о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 марта 2011 года                                                                                               г. Димитровград

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Гончаровой И.В.

при секретаре Обуховой Е.В.,

с участием истца Нуянзина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуянзина С***А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

        Нуянзин С.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Указывает, что он 23.12.2010 г. он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, поскольку его специальный (педагогический) стаж составил 25 лет.

        Решением комиссии при УПФ РФ в Новомалыклинском районе (протокол №179 от 29.12.2010 г.) ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стажа (25 лет), по подсчетам ПФ, его педагогический стаж составил 20 лет 08 месяцев 24 дня, так как в этот стаж не были включены следующие периоды его работы: с 27.10.1983 года по 20.10.1985 года - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии; с 01.11.1999 года по 31.12.2000 года - период работы в должности *** в Новомалыклинской средней школе; с 15.03.2010 года по 31.08.2010 года - период работы в должности *** Новомалыклинского района; с 17.08.2005 года по 03.11.2009 года - период работы в должности ***, ***, поскольку данные периоды не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

        В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась - служба в составе Вооруженных Сил СССР, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях.

         Таким образом, в период его службы в рядах Советской Армии и работы главой Новомалыклинского сельского поселения действовало законодательство, которое относило указанную деятельность к периодам, дающим право на назначение льготной пенсии как работнику просвещения. Вместе с тем, ему совсем не понятно, почему работники Пенсионного фонда не засчитали период работы с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должности *** в Новомалыклинской средней школе (запись в трудовой книжке №10 от 26.08.2010 г.) и период работы с 15.03.2010 г. по 31.08.2010 г. в должности ***, которая также является детским образовательным учреждением (запись в трудовой книжке № 18 от 15.03.2010 г.).

        Выбирая работу в определенных условиях, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого трудового стажа, предусмотренные действующим на этот период законодательством.

        К вышеуказанным правоотношениям не могут применяться изменения законодательства, ухудшающие его положение, которые в дальнейшем исключали из числа должностей, дающих право на назначение льготной пенсии за выслугу лет в рядах Вооруженных Сил и на выборных должностях. Иное бы означало такое ограничение конституционного права на социальные обеспечения, которое не оправдано указанным в ст.53 ч.3 Конституции РФ целям, ради достижения которых допускаются ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

        Проходя службу в рядах Советской Армии и работая главой Новомалыклинского сельского поселения, он имел все основания полагать, что вышеназванные периоды будут зачислены в его стаж, дающий право на льготную пенсию педагогического работника, поскольку назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях педагогическим работникам, занятых в названных учреждениях.

        Просил суд признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при управлении Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 29.12.2010 года об отказе ему в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей незаконным и обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Новомалыклинском районе: включить в специальный стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, следующие периоды: с 27.10.1983 г. по 20.10.1985 г. - службу в рядах Советской Армии; с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. - работу в должности *** в Новомалыклинской средней школе; с 17.08.2005 г. по 31.08.2009 г. - работу в должности ***, ***; с 15.03.2010 г. по 31.08.2010 г. - работу в должности *** Новомалыклинского района, а также назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по п.п.19. п.1 ст.27 ФЗ №173 от 17.12.2001г.              «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 23 декабря 2010 года.

        В процессе судебного разбирательства истец Нуянзин С.А. уточнил свои заявленные исковые требования в части обязания ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Новомалыклинском районе включения ему в специальный стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов его работы, приобщив соответствующее письменное заявление, и просил, помимо указанного выше, включить ему в данный стаж следующие периоды: с 27.10.1983 г. по 20.10.1985 г. - службу в рядах Советской Армии;              с 17.08.2005 г. по 03.11.2009 г. - работу в должности ***, ***.

        Участвовавшая в судебном заседании 02.03.2011 года представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Новомалыклинском районе Ульяновской области Харитонова М.Н. иск Нуянзина С.А. фактически не признала и пояснила суду, что решение комиссии УПФР было вынесено в соответствии с законом.           Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Перечень учреждений и должностей, дающих право на досрочную пенсию педагогическим работникам, указан в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденном Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года.

        Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо соблюдение следующих основных условий:
наименование учреждения и занимаемая должность работника должны значиться в Списке; общая продолжительность работы в учреждениях и должностях, указанных в Списке, должна составлять не менее 25 лет.

        Истец просил включить в специальный педагогический стаж период с 27.10.1983 г. по 20.10.1985 г. - период прохождения военной службы в рядах Советской Армии.           Согласно действующему пенсионному законодательству период службы
в армии включается в общий трудовой стаж, однако, согласно Списку
должностей и профессий, утвержденному Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, он не включается в специальный трудовой стаж работы.

        Период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. - работа *** в Новомалыклинской средней школы Управлением ПФР в Новомалыклинском районе включен в педагогический стаж работы истца. Вместе с тем период с 06.08.2001 г. по 10.01.2002 г. не включен в специальный трудовой стаж, поскольку страхователем при сдаче индивидуальных сведений данный стаж работы не был указан.

        Относительно работы в должности *** с 17.08.2005 г. по 31.08.2009 г. следует указать, что данные периоды не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

        Работа в качестве *** Новомалыклинского района с 15.03.2010 г. по 31.08.2010 г. также не может быть засчитана в указанный выше специальный трудовой стаж, исходя из следующего. Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, работа в должности ***, начиная с 01.01.2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с
01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в
п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Поскольку ни одно из условий не выполнено (стаж на 01.01.2001 г. составляет            16 лет 03 месяца 13 дней), и в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. заявитель не работал в должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» и в п.2 раздела «Наименование учреждений», данный период не может быть ему засчитан в специальный стаж.

        В исковом заявлении Нуянзин С.А. указывает, что право на досрочную трудовую пенсию по старости у него имеется на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в котором закреплено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась - служба в составе Вооруженных Сил СССР, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских организациях.            Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не может быть применено, поскольку оно не действовало на дату вступления в силу Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

        Педагогический стаж работы Нуянзина С.А. на период подачи заявления о назначении досрочной пенсии составлял 20 лет 8 месяцев 24 дня, поэтому ему в данном иске, как полагает ответчик, следует отказать.

        Впоследствии представитель ответчика в судебное заседание не явился, от данного лица в суд поступило телефонное сообщение о продолжении рассмотрения дела без его участия.

        Суд, выслушав стороны и изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

        В соответствии с п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

       Исходя из положений Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии со ст. 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

        По перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющемуся приложением к вышеназванному Постановлению Совета Министров СССР, в число учреждений и организаций входят средние школы независимо от их наименования. Учителя относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет.

       В соответствии с п.1 п.п. «б», «г», п.2 и п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным названным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., учителям и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, служба в составе Вооруженных Сил СССР. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п. 1 Положения, засчитывается работа по специальности в школах. Время работы, указанной в п.п. 1-3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

По п.3 данного Постановления Совета Министров РСФСР, утратившего силу с 01.10.1993 года по постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

         По правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 29.12.2010 года, как видно из материалов дела, Нуянзину С.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ». В специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие на 23.12.2010 г. в общей сложности 20 лет 8 месяцев 24 дня. В его специальный стаж не включены, помимо указанного, периоды прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 27.10.1983г. по 20.10.1985г. и работы в должности *** с 17.08.2005 г. по 03.11.2009 г.

По сведениям из трудовой книжки истца, с 16.08.1982 г. по 20.10.1983 г. он работал *** в Александровской средней школы до освобождения его от занимаемой должности в связи с призывом в ряды СА, с 25.11.1985 г. назначен *** в Новомалыклинскую среднюю школу, от занимаемой должности освобожден в порядке перевода и назначен руководителем *** в этой же школе с 01.09.1988 г., с 01.09.1991 г. - *** и ***, 01.09.1993 г. от занимаемой должности освобожден и назначен в порядке перевода ***, 26.08.1996 г. от занимаемой должности освобожден и назначен в порядке перевода ***, затем 16.08.2005 г. уволен в связи с избранием на выборную должность ***, с которой 30.12.2005 г. уволен в связи с избранием на должность *** в порядке перевода, куда вступил с 01.01.2006 г. и с которой уволен 03.11.2009 г. по истечению срока трудового договора. Затем Нуянзин с 15.03.2010 г. по 31.08.2010 г. работал *** Новомалыклинского района, уволившись в порядке перевода в МОУ Вернеякушкинскую ООШ, где с 01.09.2010 г. по настоящее время работает ***.

        Прохождение Нуянзиным С.А. военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 27.10.1983 г. по 20.10.1985 г. и его работа в должности *** с 17.08.2005 г. по 03.11.2009 г., в связи с избранием на указанные должности, подтверждается имеющимися в деле документами, включая копии справок, трудовой книжки, военного билета, иные сведения и исследованное в суде пенсионное делом Нуянзина.

Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные доказательства, приходит к следующему. Исходя из п.п. «г» п. 1 и п. 2 приведенного выше Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.,служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.             Данное Постановление Совета Министров СССР действовало до 01.10.1993 года. Поскольку период службы в армии Нуянзина имел место в период до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, а именно с 27.10.1983 г. по 20.10.1985 г., указанный период, как считает суд, подлежит включению истцу в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Вместе с тем, как полагает суд, Нуянзину следует отказать во включении в специальный стаж период его работы в должности *** с 17.08.2005 г. по 03.11.2009 г., поскольку п.п. «б» п.1 названного выше Положения предусматривал, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях и других общественных организациях, но утвердившее данное Положение Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., как указано, действовало до 01.10.1993 года.

С учетом включения периода службы в рядах Советской Армии в специальный стаж в календарном исчислении истцу, педагогический стаж Нуянзина на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением им педагогической деятельности составил менее 25 лет, исходя из чего в удовлетворении требования о возложении обязанности на УПФ РФ в Новомалыклинском районе назначить досрочную трудовую пенсию с 23.12.2010г. истцу надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковые требования Нуянзина С***А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично.

        Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области включить Нуянзину С***А*** в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 27.10.1983 года по 20.10.1985 года               (1 год 11 месяцев 23 дня).

        В удовлетворении остальной части иска Нуянзина С***А*** отказать.

        Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

С у д ь я:

Определением Ульяновского областного суда от 12.04.2011 года решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.