2-426/2010 О признании права на досрочную пенсию, назначении пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Медногорск 17 июня 2010 года

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Романенко Н.А.

при секретаре Воротынцевой Ж.В.,

с участием истца – Кидрясовой И.М.,

представителей государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске Пыхтиной Т.А., Мокиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кидрясовой И.М. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кидрясова И.М. обратилась в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском. Заявленные требования мотивированы следующим:

Свою трудовую деятельность истец начала в **** году после окончания медицинского училища. Более 25 лет она работает в сельской местности фельдшером, поэтому **.**.**** года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но получила отказ. По мнению ответчика в специальный стаж не могут быть включены периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, когда она работала в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом районной больницы г. К., с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, когда она работала в качестве заведующего фельдшесрко-акушерским пунктом центральной больницы г. М., с **.**.**** по **.**.****, когда она работала в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета п. Р., поскольку Списком должностей и учреждений предусмотрена должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а не заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.

Наименование учреждений и должностей от истца не зависело. Получив медицинское образование, она должна была заниматься лечебной деятельностью по охране здоровья населения и этим занималась. В ее обязанности входило следующее: оказание первой медицинской помощи при травмах, ожогах, социально-значимых заболеваниях (туберкулез, сахарный диабет и др.), родах. В ее обязанности входило выполнение врачебных назначений больным, подготовка больных к приему врачом в фельдшерско-акушерском пункте, обеспечение медицинской помощи детям в школе, обследование взрослого населения, назначение и проведение лечения в пределах своей компетенции. Она работала все время на одном месте, все годы менялось только наименование учреждения.

Она выполняла такие же функциональные обязанности, как акушерка, фельдшер и медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта, хотя в трудовой книжке записали, что она заведующая фельдшерско-акушерского пункта. До настоящего времени она работает на этом же месте, только запись в трудовой книжке сделана теперь верно и в специальный трудовой стаж эти годы включены. Цели и задачи, направление деятельности, условия работы фельдшерско-акушерского пункта и функциональные обязанности истца все годы были одинаковые. Поэтому, по мнению истца, указанные выше периоды работы должны быть включены в специальный стаж. Об этом говорится в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 № 25.

Кроме того, указанный период должен исчисляться в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), поскольку село с. К. относится к сельской местности (п. 11 Пленума ВС РФ от **.**.****, ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях»).

Ответчик также отказался включить в специальный стаж периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Дочь у истца родилась **.**.****, сын родился **.**.****, то есть, оба ребенка родились до **.**.**** года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ»), поэтому данные периоды, по мнению истца, подлежат включению в стаж работы по специальности. Об этом же сказано в п. 15 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005. Действия ответчика, отказавшегося включить указанные периоды, также незаконны.

Работа медицинского работника предполагает обязательное обучение на курсах повышения квалификации. Это одно из условий осуществления медицинской деятельности. Именно поэтому истец периодически проходила обучение на курсах повышения квалификации. В это время за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата. Соответственно работодатель производил отчисления в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Истец находилась на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****. Это время ответчик незаконно отказался включить в специальный стаж работы.

Истец считает доказанным специальный стаж в 26 лет 0 месяцев 24 дня фактически, а с учетом расчета 1 года за 1 год 3 месяца специальный стаж составляет более 32 лет, что дает основание признать за истцом право на досрочную пенсию и обязать ответчика назначить ей пенсию с **.**.**** года, то есть с момента подачи заявления ответчику.

Истец просит признать за ней право на досрочную пенсию. Обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном порядке (1 год за 1 год 3 месяца): периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом районной больницы г. К., с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом городской больницы г. М., с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета п. Р.; периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет; периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****. Обязать ответчика назначить ей пенсию с **.**.**** года.

В судебном заседании истец Кидрясова И.М. заявленные требования подержала, на удовлетворении исковых требований, изложенных в исковом заявлении, настаивала.

Представители ответчика Мокина Н.Ю. и Пыхтина Т.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали в полном объеме. Представили суду отзыв на исковое заявление, согласно которому указали, что Кидрясова И.М. **.**.**** обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске от **.**.**** № * Кидрясовой И.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости связанной с осуществлением лечебной деятельности, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Кидрясовой И.М. на момент обращения в УПФР в г. Медногорске по представленным документам составил 11 лет 09 месяцев 15 дней (требуемый стаж - 25 лет). Периоды работы истца с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом районной больницы г. К., периоды работы с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** - в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом центральной больницы г. М., а также период работы с **.**.**** по **.**.**** - в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета п. Р. не могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом указанным Списком не предусмотрена. Условием досрочного назначения пенсии является занятость на работах, в профессиях, должностях, специальностях и учреждениях, которые предусмотрены Списками. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной трудовой пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с **.**.**** по **.**.**** и в отпуске по уходу за ребенком до 1 года с **.**.**** по **.**.**** - (в качестве заведующей фельдшеоско-акушерским пунктом районной больницы г. К.) и периоды отпуска по беременности и родам с **.**.**** по **.**.**** и отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с **.**.**** по **.**.**** - (в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом городской больницы г. М.) также не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости Кидрясовой И.М. Периоды нахождения в отпусках по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В оспариваемые периоды сохраняются только трудовые отношения, а сам факт работы в должности и в учреждении отсутствует. Находясь в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, истица занимала должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, а как уже было отмечено выше, должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 не предусмотрена. Что касается периода работы с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом районной больницы г. К. считают, что данный период правомерно не засчитан в стаж работы Кидрясовой И.М., дающей ей право на досрочную пенсию по старости, поскольку, согласно представленным в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске документам, в указанный период истице не начислялась заработная плата. В соответствие с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполняемой в течение полного рабочего дня (период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные). Периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются при условии выполнения этой работы постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют. Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, действовавшим до 01 января 2002, также не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Относительно требований истца о включении в ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», всех вышеуказанных периодов в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца - спорные периоды изначально не засчитаны в специальный стаж Кидрясовой И.М. ни в календарном, ни в льготном порядке. Кроме того, при назначении пенсии после 01 ноября 1999 льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»). Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель З. суду показала, что она работает санитаркой в фельдшерско-акушерском пункте п. К. и подтверждает, что истец устроилась на работу в фельдшесрко-акушерский пункт с **** года, где работает по настоящее время. Все эти годы истец осуществляла работу как заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, так и фельдшера. В ее обязанности входило оказание населению п. К. первой медицинской помощи при травмах, ожогах, выполнение врачебных назначений больным, обеспечение медицинской помощи детям в школе, обследование взрослого населения, назначение и проведение лечения. Она работает все время на одном месте, все годы менялось только наименование учреждения.

Свидетель И. суду показала, что она работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. Р. и ей включены все годы работы в специальный стаж при назначении пенсии. Она подтверждает, что истец, также как и она выполняла все годы работу заведующей фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшера, медицинской сестры. Кидрясова И.М. как фельдшер и медицинская сестра оказывала доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта п. К., вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному, направления его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, сопровождая больного лично. Истец выполняла врачебные назначения, участвовала в диспансеризации населения, проводила профилактические прививки взрослому населению, обеспечивала медицинскую помощь детям в школе п. К.

Свидетель Г. суду показала, что Кидрясова И.М. все годы с момента трудоустройства работает в фельдшерско-акушерском пункте п. К. В настоящее время наименование должности Кидрясовой И.М. приведено в соответствие, указано, что Кидрясова И.М. заведующая фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что **.**.**** года истец Кидрясова И.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствие с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кидрясовой И.М. отвутчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого лечебного стажа и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как не засчитаны следующие периоды работы:

с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующего фельдшеоско-акушерским пунктом районной больницы г. К.,

с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом городской больницы г. М.,

с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета;

с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет;

периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.

По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 11 лет 09 месяцев 15 дней, требуется 25 лет.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из трудовой книжки истца Кидрясовой И.М. следует, что Кидрясова (Хаметова) И.М. **** года рождения после окончания медицинского училища по специальности фельдшер **.**.**** года принята на работу заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. К. согласно приказу № * от **.**.****. **.**.**** в связи с реорганизацией района и присоединением совхоза М к г. М. фельдшерско-акушерский пункт п. К. передан Центральной городской больнице г.М., Кирдясова И.М. принята заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. К. в связи с переводом из К. района. **.**.**** принята переводом заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. К. в связи с передачей в распоряжение администрации сельсовета. **.**.**** в связи с переводом в распоряжение Центральной городской больницы г. М. истец принята заведующей фельдшерско-акушерским пунктом пос. К. в связи с подчинением Центральной городской больнице г. М.

Из решения начальника государственного учреждения - Управления Пенсионным фондом РФ в г. Медногорске следует, что период работы истца Кидрясовой И.М. с **.**.**** включен истцу в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по состоянию на **.**.****.

Судом из пояснений истца, свидетелей, трудовой книжки, письменных доказательств, представленных истцом, установлено, с **** года истец до настоящего времени работала на одном и том же месте в той же должности, в связи с реорганизацией менялось только наименования учреждений, в которые передавался фельдшерско-акушерский пункт. Функциональные обязанности все годы истец выполнял одни и те же. Установлено, что истец все годы фактически работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и выполняя такие же функциональные обязанности, как акушерка, фельдшер и медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта.

Судом установлено, что истец оказывала доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта, вела амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, оказывала первую неотложную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, сопровождая больного лично. Истец выполняла врачебные назначения, участвовала в диспансеризации населения, проводила профилактические прививки взрослому населению, противопаразетические мероприятия, обеспечивала медицинскую помощь детям в школе п. К.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельскими показаниями, журналом фельдшерско-акушерского пункта «Гинекологических процедур за **** - **** год», журналом «Учета туберкулезных больных за **** - **** год», журналом записи «Родововспоможения на дому», картами профилактических прививок детям за **** - ****, журналом «Профосмотра механизаторов и животноводов» за **** - ****, журналом «Посещения столовой» за **** - ****, журналом посещения МТФ за **** - ****, журналом взятия на учет беременных за **** - ****, журналом «Учета контактных лиц по туберкулезу, журналом посещения фельдшерско-акушерского пункта п. К. специалистами за **** - ****, согласно которому Кидрясовой И.М. врачами специалистами давались указания о выполнении лечебной деятельности по охране здоровья населения п. К. как фельдшеру и медицинской сестре.

Пояснения истца Кидрясовой И.М. о том, что она все эти годы осуществляла работу именно как фельдшер, как медицинская сестра, получая доплату как заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, фактически подтверждается Актом проверки факта льготной работы, представленным ответчиком, из которого следует, что в расчетно-платежных ведомостях имеются данные о том, что с **** года истец кроме должностного оклада получала надбавку к заработной плате.

Судом установлено, что истец, являясь заведующей фельдшерско-акушерским пунктом п. К., осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в качестве фельдшера и медицинской сестры. В штате фельдшерско-акушерского пункта кроме истца Кидрясовой И.М. состояла только санитарка. Работа Кидрясовой И.М. протекала в сельской местности.

Ответчик также отказался включить в специальный стаж истца периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

С данным решением ответчика в части не включения периодов с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет суд согласиться не может по следующим основаниям.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.81 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Абзацем 4 п. 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Определение Конституционного Суда РФ от 5.11.2002 предусматривает, что у граждан РФ сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В постановлении Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-п РФ указывается на то, что периоды работы до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях» подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на **.**.****.

Таким образом, периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет подлежат зачету в специальный стаж истца.

Что касается требования истца о включении в стаж периода с **.**.**** по **.**.****, а также периода с **.**.**** по **.**.****, суд считает, что данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж. Согласно представленным документам, в период с **.**.**** по **.**.**** истцу не начислялась заработная плата, Приказа работодателя о предоставлении истцу в указанный период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет суду не представлено. В личном деле истца нет заявления о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Период с **.**.**** по **.**.**** также не может быть включен в стаж истца, поскольку данный период имел место быть после **.**.****.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959
№ 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, включены медицинские пункты и фельдшеры, независимо от наименования должностей.

В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости дает работа в должностях, указанных в Списке. Разделом «Наименование должностей» Списка предусмотрена должность заведующего медицинским пунктом – медицинской сестры (фельдшера).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона
№ 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее - Постановление
№ 1066).

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы истца в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

На основании изложенного, работа Кидрясовой И.М. в периоды **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении один год за один год три месяца.

Поскольку периодам отпуска по беременности и родам и периоду нахождения в отпуске по уходу за ребенком, предшествовала работа истца в качестве заведующей ФАП -фельдшера (медицинская сестра), которая подлежала зачету в размере 1 год как 1 год и 3 месяца, периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет данные периоды также подлежат исчислению в льготном исчислении: один год за один год три месяца.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Обучение Кидрясовой И.М. на курсах повышения квалификации в оспариваемые периоды являлось необходимым условием для работы в ее должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, на курсы повышения квалификации истец направлялась по приказу работодателя, с ней сохранялись трудовые отношения, ей выплачивалась в этот период заработная плата, из которой производились отчисления в пенсионный фонд. Это подтверждается трудовой книжкой, приказом № *ЛС от **.**.****, приказом № * от **.**.****, приказом № * от **.**.**** о направлении в командировку, справкой бухгалтерии городской больницы

Из изложенного следует, что периоды нахождения Кидрясовой И.М. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и период с **.**.**** по **.**.**** должен быть исчислен в льготном размере. При этом суд не соглашается с требованиями истца о том, что периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** должны быть исчислены в льготном исчислении, так как данные периоды нахождения на курсах имели место быть после **.**.****.

Таким образом, с учетом включения в стаж истца периодов работы с **.**.**** по **.**.**** (1 год 08 месяцев 20 дней), с **.**.**** по **.**.**** (03 года 11 месяцев 10 дней) в качестве заведующего фельдшерско-акушерском пункте п. К.; с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 09 месяцев 00 дней), с **.**.**** по **.**.**** (02 года 05 месяцев 26 дней) в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом городской больницы г. М., с **.**.**** по **.**.**** (01 год 07 месяцев 25 дней) в качестве заведующего фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета; с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 02 месяца 16 дней), с **.**.**** по **.**.**** (00л. 10 м. 06 дней), с **.**.**** по **.**.**** (01 год 07 месяцев 25 дней), с **.**.**** по **.**.**** (00 л. 02 месяца 29 дней) – отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, с **.**.**** по **.**.**** (00 лет. 01 месяц. 27 дней) период обучения на курсах повышения квалификации – в льготном исчислении: один год за один год три месяца; а также периодов обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 02 месяца 08 дней), с **.**.**** по **.**.**** (00л. 01 м. 28 дней), льготный стаж истца составляет 27 лет 11 месяцев 24 дня.

В соответствии со ст. 18 п. 1 и ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Суд учитывает, что истец обратилась с заявлением к ответчику **.**.****, на данный период специальный стаж истца составил 27 лет 11 месяцев 24 дня, т.е. более 25 лет, требования истца о назначении ей досрочной пенсии по старости подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кидрясовой И.М. к государственному учреждению –

Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии – удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Медногорске зачесть в специальный стаж Кидрясовой И.М. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом районной больницы г. К.; с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом городской больницы г. М., с **.**.**** по **.**.**** в качестве заведующей фельдшерско-акушерским пунктом администрации сельсовета п. Р.; с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** - отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, с **.**.**** по **.**.**** период обучения на курсах повышения квалификации – в льготном исчислении: один год за один год три месяца; а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.****.

Признать за Кидрясовой И.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Медногорске назначить Кидрясовой И.М., **.**.**** года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.**** года, в остальной части иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Н.А. Романенко

Справка. Мотивированное решение изготовлено судьей 22 июня 2010 года