2-423/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Медногорск 30 июня 2010 года
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Ермиловой О.М.
при секретаре Макаровой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Медногорска Горина С.В.,
представителя ответчика ОВД по МО город Медногорск Домашенко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора
г. Медногорска в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по муниципальному образованию город Медногорск о понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Медногорска обратился в Медногорский городской суд с названным иском, в котором просит обязать Отдел внутренних дел по муниципальному образованию город Медногорск (далее ОВД по МО г. Медногорск) устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до **.**.****.
Иск мотивирован тем, что в соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению надлежащих условий труда, в том числе обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой города Медногорска, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства в ОВД по МО г. Медногорск аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена.
Так, на основании запроса прокуратуры города № * от **.**.**** директором государственное учреждение Центр социальной защиты населения г. М. с сопроводительным письмом от **.**.**** № * направлен список организаций, в которых не проведена аттестация рабочих мест.
Также **.**.**** прокуратурой города был направлен запрос в адрес ОВД по МО г. Медногорск с требованием предоставить документы, подтверждающие наличие аттестации рабочих мест по условиям труда. Из представленных в прокуратуру города документов установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда в ОВД по МО г. Медногорск не проведена.
Невыполнение ОВД по МО г. Медногорск требований федерального законодательства о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, является грубейшим нарушением конституционных, трудовых прав граждан.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Медногорска
Горин С.В. уточнил исковые требования, просил обязать ОВД по МО г. Медногорск устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сотрудников вольнонаемного персонала ОВД по МО г. Медногорск в срок до **.**.****. На уточненных исковых требованиях настаивал.
Ответчик ОВД по МО г. Медногорск в лице представителя Домошенко Л.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора признала, пояснила, что ОВД по МО г. Медногорск обязуется провести аттестацию рабочих мест по условиям труда сотрудников вольнонаемного персонала в срок до **.**.****.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные в судебное заседание доказательства, приходит к следующему.
Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным и нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
Обязанности по обеспечению безопасных условий труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующее требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).
Аттестация рабочих мест – это система анализа и гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Статья 209 ТК РФ закрепляет понятие охраны труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В систему таких мероприятий входит и аттестация рабочих мест по условиям труда, которая представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Необходимость проведения аттестации рабочих мест обусловлена не только требованиями трудового законодательства, но и другими нормативно-правовыми актами.
Так, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Настоящий порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц (далее организации), за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации.
При этом аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по проведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Как комплекс мер, она включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
В свою очередь согласно п. 4 Порядка, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в таких целях как: контроль состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценка профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору; предоставление работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах; предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ; расчет скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решение вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; принятие мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснование ограничений труда для отдельных категорий работников; включение в трудовой договор характеристики условий труда и компенсации работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда и иные.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению надлежащих условий труда, в том числе обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя.
В соответствии с Положением об отделе внутренних дел по МО
г. Медногорск, отдел внутренних дел является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, самостоятельный баланс, счета, а также выступает истцом и ответчиком в суде. За отделом внутренних дел в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления или безвозмездного пользования здания, помещения, оборудование, техника, инвентарь и другие необходимые для осуществления деятельности материальные средства.
Отдел внутренних дел возглавляет начальник отдела внутренних дел, в полномочия которого наряду с иными входит обеспечение правовой и социальной защиты, охрана и укрепление здоровья сотрудников (работников) отдела внутренних дел и подчиненных подразделений, распоряжение доведенными лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования расходов, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений, контрактов.
По сообщению государственного учреждения Центр социальной защиты населения г. М. от **.**.****, направленном прокурору г. Медногорска, аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена в 110 предприятиях и организациях г. Медногорска, среди которых и ОВД по МО г. Медногорск (№ 21 списка).
По сведениям, представленным ОВД по МО г. Медногорск прокурору
г. Медногорска **.**.**** и суду - ИФНС № *, ОВД по МО г. Медногорск является действующим учреждением.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от **.**.**** данное учреждение как юридическое лицо зарегистрировано **.**.**** в реестре юридических лиц -
№ *.
Согласно Уставу ОВД по МО г. Медногорск, основными предметами деятельности учреждения являются: обеспечение безопасности личности на территории муниципального образования; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на территории муниципального образования; выявление, раскрытие и расследование преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на территории муниципального образования; участие в обеспечении безопасности дорожного движения на территории муниципального образования; участие в организации на территории муниципального образования охраны имущества физических и юридических лиц по договорам; оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов (Раздел I ч. 3 Устава).
Согласно представленной ОВД по МО г. Медногорск информации численность сотрудников вольнонаемного персонала составляет 5 человек, при этом аттестация рабочих мест указанных должностей не произведена.
Согласно Порядку проведения аттестации, являющегося Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007
№ 569, аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестация рабочих мест носит обязательный характер для работодателя, независимо от организационно-правовых форм собственности и должна проводиться не реже, чем 1 раза в 5 лет.
Поэтому с учетом фактических обстоятельств дела суд находит требования прокурора законными и обоснованными. Поскольку ОВД по МО г. Медногорск аттестацию рабочих мест по условиям труда не провел, следовательно, на ОВД по МО г. Медногорск должна быть возложена обязанность по устранению указанных нарушений путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в срок **.**.****. Суд считает этот срок разумным. Данный срок устанавливается судом в целях реального исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Медногорска – удовлетворить.
Обязать Отдел внутренних дел по муниципальному образованию город Медногорск устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сотрудников вольнонаемного персонала в срок до **.**.****.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Справка. Мотивированное решение изготовлено 02.07.2010.
Судья: подпись Ермилова О.М.