о зачете периодов службы на льготных условиях



                                                            РЕШЕНИЕ

                                         Именем Российской Федерации

г.Мегион                                         Дело №2-151/12       17 февраля 2012 года

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Антонова Д.А., с участием истца Янгирова И.В., представителя ответчиков Гиндуллиной Е.Н., при секретаре Елизарьевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янгирова <данные изъяты> к УМВД России по ХМАО-Югре и ОМВД России по г.Мегиону о зачете периодов службы на льготных условиях,

                                                      УСТАНОВИЛ:

Истец Янгиров И.В. предъявил названный иск к УМВД России по ХМАО-Югре и ОМВД России по г.Мегиону, требуя после уточнения иска признать за ним право на включение периода службы в ОВД по г.Мегиону с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 1,5 дня службы. Также истец просил признать за ним право на включение дней участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского Региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы.

В обоснование иска Янгиров И.В. сослался на увольнение ДД.ММ.ГГГГ из ОМВД РФ по г.Мегион по сокращению штата. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу оперуполномоченным по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ОВД по г.Мегиону. Однако, данный период службы не зачтен в стаж службы в ОВД. В период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики, является ветераном боевых действий, согласно Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.1993г. 1 день участия в проведении КТО засчитывается в выслугу лет как 3 дня.

Истец Янгиров И.В. иск поддержал. Янгиров И.В. объяснил, что в период службы в СКР выполнял боевые задачи в <адрес> Республики, по 10 суток непрерывно находился на блок -посту при въезде в город, после чего непрерывно охранял социально важные объекты на территории города, данный цикл службы неоднократно повторялся, в течение всего периода службы он подвергался угрозе нападения незаконных вооруженных формирований, периодически подвергался обстрелам. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически работал оперуполномоченным.

Представитель ответчиков Гиндуллина Е.Н. иск не признала, утверждая об отсутствии служебного контракта с истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отмене приказа о принятии истца оперуполномоченным с ДД.ММ.ГГГГ. Гиндуллина Е.Н. подтвердила, что Янгиров И.В. фактически проходил службу в ОВД г.Мегион в оспариваемый период.

Выслушав истца и представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

     - 2 - Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В соответствии со статьей 13 названного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Статьей 18 закона предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «е» ч. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах

     - 3 -

уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.

На основании статьи 1 Федерального закона от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" на лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике, распространено действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Статья 2 Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (с изменениями от 21 июля 1993 г., 19 ноября 1997 г., 7 августа 2000 г., 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г., 8 ноября 2011 г.) указывает, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Удостоверением серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается, что Янкиров И.В. является ветераном боевых действий.

    - 4 -

Как следует из справки первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД России - руководителя ВОГО и П МВД России на л.д.8, приказов № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., Янгиров И.В. в период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. во исполнение Указа Президента РФ от 23.09.1999г. №1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ» и в соответствии с приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., находился в командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ, принимая непосредственное участие в боевых действиях, направленных на пресечение и ликвидацию незаконных вооруженных формирований в <данные изъяты> Республике. Дата окончания периода - ДД.ММ.ГГГГ. определена согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что Законы РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I и от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ не требуют от заявителя для получения льготы возложения на него каких-либо обязанностей по выполнению специальных задач, по смыслу закона право на льготы не зависит от вида задач, а зависит от условий их выполнения - прохождения службы в условиях вооруженного конфликта, принимая во внимание, что Янгиров И.В. действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в условиях вооруженного конфликта, участвуя в боевых действиях, его требование о включении данного периода службы в выслугу лет в льготном исчислении - один день службы за три дня, подлежит удовлетворению.

Указание в справке первого заместителя Командующего ОГВ(с) от МВД России - руководителя ВОГО и П МВД России (предпоследний абзац) окончания периода службы в СКР датой ДД.ММ.ГГГГ является ошибочным так как противоречит содержанию текста самой правки и названных выше приказов руководителя ВОГО и П МВД России, согласно которых Янгиров И.В. продолжал участвовать в боевых действиях с июня по ДД.ММ.ГГГГ.

Второе требование Янгирова И.В. - о включении периода службы в ОВД по г.Мегиону с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 1,5 дня службы не может быть удовлетворено по следующим причинам.

Согласно статье 11 Трудового Кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

На основании статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах

     - 5 -

внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Часть 1 статьи 96 указанного Закона указывает, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-I сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации* являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Статья 3 Положения указывает, что правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

Статья 17 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.) на день принятия Янгирова И.В. - ДД.ММ.ГГГГ года указывала, что сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Приказ начальника ОВД по г.Мегион л/с от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что Янгиров И.В. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на службу в ОВД по г.Мегион на должность оперуполномоченного отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Согласно расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ Янгирову И.В, начислялся заработок как оперуполномоченному сотруднику ОВД по г.Мегион.

Вместе с тем, в нарушение ст.56 ГПК РФ истец не представил доказательств заключения с ним служебного контракта, что свидетельствует о фактическом допуске истца к работе без надлежащего оформления служебных отношений.

Исходя из установленных законодателем требований для исполнения обязанностей гражданской службы необходимо наличие двух юридических

     - 6 -

фактов в их совокупности: акт о назначении на должность и служебный контракт.

По своему правовому содержанию государственная гражданская служба в РФ отлична от содержания трудовых отношений, определение которых сформулировано в статье 15 ТК РФ.

В связи с этим к спорным правоотношениям не подлежит применению правило, закрепленное в статьях 16 и 67 ТК РФ о фактическом допуске к работе как основания возникновения государственной службы.

Учитывая изложенное, требования истца о включении периода службы в ОВД по г.Мегиону с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях является не обоснованным и подлежит отклонению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                                      РЕШИЛ:

Иск Янгирова <данные изъяты> к УМВД России по ХМАО-Югре и ОМВД России по г.Мегиону о зачете периодов службы на льготных условиях удовлетворить частично.

Признать за Янгировым <данные изъяты> право на включение дней участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского Региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях из расчета 1 день службы за 3 дня службы.

В остальной части иска Янгирову И.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд в течение месяца.

Копия верна:

Судья                                                           Антонов Д.А.