Дело № Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Мегионский городской суд <адрес> - Югры в составе: Председательствующего - судьи Строкичевой М.Ю., с участием прокурора - Овсянниковой А.Г., при секретаре - Русских Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО « Мегионэнергонефть» о признании незаконным бездействия работодателя по не созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> к ООО «Мегионэнергонефть» о понуждении его создать 2 специальных рабочих места для инвалидов в соответствии с Законом РФ « О социальной защите инвалидов», Закона ХМАО-ЮГры «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре», Постановлением Правительства ХМАО-Югры «Об утверждении порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры». Не выполняя требования закона, и не создавая специальные рабочие места для инвалидов, ответчик существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов на трудоустройство. Прокурор ФИО3 в судебном заседании поддержала исковое заявление, просила его удовлетворить. Представитель БУ ХМАО-Югры «Мегионский центр занятости населения» ФИО4 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) поддержала исковые требования прокурора, подтвердила суду, что ответчик нарушает права инвалидов, не создает для них специальные рабочие места, не уведомляет об этом центр занятости, поэтому они не могут отказать содействие данной категории граждан в трудоустройстве в полной мере. Представитель ответчика ООО «МЭН» ФИО5 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) не признала исковые требования. Она считает, что иск заявлен не в интересах неопределенного круга лиц, а напротив - в интересах определенного круга лиц (инвалидов), поэтому прокурор не имел права предъявления данного иска в порядке ст. 45 ГПК РФ. Кроме того, по мнению представителя ответчика, закон обязывает их создать специальные рабочие места для инвалидов только после того, как такой гражданин обратиться к ним за трудоустройством, работодатель не обязан разыскивать безработных инвалидов для трудоустройства, в данный момент на предприятии имеются вакантные места, куда они могут принять любого инвалида. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ООО «МЭН» является юридическим лицом, организацией, действующей на территории <адрес>, находится на налоговом учете в ИФНС РФ по <адрес>. Среднесписочная численность работников ответчика равна 544 человека, предприятие установило 11 квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и не установило специальных рабочих мест для инвалидов. На предприятии работает 1 инвалид, имеется 10 свободных квотируемых мест. К моменту рассмотрения дела судом на предприятии имеются вакансии по 15 местам служащих и по 48 местам рабочих. Указанные обстоятельства установлены следующими доказательствами: ответом руководителя ООО «МЭН» на запрос прокурора, копией Устава ООО «МЭН», копией свидетельства о регистрации юридического лица, копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копией уведомления о постановке на учет в налоговом органе, информацией о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, информацией о наличии вакансий и штатного замещения. Между сторонами возник спор по поводу обязанности ответчика - организации создать два специальных рабочих места для инвалидов. В соответствии со ст. 2 ФЗ « 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.9 указанного закона реабилитация инвалидов - это система или процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной или профессиональной деятельности, реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья, со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, кроме прочего, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. В силу ст. 20 того же закона, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Согласно ст. 22 ч.1 того же закона, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основанного и вспомогательного оборудовании, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных особенностей инвалидов. Ч.2 указанной статьи устанавливает, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ для каждого предприятия, учреждения, организации вы пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Ч.3 ст.4 Закона ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре» предусматривает, что порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО-Югры. В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № -п «Об утверждении порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов организациями округа со среднесписочной численностью работников от 501 до 1.000 человек устанавливается в количестве 2 специальных рабочих мест. П.3 Постановления установлено, что создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность работников ООО «МЭН» составляет 544 человека, один из которых - инвалид. При этом специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов обществом не созданы. Таким образом, с учетом вышеназванных законодательных актов ответчик обязан создать два специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Выявленные нарушения требований законодательства нарушают права и законные интересы лиц, являющихся инвалидами, которые в будущем могут обратиться в орган занятости населения за поиском работы, регистрацией в качестве безработных, на получение ими мер социальной защиты и реабилитации. Поэтому исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что прокурор обратился в защиту определенного круга лиц - инвалидов, а это не дает ему право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращаться в суд с иском, не признается судом. Прокурор пытается защитить права инвалидов, которые в будущем могут обратиться в орган занятости населения для трудоустройства, т.е. указанных лиц не возможно индивидуализировать - четко определить их фамилию, имя, отчество, адрес. Поэтому, у суда не было оснований для применения правил ст. 134 ГПК РФ - отказа в принятии заявления на первоначальной стадии предъявления иска. В связи с этим не имеется и оснований для отказа в иске, или прекращения производства по делу. Доводы представителя ответчика о том, что организация обязана создать специальные рабочие места для инвалидов только после их обращения за трудоустройством, не соответствуют требованиям закона. В соответствии с правилами ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 ч.1 п. 3 НК РФ с ответчика в местный бюджет следует взыскать госпошлину в размере 4.000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО « Мегионэнергонефть» о признании незаконным бездействия работодателя по не созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Признать незаконным бездействие ООО «Мегионэнергонефть» по не созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Обязать ООО « Мегионэнергонефть» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать на предприятии 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Взыскать с ООО «Мегионэнергонефть» в местный бюджет госпошлину в сумме 4.000 руб. Решение может быть обжаловано в Ханты-Мансийский окружной суд через суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Судья М.Ю.Строкичева