное на участке земли площадью 1157 кв.м, по стоимости *** рублей.
Копиями свидетельства о государственной регистрации права, выданного УФРС по Ульяновской области 29.05.2009 года, и кадастровой выписки о земельном участке, выданной 11.11.2008 года территориальным межрайонным отделом № 7 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области, подтверждается, что Калининой О.Г. принадлежит земельный участок площадью 1157 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. ***, ул.***, д.№***, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
К материалам дела со стороны истицы также приобщены копии платежных документов по уплате ей земельного налога и налога со строений по указанному выше адресу нахождения названных объектов недвижимости с 1992 года.
По справкам администрации поселения муниципального образования «Мулловское городское поселение» по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.***, ул.***, д№*** в настоящее время никто не проживает и не зарегистрирован.
Таким образом, суд, исследовав, проанализировав и оценив все представленные доказательства, приходит к следующему выводу. Как следует из имеющихся в деле документов, продавцы Казанова В.Я. и Жигарова З.Я., от имени которой по доверенности действовала последняя, и покупатель Калинина О.Г. **.**.**** года заключили договор купли-продажи принадлежащего продавцам на праве общей долевой собственности вышеуказанного недвижимого имущества, которое те передали в собственность, а покупатель оплатил и принял в собственность. В судебном заседании установлено, что стороны фактически выполнили условия договора купли-продажи: ответчицы, продав, передали истице спорный жилой дом по договору, а та – оплатила и приняла этот объект. Следовательно, принимая во внимание вышеизложенное, а также, поскольку обязательства сторон по договору купли-продажи исполнены, причем истица практически с периода приобретения по данному договору названного дома оплачивала все необходимые налоговые платежи за него, исходя из названных выше правовых норм, иск Калининой о государственной регистрации перехода права собственности на указанный жилой дом подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининой О***Г*** к Казановой В***Я***, Жигаровой З***Я*** о регистрации перехода права собственности на жилой дом удовлетворить.
Осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом с надворными постройками, а именно: жилой дом (литер А), сени (литер а), баню (литер Г1), сарай (литер Г2), навес (литер Г3), уборную (литер у1), заборы (литеры I, II), ворота (литер III), расположенные по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.***, ул. ***, д. №***, к Калининой О***Г***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца.
С у д ь я: