РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> Дело № ДД.ММ.ГГГГ
Мегионский городской суд <адрес> - Югры, в составе председательствующего судьи Антонова Д.А., с участием
представителя заявителя ФИО5, представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20),
представителя заинтересованного лица ФИО4, представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24),
при секретаре Наумовой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - муниципальной межведомственной комиссии <адрес> по оценке жилых помещений и многоквартирных домов непригодными для проживания граждан,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия муниципального органа - муниципальной межведомственной комиссии <адрес> по оценке жилых помещений и многоквартирных домов непригодными для проживания граждан. Просит признать незаконным бездействие указанной комиссии, выразившееся в непринятии решения о признании <адрес> ХМАО-Югры аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. ФИО3 требует обязать названную комиссию в течение одного месяца принять решение по вопросу является ли <адрес> ХМАО-Югры аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и направить его в адрес заявителя. Заявительница основывается на статьях 254 - 258 ГПК РФ. Ссылается на свое обращение в муниципальную межведомственную комиссию <адрес> по оценке жилых помещений и многоквартирных домов непригодными для постоянного проживания граждан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и отсутствие ответа. Считает бездействие заинтересованного лица незаконным, так как она является нанимателем 2-хкомнатной <адрес> названного дома, который не соответствует нормам безопасности. Указывает, что межведомственная комиссия должна принять одно из решений, указанных в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель ФИО1, извещенная о рассмотрении дела, в суд не явилась, ходатайств не представила.
Представитель заявителя адвокат ФИО5 требования заявителя поддержал, объяснив, что заявительница о рассмотрении заявления извещена, но участвовать не будет.
ФИО5 утверждал о том, что срок для оспаривания бездействия администрации <адрес> не пропущен, поскольку заявитель обратился в администрацию в феврале 2011 года, и, не получив ответа, до истечения трехмесячного срока подал настоящее заявление.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 не согласилась с требованиями заявителя, сославшись на принятие решения о дополнительном
- 2 -
обследовании жилого помещения в соответствии с п.46 Положения, а так как форма решения комиссии о проведении дополнительного обследования не утверждена, таковым следует считать представленные суду письма.
ФИО4 указала, что заявителем пропущен трехмесячный срок для оспаривания действий органа местного самоуправления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Заявитель ФИО1 является нанимателем муниципальной <адрес> ХМАО-Югры, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9).
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,16) <адрес> признан не пригодным для постоянного проживания.
Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17,18) <адрес> по своему функциональному назначению не соответствует требованиям действующих норм и правил пожарной безопасности. Техническое обслуживание дома не обеспечивает поддержание в исправном состоянии конструктивных элементов дома и инженерного оборудования в заданных параметрах и режимах их работы, не соответствует требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Признан непригодным для проживания граждан.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в муниципальную межведомственную комиссию <адрес> с заявлением о принятии решения по вопросу является ли <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и ремонту (л.д.10-12). Заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> дан ответ ФИО1 за №, согласно которого для рассмотрения вопроса о непригодности для проживания указанного в заявлении жилого помещения на межведомственной комиссии необходимо наличие заключений Службы жилищного контроля и строительного надзора по ХМАО-Югре, отдела надзорной деятельности по <адрес> управления государственного пожарного надзора, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Роспотребнадзора, проектно-изыскательской организации по результатам обследования по элементам ограждающих и несущих конструкций жилого дома. После получения вышеуказанных документов вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания будет вынесен на рассмотрение муниципальной межведомственной комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ директором департамента муниципальной собственности администрации <адрес> направлены запросы в указанные органы за получением соответствующих заключений.
Согласно частей 2, 4 статьи 15 Жилищного Кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан
(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
- 3 -
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.Пункт 45 названного положения указывает, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:
нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;
план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.
Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения
о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- 4 -
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Пункт 46 Положения гласит: «Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения».
Таким образом, Жилищный Кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции указывают на закрытый перечень решений, которые могут быть вынесены по результатам заявления.
Возможность расширить этот перечень другими решениями не предусмотрена. Не предусмотрено возможности принятия и промежуточных решений.
При этом решение должно быть принято в течении тридцати дней с даты регистрации заявления. Возможность несоблюдения этого срока не предусмотрена, за исключением необходимости дополнительного обследования.
В нарушение вышеприведенных норм, администрацией <адрес> не принято предусмотренных положением решений, с учетом сроков реагирования на заявление, выходящих за пределы месячного срока для принятия решения, ФИО1 фактически отказано в праве на оценку нанимаемого ею жилого помещения. Так заявление ФИО1 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ответ от имени заместителя главы города по городскому хозяйству дан ДД.ММ.ГГГГ, заключения затребованы ДД.ММ.ГГГГ
Названные действия ставят заявителя в неопределенное положение относительно возможности реализации права на получение решения межведомственной комиссии и срока вынесения решения по оценке пригодности жилого помещения.
Обстоятельство неполучения межведомственной комиссией документов от соответствующих организаций, в силу требований норм вышеуказанного положения, не является основанием нарушения тридцатидневного срока в вынесении решения.
Суд учитывает, что решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения не принималось.
Отсутствие установленной формы не исключает обязанность муниципального органа принять решение, предусмотренное правовой нормой.
Из ответа администрации <адрес> не следует, что заявитель ФИО1 не предоставила необходимых документов для рассмотрения заявления.
Учитывая, что межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления, в данном случае - администрацией <адрес>, срок для принятия решения установлен тридцатью днями, по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (входящая дата - ДД.ММ.ГГГГ) решение не принято до сих пор, а решения о дополнительном расследовании не принималось, бездействие администрации <адрес> в отношении заявления ФИО1 следует
- 5 -
признать незаконным.
Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия органа администрации <адрес> обосновано и подлежит удовлетворению.
Приведенное положение предусматривает право заявителя обращаться в межведомственную комиссию как в отношении жилого помещения, так и в отношении всего дома. Вопрос о состоянии всего многоквартирного дома безусловно затрагивает права лица, занимающего жилое помещение в этом доме, поскольку взаимосвязь дома с жилым помещением выражается их отношением как части и целого.
Согласно ответа на вопрос 2 разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.Утверждение представителя заинтересованного лица о принятии межведомственной комиссией решения о дополнительном обследовании жилого помещения не соответствует действительности. В нарушение требования п.3 определения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), полученного представителем заинтересованного лица в этот же день, такового решения суду не представлено. Вышеприведенные ответ заместителя главы города и переписка департамента муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ решением межведомственной комиссии не является и подменить его не может.
Довод представителя заинтересованного лица о пропуске трехмесячного срока для оспаривания бездействия администрации <адрес> ошибочен, поскольку заявитель, оспаривая бездействие по своему заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12) обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - муниципальной межведомственной комиссии <адрес> по оценке жилых помещений и многоквартирных домов непригодными для проживания граждан удовлетворить.
Обязать межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации <адрес> принять одно из предусмотренных пунктами 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, решений в отношении <адрес> ХМАО-Югры.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части 2 статьи 206 ГПК РФ.
- 6 -
Решение может быть обжаловано в суд Ханты - <адрес> - Югры через Мегионский городской суд в течение 10 дней.
Копия верна: судья Антонов Д.А.