Дело № 2-556/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Медногорск 08 сентября 2010 года
Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи: Ермиловой О.М.,
при секретаре Макаровой О.В.,
с участием истца Серик И.Ю.,
представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске – Пыхтиной Т.А., Мокиной Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серик И.Ю. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске о признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Серик И.Ю. обратилась в Медногорский городской суд с вышеуказанным иском. Заявленные требования мотивированы следующим образом: **.**.**** она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Медногорске (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Медногорске) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, так как на момент обращения стаж осуществления лечебной и иной трудовой деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял более 25 лет. Решением начальника ГУ-УПФ в г. Медногорске от **.**.**** № * ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Данное решение считает незаконным и нарушающим ее конституционные права.
Считает необходимым зачесть в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) в специальный стаж истца в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения следующие периоды работы:
1) период работы в должности заведующего Т-им Фельдшерским пунктом (далее ФП) Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987 (01 год 10 мес. 18 дней), поскольку, согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы..., утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, - в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке (заведующий: Фельдшерско-акушерским пунктом (далее ФАП) — акушерка (фельдшер, медсестра); заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медсестра), в том числе врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций. В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала должностей заведующей ФП, ФАП относится к среднему медицинскому персоналу.
В данный период работы она фактически работала в фельдшерском - акушерском пункте в должности «фельдшер», предусмотренной Списками Правительства, что подтверждается Справкой № * от **.**.****, выданной Г-ой центральной районной больницей, копиями расчетов к сметам за 1985-1987 годах и копиями бюджета И-ко поссовета за 1986, 1987 годы. Данный ФАП находился на территории села И. Г-ко района, что подтверждается справками, выданными Администрациями данных сельсоветов. Данные справки были ею представлены в ГУ-УПФР в г. Медногорске при обращении с заявлением о назначении пенсии. Однако, как следует из Решения начальника ГУ-УПФР в г. Медногорске № * от **.**.**** данный период работы не был включен в ее специальный стаж при определении права на досрочное пенсионное обеспечение, с чем она не согласна.
2) периоды работы в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ, МУЗ ЦГБ г. М. и Р-го сельсовета с 01.04.1987 по 02.06.1988, с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997 также должны быть включены в ее специальный стаж в льготном исчислении. В данный период работы она фактически работала в фельдшерском - акушерском пункте в должности «фельдшер», предусмотренной Списками Правительства, что подтверждается Справкой, выданной К-ой центральной районной больницей и справкой МУЗ ЦГБ г. М., а также должностной инструкцией заведующего ФАП, утвержденной **.**.****. Село Б., в котором работала истец в данные спорные периоды, относилось к сельскому населенном пункту, что подтверждается справкой, выданной Сельсоветом д. Б.. Кроме того, ГУ-УПФР в г. Медногорске предыдущий и последующий периоды ее работы в должности заведующей Б-го ФАП включило в ее специальный стаж, что подтверждается копией Решения начальника ГУ-УПФР в г.Медногорске № * от **.**.****.
3) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет должен быть зачтен в льготном исчислении в специальный стаж с 11.06.1991 по 13.06.1992 ( 01 год 00 мес. 03 дня), поскольку, данный период приходится на период действия старого законодательства до 06.10.1992, которое включало в льготный стаж отпуск по уходу за ребенком.
4) периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.07.1985 по 24.08.1985, с 04.03.1999 по 30.04.1999, с 28.02.2004 по 30.03.2004, с 08.01.2008 по 05.03.2008 полагает, должны быть включены в специальный стаж, поскольку, за период нахождения ее на курсах повышения квалификации ей начислялась средняя заработная плата из которой, оплачивались ЕСН (взносы) на государственное социальное страхование и страховые взносы в Пенсионный фонда РФ.
Просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 «Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ признать незаконным и отменить решение начальника ГУ-УПФ РФ в г. Медногорске от **.**.**** г. № *; обязать ответчика в г. Медногорска включить в ее специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) периоды работы: в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987; в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ с 01.04.1987 по 02.06.1988, в должности заведующего Б-го ФАП МУЗ ЦГБ г. М. и администрации Р-го сельсовета с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997; периоды отпуска по уходу за ребенком с 11.06.1991 по 13.06.1992, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 23.07.1985 по 24.08.1985, с 04.03.1999 по 30.04.1999, с 28.02.2004 по 30.03.2004, с 08.01.2008 по 05.03.2008, обязать ГУ-УПФ в г. Медногорска назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.**** года, взыскать с ответчика судебные расходы в связи с оказанием юридических и сумму госпошлины.
В судебном заседании истец Серик И.Ю. заявленные требования уточнила и просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии; обязать ответчика включить в ее специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) периоды работы: в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987; в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ с 01.04.1987 по 02.06.1988, в должности заведующего Б-го ФАП МУЗ ЦГБ г. М. и администрации Р-го сельсовета с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997; период отпуска по уходу за ребенком с 11.06.1991 по 13.06.1992 и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.**** года.
На удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивала. Суду пояснила, что, являясь заведующей, она выполняла, наряду с данной должностью, работу фельдшера, поскольку отдельно должности фельдшера в штате пункта не было. Она работала совместно с санитаркой. Она организовывала лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу, оказывала доврачебную медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием, вела больных на дому, оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, участвовала в диспансеризации населения; проводила физиотерапевтические процедуры, профилактические прививки населению, выдавала справки и другие документы медицинского характера.
Представители ответчика – ГУ УПФ РФ в г. Медногорске Мокина Н.Ю., Пыхтина Т.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, представили суду отзыв на исковое заявление, согласно которому Серик И.Ю. 24.06.2010 обратилась в УПФ РФ в г. Медногорске за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Право Серик И.Ю. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости рассматривалось в рамках действующего пенсионного законодательства, именно в соответствие с ФЗ РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в соответствие со Списком должностей и учреждений, утвержденным этим же постановлением Правительства от 29.10.2002, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. В соответствие с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа. Решением Управления от **.**.**** № * Серик И.Ю. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с осуществлением лечебной деятельности, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, поскольку специальный стаж Серик И.Ю. на момент обращения в УПФ РФ в г. Медногорске составил 14 лет 5 месяцев 19 дней (требуемый стаж – 25 лет). В специальный стаж истицы не включены периоды работы: в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987. Данные периоды работы истца не подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, так как Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – акушерка (фельдшер, медицинская сестра). Должность заведующей фельдшерским пунктом, указанным Списком не предусмотрена. Кроме того, наименование учреждения, в котором работала истец – «фельдшерский пункт» также не предусмотрено в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Указанным Списком предусмотрен «Фельдшерско-акушерский пункт».
Периоды работы истца в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ с 01.04.1987 по 02.06.1988, в должности заведующего Б-го ФАП МУЗ ЦГБ г. М. и администрации Р-го сельсовета с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997, также не подлежат зачету Серик И.Ю. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, поскольку должность заведующей фельдшерским пунктом Списком не предусмотрена. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11.06.1991 по 11.12.1991 и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 12.12.1991 по 13.06.1992 не подлежат зачету в специальный стаж, так как периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В оспариваемые периоды сохраняются только трудовые отношения, а сам факт работы в должности и в учреждении отсутствует. Находясь в отпуске по уходу за ребенком, истец занимала должность заведующего Б-им ФАП М-ой ЦРБ, а данная должность не предусмотрена Списком.
Отказ УПФ РФ в г. Медногорске в назначении досрочной трудовой пенсии Серик И.Ю.правомерен, конституционные права Серик И.Ю. УПФ РФ в г. Медногорске нарушены не были, так как на момент обращения она не имела требуемого специального стажа, дающего ей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствие с пп. 20 п. 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001. Просили суд в удовлетворении исковых требований Серик И.Ю. отказать.
Свидетель Т. суду показала, что истца знает по совместной работе. Истец работала заведующей ФАП, а она санитаркой. Они в силу своих обязанностей вели прием жителей всех возрастов, на учете у них состояли беременные. В их обязанности входил прием родов. Также на участке находилась школа, которую они обслуживали, следили за состоянием учащихся, делали прививки, осуществляли патронаж.
Свидетели К. и И. суду показали, что являются заведующими ФАП: К. заведующей К-им ФАП, а И. заведующей Р-им ФАП МУЗ ЦГБ г. М.. Истца знают как заведующего Б-им ФАП. Приходилось общаться на совместных совещаниях. Им известно, что в Б-им ФАПе также как и ФАП, где работают они, фактически кроме обязанностей заведующего истец выполняла обязанности фельдшера, акушера, поскольку должности фельдшера в штате пункта не было предусмотрено.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что **.**.**** истец Серик И.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствие с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Серик И.Ю. ГУ УПФ РФ в г. Медногорске было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа в учреждениях здравоохранения, так как не засчитаны следующие периоды работы: в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.**** ( 01 год 10 мес. 18 дней); в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ, МУЗ ЦГБ г. М и Р-го сельсовета с 01.04.1987 по 02.06.1988, с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997 (5 лет 07 месяцев 25 дней); нахождение в отпуске по уходу за ребенком, с 11.06.1991 по 13.06.1992 (01 год 00 мес. 03 дня).
Кроме того, названным решением, не засчитаны в специальный стаж, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 23.07.1985 по 24.08.1985, с 04.03.1999 по 30.04.1999, с 28.02.2004 по 30.03.2004, с 08.01.2008 по 05.03.2008, на включении которых в специальный стаж Серик И.Ю. в судебном заседании не настаивала.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила 14 лет 5 месяцев 19 дней, требуется 25 лет.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.
В соответствии с пунктом 9 постановления № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)
Суд считает, что периоды работы истца в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987 (01 год 10 мес. 18 дней); в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ, МУЗ ЦГБ г. М. и Р-го сельсовета с 01.04.1987 по 02.06.1988, с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997 (5 лет 07 месяцев 25 дней) подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы..., утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, - в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке (заведующий: ФАП — акушерка (фельдшер, медсестра); заведующий фельдшерским здравпунктом – фельдшер (медсестра), в том числе врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377 и Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала должностей заведующей ФП, ФАП относится к среднему медицинскому персоналу.
Судом установлено, что в данные периоды работы истец фактически работала в фельдшерском - акушерском пункте в должности «фельдшер», предусмотренной Списками, что подтверждается Справкой № * от **.**.****, выданной Г-ой центральной районной больницей, копиями расчетов к сметам за 1985-1987 годах, копиями бюджета И-го поссовета за 1986, 1987 годы. ФАП находился на территории села И. Г-го района, что подтверждается справками, выданными Администрациями данных сельсоветов; справкой, выданной К-ой центральной районной больницей и Справкой МУЗ ЦГБ г. М., а также должностной инструкцией заведующего ФАП, утвержденной **.**.****. Село Б., в котором работала истец в спорные периоды, относилось к сельскому населенном пункту, что подтверждается справкой, выданной Сельсоветом д. Б..
Кроме того, судом установлено, что ГУ-УПФР в г. Медногорске предыдущий и последующий периоды ее работы в должности заведующей Б-го ФАП включило в ее специальный стаж, что подтверждается копией Решения начальника ГУ-УПФР в г. Медногорске № * от **.**.****.
Согласно должностной инструкции в должностные обязанности заведующего фельдшерско-акушерского пункта – фельдшера входят, в частности: организация лечебно-профилактической и санитарно-профилактической работы, оказание доврачебной медицинской помощи населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта: ведение амбулаторного приема, ведение больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к больному или направлением в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; своевременное направление больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение; выполнение врачебных назначений; участие в диспансеризации населения; проведение простейших лабораторных исследований, лечебного массажа, физиотерапевтических процедур, профилактических прививок и диагностических проб взрослому населению, противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий, подворных обходов по эпидемическим показаниям, санитарно-просветительской работы; обеспечение медицинской помощи детям в детских яслях, садах, школах, расположенных на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников; участие в текущем санитарном надзоре; обследование в пределах своей компетенции и профессиональных прав населения, установление диагнозов, назначение и проведение лечения, выполнение медицинских манипуляций и профилактической работы; выдача больничных листов, справок и других документов медицинского характера; при отсутствие в штате других медицинских работников (акушерки, патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положением об указанных должностных лицах.
В судебном заседании Серик И.Ю. подтвердила, что именно данные обязанности она и исполняла в спорные периоды. При этом указала на то, что в штате пунктов отдельно должности фельдшера не было, в пунктах работала она и санитарка. Свидетель Т. также подтвердила то, что в фельдшерском пункте она работала санитаркой совместно с Серик И.Ю., отдельно должности фельдшера не было, Серик И.Ю. выполняла обязанности и фельдшера, и заведующего.
Согласно диплому № * от **.**.**** истец по специальности является фельдшером.
Из решения Медногорского городского суда от **.**.**** по иску Ш. к ГУ УПФ в ... о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, следует, что период ее работы в должности заведующего ФП, включен в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Данное решение суда обжаловалось в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда. Определением кассационной инстанции от 29.10.2008 оно оставлено в силе.
Таким образом, все изложенное судом, свидетельствует о том, что указанные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости истцу.
Кроме того, ответчиком не засчитаны в специальный стаж истца периоды нахождения Серик И.Ю. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11.06.1991 по 11.12.1991 и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 12.12.1991 по 13.06.1992.
По действовавшему ранее трудовому законодательству в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию, включался период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ» от 25.09.1992, которым в статью 167 КЗоТ РФ внесено изменение, исключающее возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за детьми.
Названная правовая позиция закреплена в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Кроме того, статьями 165 и 167 КЗоТ РСФСР были предусмотрены дополнительные отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком.
Согласно пункту 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 № 24/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11, во всех случаях исчисления общего непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответствующая учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 предусматривает, что у граждан РФ сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-п указывается на то, что периоды работы до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях» подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим на 01.01.2002.
Таким образом, периоды нахождения Серик И.Ю. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11.06.1991 по 11.12.1991 и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 12.12.1991 по 13.06.1992 также подлежат зачету в специальный стаж истца.
Более того, суд считает, что спорные периоды, которые истец в судебном заседании просила зачесть в ее специальный стаж, должны быть засчитаны в льготном исчислении один год работы за один год три месяца.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного суда от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление № 1066).
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Таким образом, специальный стаж истца на момент обращения в Пенсионный фонд в г. Медногорске **.**.**** составил более 25 лет, а именно 25 лет 1 месяц 20 дней с учетом включенных судом периодов в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца), что дает ей право на досрочную трудовую пенсию, и пенсия ей должна быть назначена с момента ее обращения в ГУ УПФ в г. Медногорске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Серик И.Ю. к ГУ УПФ в г. Медногорске о признании права на досрочную пенсию, назначении пенсии – удовлетворить.
Признать за Серик И.Ю. право на досрочную пенсию и обязать ГУ УПФ в г. Медногорске назначить ей пенсию с **.**.****.
Обязать ГУ УПФ в г. Медногорске включить в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости Серик И.Ю. в льготном порядке (год работы за один год три месяца) периоды работы: в должности заведующего Т-им ФП Г-ой центральной районной больницы с 04.04.1985 по 22.07.1985 и с 25.08.1985 по 23.03.1987;
в должности заведующего Б-им ФАП К-ой ЦРБ, МУЗ ЦГБ г. г. М. и Р-го сельсовета с 01.04.1987 по 02.06.1988, с 14.06.1992 по 05.10.1994, с 01.11.1995 по 06.05.1996, с 07.05.1996 по 31.12.1997;
и периоды нахождения Серик И.Ю. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11.06.1991 по 11.12.1991 и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 12.12.1991 по 13.06.1992.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2010.