Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 августа 2012 года г. Димитровград
Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Гончаровой И.В.
при секретаре Черновой Н.В.,
с участием помощника прокурора Мелекесского района Шокиной А.В.,
представителя МОСП по г. Димитровград и Мелекесскому району судебного пристава-исполнителя Халиуллиной С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронина Г.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Воронин Г.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя. Указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Димитровград и Мелекесскому району Халиуллиной С.Ф. находился исполнительный лист №*** от 23.01.2012 года о взыскании в его пользу денежных средств в размере 633 150 рублей с администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
09.07.2012 года судебный пристав-исполнитель Халиуллина С.Ф. вынесла постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исходя из ст. 441 ГПК РФ, постановления судебного пристава могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением.
Просил суд признать незаконным постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 09.07.2012 года судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Димитровград и Мелекесскому району Халиуллиной С.Ф. и обязать данного судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление о возбуждении исполнительного производства.
Заявитель Воронин Г.П. в судебное заседание не явился, о проведении судебного разбирательства извещен надлежащим образом и в установленном законом порядке, каких-либо сообщений от него не поступило.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по г. Димитровград и Мелекесскому району УФССП по Ульяновской области Халиуллина С.Ф. с заявлением Воронина Г.П. полностью не согласилась и пояснила суду, что 06.07.2012 года ей как судебным приставом-исполнителем был рассмотрен исполнительный документ – исполнительный лист №*** от 23.01.2012 года, выданный Мелекесским районным судом Ульяновской области по делу № 2-716/2011 по решению, вступившему в законную силу 12.01.2012 года, предмет исполнения – долг в размере 633 150 рублей в отношении должника администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» в пользу взыскателя: Воронина Г.П. На основании ст.ст. 242.1 БК РФ, п.п. 8 п.1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ей было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Как следует из положений ст.ст. 152, 154 БК РФ, администрации муниципальных образований как исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований являются участниками бюджетного процесса, главными распорядителями и получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.
Федеральное казначейство, в соответствии со ст. 154 БК РФ, осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ установлен гл. 24.1 БК РФ. Согласно ч. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п.п. 8 п.1 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежал исполнению Федеральной службой судебных приставов, так как в исполнительном документе отсутствовала отметка о предъявлении в орган Федерального казначейства. Поэтому ей правомерно было вынесено оспариваемое постановление.
Она как судебный пристав-исполнитель не обращалась по поводу бюджетных взысканий в соответствующие организации, поскольку сам взыскатель должен предъявлять исполнительный документ к исполнению. Воронин Г.П. 04.07.2012 года обратился в МОСП по г. Димитровград и Мелекесскому району с заявлением о возбуждении исполнительного производства; в соответствии с законом в течение трех дней было рассмотрено его заявление и, как указано выше, 06.07.2012 г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Данный документ был направлен Воронину Г.П. заказным письмом с уведомлением 09.07.2012 г., 18.07.2012г. он его получил, о чем имеется его подпись в уведомлении. 02.08.2012 г. ей было вынесено постановление об исправлении описок в постановлении от 06.07.2012 г. об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку при вынесении указанного постановления была допущена описка: основанием для отказа в возбуждении было указано ошибочно п.п.1 п.1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», тогда как основанием для отказа следует считать п.п. 8 п. 1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Копия данного постановления была направлена Воронину Г.П. 03.08.2012 г.
От привлеченного судом к участию в деле Управления ФССП по Ульяновской области, представитель которого Манахова И.П. участвовала в суде 09.08.2012 года, поступил отзыв на заявление Воронина Г.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, подписанный представителем по доверенности УФССП России по Ульяновской области Агафоновой Д.В., с указанием о не согласии с доводами, изложенными в заявлении Воронина. УФССП сообщено, что решением Мелекесского районного суда, вступившим в законную силу 23.01.2012г., по делу №2-716/2011 в пользу Воронина Г.П. с администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района взыскана денежная сумма в размере 633 150 рублей; на основании решения суда выдан исполнительный лист №***. Исходя из ст.ст. 152,154 БК РФ, ч.2 ст.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также гл. 24.1 БК РФ, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства являются законными и обоснованными. Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Просит в удовлетворении заявления Воронина Г.П. отказать в полном объеме.
От заинтересованного лица должника администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района, представитель которого в судебное заседание не явился, за подписью главы администрации Барышникова П.И. в суд поступило сообщение о рассмотрении заявления Воронина Г.П. в отсутствие его представителя, разрешение дела оставляет на усмотрение суда, возражений и отводов по делу не имеет.
Суд, выслушав судебного пристава-исполнителя, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Воронина.
Ст. 257 ГПК РФ предусмотрено, что неявка в судебное заседание гражданина или должностного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления об оспаривании решения должностного лица.
Исходя из ст. 441 ГПК РФ, постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
Как следует из положений ст.ст. 152, 154 БК РФ, администрации муниципальных образований как исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований являются участниками бюджетного процесса, главными распорядителями и получателями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ. Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Исходя из ч.1 ст. 242.1, ч. 1 ст. 242.5 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Кроме того, имеется также Административный регламент исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 10.11.2010 г. N 145н), разработанный в целях повышения эффективности и результативности организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, прозрачности процедур исполнения этих судебных актов для заинтересованных лиц, и определяющий сроки и последовательность организации исполнения судебных актов органами Федерального казначейства - управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и отделениями управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, их структурных подразделений и должностных лиц, а также порядок взаимодействия органов Федерального казначейства и их должностных лиц со взыскателем либо представителем взыскателя, бюджетными учреждениями - должниками и органами судебной власти при осуществлении органом Федерального казначейства функций по организации исполнения судебных актов.
В силу ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств более трех месяцев исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В случае, если счета бюджетному учреждению - должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10. 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 29.11.2011 года, вступившим в законную силу 12.01.2012 года, по делу № 2-716/2011 по иску прокурора Мелекесского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мелекесский район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район», администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение», Воронину Геннадию Петровичу о признании постановлений администрации муниципального образования «Мелекесский район» недействительными и их отмене, протокола об итогах аукциона по продаже земельного участка недействительным и его отмене, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным и его отмене, о понуждении к возврату денежной суммы и земельного участка в пользу Воронина Г.П. с администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» взыскана денежная сумма в размере 633 150 рублей; на основании решения суда выдан исполнительный лист №***.
Как усматривается из материалов дела, Воронин Г.П. 04.07.2012 года обратился в МОСП по г.Димитровград и Мелекесскому району с заявлением о принятии к производству названного выше исполнительного листа и возбуждении исполнительного производства. 06.07.2012 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Димитровград и Мелекесскому району Халиуллиной С.Ф. был рассмотрен данный исполнительный документ – исполнительный лист №*** от 23.01.2012 года, выданный Мелекесским районным судом Ульяновской области по делу № 2-716/2011 по решению, вступившему в законную силу 12.01.2012 года, по предмету исполнения – долг в размере 633 150 рублей в отношении должника администрации муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» в пользу взыскателя: Воронина Г.П. Указанным судебным приставом-исполнителем на основании ст.ст. 242.1 Бюджетного Кодекса РФ, п.п. 1 п.1 ст. 31 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Данный документ был направлен Воронину Г.П. заказным письмом с уведомлением 09.07.2012 г., 18.07.2012 г. он его получил, о чем имеется его подпись в уведомлении. 02.08.2012 года судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Димитровград и Мелекесскому району Халиуллиной С.Ф. было вынесено постановление об исправлении описок в постановлении от 06.07.2012 года об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку при вынесении указанного постановления была допущена описка: основанием для отказа в возбуждении было указано ошибочно п.п.1 п.1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», тогда как основанием для отказа следует считать п.п. 8 п. 1 ст. 31 ФЗ от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем было внесено соответствующее изменение в постановочную часть постановления от 06.07.2012 года об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия данного постановления была направлена Воронину Г.П. 03.08.2012г., имеется копия реестра почтовых отправлений.
Ст. 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд, исследовав и оценив все представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Воронина Г.П. При этом судом принимаются во внимания положения всех изложенных выше правовых норм, предусматривающих, что, поскольку администрации муниципальных образований являются участниками бюджетного процесса, а исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов, в том числе исполнительных листов, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, должен направляться судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п.2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Исходя из п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Как установлено в судебном заседании, судебный пристав-исполнитель Халиуллина С.Ф., учитывая указанные нормы закона, и вынесла соответствующее постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в установленные законодательством сроки.
Следовательно, действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства являются законными и обоснованными, и, значит, заявление Воронина Г.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя удовлетворении не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Воронина Г.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С у д ь я: