*
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Медногорск 16 июня 2010 года
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Романенко Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Оренбургской области Горина С.В.,
представителя ответчика ЗАО «УралЭлектро» - Измайловой О.А.,
при секретаре Макаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Медногорска в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «УралЭлектро» о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Медногорска обратился в Медногорский городской суд с названным иском, в котором просит обязать закрытое акционерное общество «УралЭлектро» (далее – ЗАО «УралЭлектро) устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 01.07.2010.
Заявленные требования мотивированы следующим образом. Глава 33 Трудового кодекса Российской Федерации в статье 209 закрепляет понятие охраны труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В систему таких мероприятий входит и аттестация рабочих мест по условиям труда, которая представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Настоящий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации.
При этом аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Как комплекс мер, она включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, аттестации рабочих мест наряду с тем, что она является гарантом обеспечения безопасных условий труда, в свою очередь результаты ее проведения влияют и на правовые отношения, предшествующие трудовым правоотношениям и вытекающие из них, а именно по вопросам социального обеспечения.
В соответствие со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению надлежащих условий труда, в том числе обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой города, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, в ЗАО «УралЭлектро» аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.
Так, на основании запроса прокуратуры города от **.**.**** № * директором государтсвенного учреждения "Ц" с сопроводительным письмом от **.**.**** № * направлен список организаций, в которых не проведена аттестация рабочих мест.
Кроме того, **.**.**** прокуратурой города был направлен запрос в адрес ЗАО «УралЭлектро» с требованием предоставить документы, подтверждающие проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Между тем, из представленных документов невозможно установить о факте проведения аттестации рабочих мест, их объеме, дате проведения. Заключение Государственной экспертизы труда г. Оренбурга не приложено, ввиду чего сделать вывод о достоверности представленных сведений не представляется возможным, поскольку сведения о проведении аттестации не подтверждены государтсвенным учреждением "Ц". Невыполнение требований федерального законодательства о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, является грубейшим нарушением конституционных, трудовых прав граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска Горин С.В. заявленные требования поддержал, в части срока исковые требования уточнил, Дополнительно суду показал, что аттестация рабочих мест отвечает интересам, как работников, так и работодателя. Просил исковые требования удовлетворить, обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в срок до 01.04.2011.
Представитель ответчика ЗАО «УралЭлектро» Измайлова О.А. исковые требования прокурора признала частично, возражая в части установления срока для устранения нарушений требований законодательства до 01.07.2010. Возражения обоснованы следующим. В соответствии с п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. В ЗАО «УралЭлектро» последний раз аттестация рабочих мест была проведена в 2003 году, что подтверждается Заключением № * Государственной экспертизы условий труда от **.**.****. Соответственно, согласно Порядку, следующая экспертиза должна была проводиться на предприятии в 2008 году, но в положенные сроки не была проведена в связи со следующими обстоятельствами. Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась по причине тяжелого материального положения ЗАО «УралЭлектро», вызванного влиянием факторов мирового финансового кризиса, снижением спроса на выпускаемую Обществом продукцию, увеличением кредитного портфеля (займы) Общества перед Банком, неплатежеспособностью ряда контрагентов. На предприятии сложилась стабильно тяжелая финансовая ситуация, что подтверждается следующим. В целях недопущения массового сокращения работников, ЗАО «УралЭлектро» и администрацией города было заключено Соглашение о совместной деятельности от **.**.**** с целью совместных действий по организации и проведению общественных работ для обеспечения временной занятости работников ЗАО «УралЭлектро», так, в период с **.**.**** по **.**.**** предприятие было вынуждено направить своих работников на общественные работы, что подтверждается договором от **.**.**** № * об организации и проведении общественных работ и дополнительными соглашениями от **.**.**** № * и от **.**.**** № * к договору. В 2010 также был заключен договор от **.**.**** № * об организации и ведении общественных работ между ЗАО «УралЭлектро» и государственным учреждением "Ц" и дополнительное соглашение от **.**.**** № * к договору, согласно которым организованы 193 специализированных рабочих места для трудоустройства 193 граждан с целью выполнения общественных работ. На предприятии на протяжении 2008 - 2009 и с начала 2010 был введен режим неполного рабочего времени, что подтверждается приказами: № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; «Об оплате времени простоя»; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****; № * от **.**.****. Предприятие вынуждено ежемесячно оплачивать значительные денежные средства на погашение взятых кредитов. По результатам хозяйственной деятельности за 2008 год обществом получен убыток в сумме 107 тыс. руб. (код 190 отчета о прибылях и убытках), что подтверждается формой № 2 отчета о прибылях и убытках за период с **.**.**** по **.**.****, являющейся приложением к бухгалтерскому балансу. По результатам хозяйственной деятельности за 2009 год обществом получен убыток в сумме * руб. (код 190 отчета о прибылях и убытках), что подтверждается формой № 2 отчета о прибылях и убытках за период с **.**.**** по **.**.****, являющейся приложением к бухгалтерскому балансу. Отчет о прибылях и убытках за первый квартал 2010 показывает, что убыток составляет * руб.
Несмотря на все изложенные обстоятельства, предприятием проводятся мероприятия по проведению аттестации рабочих мест, а именно: издан приказ № * от **.**.**** «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», которым создана комиссия для проведения аттестации и утвержден график проведения аттестации рабочих мест в подразделениях ЗАО «УралЭлектро» (Приложение к приказу № * от **.**.****). **.**.**** заключен договор № * Оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда» между ЗАО «УралЭлектро» и ООО "Л", согласно которому срок оказания услуг по аттестат рабочих мест с **.**.**** по **.**.**** включительно. ЗАО «УралЭлектро» является крупным предприятием в городе Медногорске, и аттестация рабочих мест требует больших финансовых затрат, процедура аттестации - это длительный процесс, требующий подготовки, утверждения перечня работ, оплаты и т.д. Соответственно, общество может провести аттестацию рабочих мест по условиям груда только в пределах срока действия заключенного договора. К тому же, и изданный на предприятии приказ, и договор от **.**.**** свидетельствуют о том, что обществом приняты меры по решению данного вопроса еще до обращения прокурора в суд и до направления запроса прокуратуры в адрес ЗАО «УралЭлектро» о представлении документов, касающихся аттестации рабочих мест. Представитель ответчика полагает, что указанные обстоятельства и приложенные документы подтверждают чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства, находящиеся вне контроля общества, которые делают невозможным исполнение ЗАО «УралЭлектро» требования о проведении аттестации рабочих мест в требуемый прокурором срок до **.**.****. Просит суд учесть изложенные факты при вынесении решения и предусмотреть сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до **.**.**** согласно заключенному договору от **.**.**** № *.
Свидетель Б. - инспектор государственного учреждения "Ц", суду показала, что согласно действующему законодательству проведение аттестации рабочих мест обязательно. ЗАО «УралЭлектро» аттестация не проведена. Специалистами государственного учреждения "Ц" был сделан запрос **.**.****, но ответ до сих пор не получен. Считает целесообразным установить срок проведения аттестации до 01.04.2011, так как организация большая и потребуется много времени для проведения аттестации.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, изучив представленные письменные материалы, приходит к следующему выводу.
Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным и нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ)
Аттестация рабочих мест - это система анализа и гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Статья 209 ТК РФ закрепляет понятие охраны труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В систему таких мероприятий входит и аттестация рабочих мест по условиям труда, которая представляет собой оценку условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Необходимость проведения аттестации рабочих мест обусловлена не только требованиями трудового законодательства, но и другими нормативно правовыми актами.
Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Настоящий порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц (далее – организации), за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации. При этом аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Как комплекс мер, она включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
В свою очередь, согласно п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в таких целях как: контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценка профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах; предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ; расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решение вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятие мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников; включение в трудовой договор характеристики условий труда и компенсации работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда и иные.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению безопасности условий труда, в том числе обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя.
По сообщению государственного учреждения "Ц" от **.**.**** № *, направленного прокурору г. Медногорска, аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена в 110 предприятиях и организациях г. Медногорска, среди которых и ЗАО «УралЭлектро» (№ * списка).
По сведениям, представленным ЗАО «УралЭлектро» прокурору г. Медногорска и МРИ ФНС № * по запросу суда, ЗАО «УралЭлектро» является действующим предприятием.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от **.**.**** сведения о данном юридическом лице занесены в ЕГРЮЛ **.**.****, ОГРН - *.
Согласно Уставу ЗАО «УралЭлектро» основным видом деятельности Общества является производство и реализация электротехнической продукции (п. 2.2 Устава), а также прочие виды деятельности, всего 8 наименований (п. 2.2 Устава).
Согласно Порядку проведения аттестации, являющемуся Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, независимо от организационно - правовых форм собственности и проводится не реже 1 раза в 5лет.
ЗАО «УралЭлектро» до момента рассмотрения дела мероприятия по аттестации рабочих мест не проведены.
Поэтому с учетом фактических обстоятельств дела суд находит требования прокурора законными и обоснованными, поскольку ЗАО «УралЭлектро» аттестация рабочих мест не проведена, на ЗАО «УралЭлектро» должна быть возложена обязанность по устранению указанных нарушений путем проведения аттестации рабочих мест в срок до 01.04.2011. Суд считает этот срок разумным. Данный срок устанавливается судом в целях реального исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что судом рассмотрен иск неимущественного характера, при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты госпошлины в доход государства, заявленные исковые требования прокурора законны и обоснованны, на ответчика на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ возлагается обязанность по уплате госпошлины в доход государства в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Медногорска Оренбургской области удовлетворить.
Обязать ЗАО «УралЭлектро» устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до 1 апреля 2011.
Взыскать с ЗАО «УралЭлектро» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Медногорского городского суда подпись Н.А. Романенко
Справка: мотивированное решение суда изготовлено 18 июня 2010 года