Дело № 2-518/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Медногорск 23 августа 2010 года
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи: Ермиловой О.М.,
при секретаре: Макаровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атлановой Н.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда в г. Медногорске Оренбургской области, Управлению социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области о признании права на пенсию по потере кормильца, льготы, гарантии и компенсации как члена семьи погибшего военнослужащего,
УСТАНОВИЛ:
Атланова Н.В. обратилась в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском.
Требование мотивировала тем, что в ноябре 1987 года истец и третье лицо - Атланов Ю.П. решили создать семью и жить вместе. У каждого из них были дети от первого брака. У Атланова Ю.П. было два сына, в том числе А., **.**.**** года рождения.
Жить стали в квартире мужа по адресу: .... Их младшие дети были ровесники и учились в параллельных классах школы № * п. К. города Н. Юридически брак истец с мужем оформлять не спешили.
Родная мать А. – В. после развода с его отцом, вышла замуж в феврале 1987 года, сменила фамилию и уехала в другой город.
Все родительские обязанности по воспитанию А. выполняла истец с мужем. На родительские собрания в школу ходила в основном она. Материально истец с мужем содержали детей на свою заработную плату. Дети ни в чем не нуждались. Отношения у истца с А. были теплые родственные. Он стал называть истца «мама Нина».
В 1989 году умерла родная мать А. В 17 лет А. закончил 11 классов и пошел работать на завод г. Н. Свою заработную плату он отдавал истцу, как и его отец. В 1992 году истец с мужем решили юридически оформить их отношения. Фактически, с ноября 1987 года истец являлась А. мачехой. Но это слово в семье не произносили. Всегда говорили – мама. Истец с мужем и их дети считали, что у них полноценная семья с ноября 1987 года.
**.**.**** Алексею исполнилось 18 лет и в июне 1994 года он был призван военкоматом г. Н. на службу в армию Российской Федерации. Истец с мужем проводили сына в армию. Он успел написать только 4 письма и в 1994 году погиб в Чеченской республике. Похоронили сына в Медногорске, где с того времени стали проживать сами. Истец всегда называла Алексея сыном, хотя он ей приходился пасынком.
Истец воспитывала и содержала А. с одиннадцатилетнего возраста, то есть почти 7 лет и полагает, что вправе получать пенсию по потере кормильца. Члены семей погибших военнослужащих имеют льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Истцу отказано как в предоставлении льгот, так и в назначении пенсии. Истец считает, что есть все основания считать ее и погибшего А. членами одной семьи.
Согласно ст. 97 СК РФ пасынки обязаны содержать своих отчима и мачеху, если их воспитывали более 5 лет. В законе нет оговорки, что обязательно должен быть юридически оформлен брак отца и мачехи. Имеет значение только срок воспитания ребенка. Истцу сейчас 60 лет, пенсию по старости она получает. Ее пасынок погиб, младший сын тоже умер и они ей помощь уже не окажут, в трудную минуту истец хочет знать, что вправе рассчитывать на помощь государства, защищая интересы которого погиб ее пасынок А.
Просит суд признать за ней право на пенсию по потере кормильца и право на льготы, гарантии и компенсации, как мачехи погибшего военнослужащего срочной службы А.
В судебном заседании истец Атланова Н.В. поддержала требования, указанные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Пенсионного фонда г. Медногорска Пыхтина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала. Суду пояснила, что в соответствии с п.п. 3 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ право на пенсию по потере кормильца предоставлено родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.
Согласно ст. 13 указанного закона № 166-ФЗ, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по потере кормильца устанавливается только членам семьи умершего кормильца. Никакие иные лица помимо названных в законе в качестве членов семьи и лиц, приравненных к ним при определенных условиях, не имеют права на получение данного вида пенсии, даже если они находились на иждивении умершего. Указанная статья закона в правах на пенсию по случаю потери кормильца приравнивает отчима и мачеху к правам отца и матери, при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Таким образом, для отчима и мачехи пятилетний срок воспитания и содержания пасынка (падчерицы) является одним из необходимых условий приравнивания их к членам семьи.
Первичным юридическим фактом, порождающим правовой статус лица в качестве отчима (мачехи) либо пасынка (падчерицы) является заключение брака между двумя лицами, у которых (либо у одного из них) уже имеются дети. Регистрация брака выступает единственным юридическим фактом, в силу которого возникают указанные правовые статусы, то есть является единственным статутным критерием.
Поскольку брак между истцом и Атлановым Ю.П. (отцом погибшего военнослужащего А.), был зарегистрирован в 1992 году, то именно с этой даты истец приобретает правовой статус мачехи по отношению к погибшему в 1994 году пасынку А. и именно с этой даты следует рассматривать факт воспитания и содержания мачехой пасынка не менее 5 лет.
Таким образом, по мнению представителя ответчика - Пенсионного фонда в г. Медногорске Оренбургской области, право на пенсию по случаю потери кормильца как родитель погибшего военнослужащего А. не имеет, так как отсутствует факт воспитания и содержания пасынка не менее 5 лет.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Медногорск, в судебное заседание не явился, суду представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, управление социальной защиты в г. Медногорске рассмотрело исковое заявление Атлановой Н.В. и считает исковые требования не обоснованными. В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), которые имеют право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг. С 2009 года эта мера социальной поддержки предоставляется в денежном выражении (ЕДК).
В соответствии с Семейным Кодексом РФ к составу семьи носителя льгот относятся: супруг (супруга), родители и дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся по очной форме, но до достижения ими двадцатитрехлетнего возраста. По представленным документам Атланова Н.В. не является родителем погибшего А. В связи этим она не имеет право на получение льготы по ежемесячной денежной компенсации.
В соответствии с действующим законодательством, ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) назначается носителю льгот, как отцу погибшего военнослужащего Атланову Ю.П. с учетом совместного с ним проживающей и зарегистрированной Атлановой Н.В.
Таким образом, в настоящее время семья Атлановых в полном размере получает льготы и компенсацию.
Третье лицо, Атланов Ю.П. в судебном заседании требования истца полностью поддержал, суду пояснил, что истцом стали проживать совместно с ноября 1987 года, именно с этого времени образовалась настоящее семья. С ноября 1987 года все родительские обязанности по воспитанию и содержанию Алексея выполняла истец вместе с ним.
Свидетели Е. и Н. в судебном заседании указали на то, что проживали по соседству с Атлановыми, семья которых образовалась в ноябре 1987 года. Подтвердили, что истец осуществляла воспитание, и содержание А. именно с данного времени.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Медногорске Оренбургской области, изучив отзыв ответчика - Управление социальной защиты населения в г. Медногорске, выслушав мнение третьего лица, допросив свидетелей и изучив письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. п. 3 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля 2010 г.) право на пенсию по потере кормильца предоставлено родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 166-ФЗ, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
В соответствии с п. 9 ст. 9 указанного Закона, отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
Пункт 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно решению начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Медногорске № * от **.**.****, Атлановой Н.В. отказано в назначении трудовой пенсии по потере кормильца в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием факта подтверждения родственных отношений.
Из решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Медногорске № * от **.**.****, следует, то Атлановой Н.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с отсутствием факта подтверждения родственных отношений и статуса члена семьи погибшего.
В соответствии со справкой о заключении брака № *, в архиве Территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния ... края по району ... имеется запись акта о заключении брака Атланова Ю.П. и Филатовой Н.В. № * от **.**.****. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – Атланов, жене – Атланова.
В соответствии со свидетельством о расторжении брака от **.**.**** брак между Атлановым Ю.П. и Атлановой Н.В. прекращен в 2004 году на основании решения Медногорского городского суда от **.**.****
Согласно свидетельству о заключении брака от 2008 года, Атланов Ю.П. и Атланова Н.В. заключили брак в 2008 году.
Согласно свидетельству о рождении от 1987 года А. родился в 1976 году. В графе отец указан Атланов Ю.П., в графе мать – В.
Согласно свидетельству о смерти от 1995 года, А. умер в 1994 году. Причина смерти: огнестрельное ранение грудной клетки с выпадением внутренних органов в районе боевых действий в Чеченской республики.
Из справки отдела ЗАГСа ... горисполкома, следует, что имеется актовая запись № * от **.**.**** года, согласно которой К. с В. заключили брак. После регистрации брака В. приняла фамилию К.
Согласно свидетельству о смерти от 1989 года К. умерла в 1989 году.
Из представленных письменных материалов, из показаний истца Атлановой Н.В., третьего лица Атланова Ю.П., свидетелей Е. и Н., судом установлено, что Атланова Н.В. и Атланов Ю.П. проживают совместно с ноября 1987 года. Они вместе воспитывали и содержали своих детей, в том числе А.. Между Атлановой Н.В. и А. были теплые, родственные отношения, Атланова Н.В. всегда относилась к А. как родная мать. Фактически Атланова Н.В. приходилась мачехой А. с ноября 1987 года и до его смерти в 1994 году, то есть на протяжении 7 лет.
Согласно ч. 1 ст. 97 СК РФ нетрудоспособные нуждающиеся в помощи отчим и мачеха, воспитывавшие и содержавшие своих пасынков или падчериц, имеют право требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Судом из представленных истцом письменных доказательств, установлено, что после окончания средней школы, **.**.**** А., 1976 года рождения, был принят на работу в качестве ... участка по производству элементарной серы на ... металлургический завод, где проработал до 1994 года, и был уволен в связи с призывом на военную службу, п. 3 ст. 29 КЗоТ РФ.
Представленные суду расчетные листки свидетельствуют о том, что он ежемесячно получал заработную плату, работая на данном предприятии.
Поскольку А. работал до призыва на военную службу, то есть являлся трудоспособным, истец Атланова Н.В. могла в старости в силу своей нетрудоспособности рассчитывать на содержание от пасынка А.
Таким образом, все изложенное свидетельствует о том, что требования истца о признании права на пенсию по потере кормильца, являются обоснованными.
Поскольку суд приходит к выводу, что Атланова Н.В. имеет право на пенсию по потере кормильца, на нее распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и истец Атланова Н.В. имеет право на меры социальной поддержки, как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Атлановой Н.В. удовлетворить.
Признать за Атлановой Н.В. право на пенсию по потери кормильца и право на льготы, гарантии и компенсации, как мачехи погибшего военнослужащего срочной службы А.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Медногорский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись О.М. Ермилова
Справка: Мотивированное решение изготовлено 30.08.2010.
.