2-443/2010 О признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии



2-443/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Медногорск 12 июля 2010 года

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ермиловой О.М.,

с участием истца Ващенко Т.П.,

представителей ответчика Мокиной Н.Ю., Пыхтиной Т.А.,

при секретаре Бабенышевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ващенко Т.П. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Медногорске о признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Ващенко Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске (далее ГУ-УПФ РФ в г. Медногорске) о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных лечебных учреждениях по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В обоснование иска указала, что **.**.**** она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Медногорске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением № * ГУ УПФ РФ в г. Медногорске истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Ответчиком специальный стаж истца определен в размере 28 лет 01 месяц и 23 дня.

Истец не согласна с таким решением ответчика. Полагает, что ответчик необоснованно исключил из специального стажа время обучения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****. Поскольку работа медицинского работника предполагает обязательное обучение на курсах повышения квалификации, она периодически проходила обучение на курсах для подтверждения квалификации медсестры. В это время за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата. Соответственно работодатель производил отчисления в ПФ РФ. Именно поэтому полагает, что курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Кроме того, ответчик отказался включить в специальный стаж период с **.**.**** по **.**.**** когда она работала в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б, то есть исключил 1 год 8 месяцев. На работу в санаторий – профилакторий Б. она была принята **.**.****. Затем произошла реорганизация, и название учреждения изменилось, хотя направленность деятельности сохранилась. Ее функциональные обязанности также сохранились: она лечила детей и подростков с применением специальной медицинской аппаратуры и специальных методик лечения, то есть занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Этим же она занимается в настоящее время. В 2003 году мировой суд признал период ее трудовой деятельности в социально-реабилитационном Центре Б. с **.**.**** по **.**.**** трудовой деятельностью, связанной с лечением и охраной здоровья населения и обязал включить указанный период в медицинский стаж. Ответчик отказывается включать период работы с **.**.**** в специальный стаж, ссылаясь, что детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями не предусмотрен номенклатурой учреждений здравоохранения.

Полагает, что специальный стаж на момент ее обращения к ответчику по вопросу назначения пенсии с учетом спорных периодов составляет более 30 лет, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Ващенко Т.П. настаивала на исковых требованиях. Суду дополнительно пояснила, что вся ее трудовая деятельность связана с медициной, медработником она является по образованию. На протяжении работы в детском реабилитационном центре, она осуществляла трудовые функции медицинской сестры физиотерапевтического отделения. Она выполняла физиотерапевтические назначения лечащих врачей, заведующего отделением; готовила своевременно свое рабочее место, аппаратуру, все необходимое к началу приема больных; принимала больного после осмотра его врачом-физиотерапевтом; следила за состоянием больного во время проведения процедуры; следила за работой аппарата, показаниями измерительных приборов, сигнальных часов; оказывала первую медицинскую помощь при ухудшении состояния больного при проведении процедуры и т.д.

Представители ГУ-УПФ РФ в г. Медногорске Мокиной Н.Ю., Пыхтиной Т.А. иск не признали, указав, что Ващенко Т.П. **.**.**** обратилась в УПФ РФ в г. Медногорске за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Право Ващенко Т.П. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости рассматривалось в рамках действующего пенсионного законодательства и в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, которое указывает на возможность применения при исчислении стажа соответствующих видах работ порядка, действовавшего до введения нового правового регулирования, то есть до 01.01.2002.

Периоды нахождения Ващенко Т.П. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.**** не могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, так как п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются при условии выполнения этой работы постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В стаж включается периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в указанном перечне отсутствуют. Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, действовавшим до 01.01.2002, также не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В пункте 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.96 № 5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по стрости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» утвержденного постановлением Минтруда России от 22.05.96 № 29 указано, что в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе и с отрывом от производства, не могли быть включены в подсчет стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет и по ранее действовавшему законодательству, поэтому включить их в специальный стаж не представляется возможным.

Период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б., полагают также не может быть засчитан в специальный стаж Ващенко Т.П., так как в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 и номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом № 395 от 03.11.1999, право на досрочную трудовую пенсию по старости дает работа в учреждениях (организациях), указанных в Списке. Разделом наименований учреждений Списка Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями не предусмотрен.

Считают, что на момент обращения истец не имела требуемого специального стажа, дающего ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001. Поэтому решение УПФР в г. Медногорске № * от **.**.**** об отказе в назначении досрочной пенсии Ващенко Т.П., является законным.

Свидетель К. суду показала, что истца знает по совместной работе в детском реабилитационном центре Б. Вместе стали работать с 1988 года, продолжают работать совместно в настоящее время. Она также как и истец является медсестрой физиотерапевтического отделения. На протяжении всей трудовой деятельности в данном центре она, также как и истец осуществляли одинаковые трудовые функции: выполняли физиотерапевтические назначения лечащих врачей, заведующего отделением; готовили своевременно свое рабочее место, аппаратуру, все необходимое к началу приема больных; принимали больного после осмотра его врачом-физиотерапевтом; следили за состоянием больного во время проведения процедуры; следили за работой аппарата, показаниями измерительных приборов, сигнальных часов; оказывали первую медицинскую помощь при ухудшении состояния больного при проведении процедуры и т.д.

Суд, выслушав истца, представителей ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

Судом установлено, что ответчик не включил в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации в общем количестве 04 месяца 15 дней: с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Обучение Ващенко Т.П. на курсах повышения квалификации в оспариваемые периоды являлось необходимым условием для работы в ее должности медсестры, с ней сохранялись трудовые отношения, ей выплачивалась в этот период заработная плата и из неё производились отчисления в ПФ РФ. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Ващенко Т.П. на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 02 месяца 00 дней); с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 01 месяц 18 дней); с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 00 месяцев 27 дней) подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, ответчиком не включен в специальный стаж период работы истца с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б, что по мнению суда, является необоснованным.

В силу Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Период работы истца с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б, относятся к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Поскольку статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, данные периоды подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 9 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)

Название - МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б, не указанное в Списках, не может служить основанием для отказа во включении в специальный стаж, периода работы истца в должности медсестры в указанном учреждении, поскольку в судебном заседании исходя из показаний истца, свидетельских показаний, а также письменных доказательств установлено, что истец в спорный период осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.

Из трудовой книжки истца (запись № *) следует, что она была принята на работу в санаторий – профилакторий Б **.**.**** на должность медсестры в физкабинет.

Запись № * трудовой книжки свидетельствует о том, что произошла реорганизация, название учреждения изменилось.

Судом установлено, несмотря на то, что название учреждения изменилось, направленность деятельности учреждения сохранилась.

Функциональные обязанности Ващенко Т.П. также сохранились: она лечила детей и подростков с применением специальной медицинской аппаратуры и специальных методик лечения, то есть занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Этим же она занимается в настоящее время.

Должностная инструкция на медицинскую сестру физиотерапевтического отделения МУ СО Детский реабилитационный Центр Б свидетельствует о том, что обязанности медицинской сестры физиотерапевтического отделения включают в себя в целом осуществление лечебной деятельности по охране здоровья населения.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Медногорска от 05.01.2003 года признан период ее трудовой деятельности в социально-реабилитационном Центре Б с **.**.**** по **.**.**** трудовой деятельностью, связанной с лечением и охраной здоровья населения. При этом мировой судья обязал включить указанный период в медицинский стаж.

Данное решение суда вступило в законную силу 21.01.2003.

Суд приходит к убеждению, что период работы истца с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, специальный стаж истца на момент обращения в Пенсионный фонд в г. Медногорске **.**.**** составил более 30 лет, с учетом включенных судом периодов: с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 02 месяца 00 дней); с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 01 месяц 18 дней); с **.**.**** по **.**.**** (00 лет 00 месяцев 27 дней); с **.**.**** по **.**.**** (01 год 08 месяцев 00 дней), что, по мнению суда, дает ей право на досрочную трудовую пенсию и пенсия ей должна быть назначена с момента ее обращения в ГУ УПФ в г. Медногорске – **.**.**** года.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ващенко Т.П. удовлетворить.

Признать за Ващенко Т.П. право на досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске зачесть в специальный стаж Ващенко Т.П. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.****; с **.**.**** по **.**.**** и период работы с **.**.**** по **.**.**** в должности медсестры в МУ СО Детский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Б. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.****.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд
г. Медногорска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Мотивировочная часть решения изготовлена 13.07.2010.

Судья Медногорского горсуда: подпись О.М. Ермилова